Южная Корея повысит конкурентоспособность за счет свежей рыбы
Правительство и ученые пытаются найти решение проблемы недовольства рыбаков по поводу роста импорта, который произойдет вследствие подписания соглашения о свободной торговле.
Корея уже имеет ряд подобных соглашений с Сингапуром и Чили, однако, по словам специалистов, возможность появления в этом списке Китая и США рыбаков не радует.
Проблема заключается в том, что рыбаки этого не хотят. Это хорошо для производителей и покупателей, но не для них.
По словам представителей отрасли, это происходит потому, что традиционно сильные позиции корейской экспортной продукции утрачены, за исключением суши для Японии.
Экспорт в 60-е и 70-е годы был особенно высоким, но местная промышленность развилась так быстро, что большая часть рыбы стала потребляться внутри Кореи или экспортироваться в соседнюю Японию.
В Японии цены на суши и сашими выше, чем в Корее, а на экспорт идет всего 0,26% от всех местных уловов рыбы. Это очень небольшой объем.
По данным корейской организации по торговле продукцией промысла (KFTA), стоимость экспорта рыбы и морепродуктов в ЕС составляет 150 млн. долл, включая прибыльные рынки Испании и Италии, однако компании сталкиваются с трудностями, связанными с европейским законодательством. Объем экспорта растет очень медленно из-за низкого курса других валют к корейской воне.
Однако внутренний рынок становится все лучше и лучше. В последние годы произошел настоящий переворот.
KFTA помогает корейским рыбным компаниям-экспортерам предоставлять все данные, требуемые ветеринарными службами других стран.
Организация собирает информацию о стандартах гигиены, изменениях цен, курсах валют и данные о международных рынках из СМИ и публикует ежемесячные отчеты, которые получают члены организации. Целевым рынком для корейских экспортеров является Китай, однако они испытывают трудности из-за невыгодного курса валют.
Корея импортирует китайской рыбы на 900 млн. долл., а экспортирует всего на 120 млн. долл. Увеличить экспорт является главной задачей, которую ставят члены организации.
По данным министерства морских дел и рыболовства Кореи, импорт желтого горбыля (Pseudosciaena manchurica) из Китая приносит убытки для местных рыбаков, занимающихся его промыслом.
Эта рыба очень популярна в Корее и ей занимаются много рыбаков. Однако Китай также добывает большое количество желтого горбыля, и будет продавать его по еще более низкой цене, если будет подписано соглашение о свободной торговле.
Хотя Корея является одним из крупнейших потребителей рыбы в мире, ее собственная отрасль страдает от мирового роста цен на топливо, сокращения запасов и промысловых районов. Вследствие этих проблем правительство разработало программу по выкупу излишних судов и достижению баланса между добывающими мощностями и сырьевой базой.
Осуществление программы началось в 1994 году. Однако после подписания в 2001 году корейско-китайского соглашения, по которому корейские промысловые участки еще больше сократились, это означает, что для судов снова осталось меньше районов для промысла.
Правительство вывело программу на новую стадию, в ходе которой в период с 2004 по 2008 год будет списано 6300 судов.
Ставка на свежую рыбу
Международная рыбопромышленная компания Dong Nam/Charmson Foods Corporation начала заниматься прибрежным промыслом в Корее впервые. Флот этой компании, базирующейся в Пусане, был предназначен только для промысла в отдаленных районах мира. Компания приняла решение пприобрести шесть судов для прибрежного промысла.
Компания планирует, что этот флот будет выгружать 10.000 тонн скумбрии (Scomber australasicus). Флот состоит из одного 30-метрового промыслового судна, двух светоловов и трех скоростных транспортных судов для доставки уловов в порт. В Корее очень популярно сашими, поэтому свежесть продукта стоит на первом месте.
Все суда уже были в употреблении, причем промысловое судно было куплено в Японии, а остальные в Корее. Компания никогда не строила новых судов.
Океанический флот компании Dong Nam состоит из десяти судов. В это число входят три траулера, работающие в Новой Зеландии, и добывающие 5000 тонн хека и кальмара в год. В этой стране у компании есть партнер - South East Resources, держатель лицензии, так как корейская компания не может получить квоту напрямую, и вынуждена работать через новозеландскую фирму.
Dong Nam также имеет одно судно для джиггерного промысла и одно ярусное судно, которые ведут промысел кальмара в Аргентине; 4 судна (2 траулера и 2 ярусника), работающие в российской зоне, и 73-метровый траулер «Primavera №1», добывающий кальмара, ската и ромба у Фолклендских островов.
Компания начала работу в Новой Зеландии в апреле 1990 года и добывала 1500 тонн в год, продавая продукцию в Японию и Европу. В российской зоне компания добывала палтуса, треску, пикшу и минтая. Большие партии палтуса экспортировались в Японию и США.
Общий объем квот, выделяемый флоту, составляет 53.000 тонн в год. Порядка 70% от всего объема экспортируется.
Главными видами для компании являются кальмар, минтай и макруронус (хоки). Япония и Европа - крупные рынки кальмара.
Порядка 30-40% от всего объема экспорта идет в Японию, но там снижаются цены. В Европе цены лучше. Большие партии кальмара экспортируются в Испанию, поскольку там хорошие цены. Также кальмар экспортируется в Китай.
Компания продает рыбу и морепродукты в страны бывшего Советского Союза, в частности в Казахстан.