За порожняк на путях придется платить
Правительство внесло в Государственную думу на рассмотрение законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». Законопроект закрепляет принцип платности занятия инфраструктуры общего пользования сверх нормативного времени. Согласно документу, ответственность за своевременное освобождение путей общего пользования от порожних вагонов после выгрузки будет лежать на потребителях услуг ж/д транспорта. Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на Коммерсант.
Сейчас Устав железнодорожного транспорта РФ не обязывает владельцев вагонов оплачивать стоянку на путях общего пользования свыше нормативного времени. «В связи с этим пути общего пользования фактически превращаются в бесплатные парковочные места, на которых порожний вагон может находиться неопределенное время в ожидании наиболее выгодного груза», — рассказали в пресс-службе министерства. Занятие инфраструктуры вагонами, не участвующими в перевозочном процессе, создает искусственный дефицит провозных мощностей, появляются «узкие места».
В Минтрансе считают, что новые нормы будут стимулировать участников рынка перевозок эффективно использовать потенциал инфраструктуры и подвижного состава. «Поправки направлены на совершенствование рыночных механизмов в сфере железнодорожного транспорта. Их цель — повысить эффективность работы железнодорожного транспорта в целом», — отметили в пресс-службе ведомства.
Попытку Минтранса ввести нормы занятости путей общего пользования и обязать операторов подвижного состава платить за сверхнормативный простой вагонов на путях участники рынка расценивают как желание ведомства навести порядок в сфере ж/д перевозок. «Если вагон не оформлен после выгрузки в порожнем состоянии и не заявлен под погрузку, то нужно взыскивать средства с оператора за использование инфраструктуры», — считает исполнительный директор ООО «ТИС-лоджистик» Сергей Нестеренко. Однако, полагает он, есть риск, что такой подход не решит проблему, а в случае длительного простоя усугубит ее, загоняя оператора в невыполнимые долговые обязательства перед перевозчиком. «При этом все равно вагоны будут стоять на путях станции, мешая другому подвижному составу», — замечает господин Нестеренко.
Участники рынка отмечают, что парк подвижного состава по всей сети растет, в то время как инфраструктура общего пользования не расширяется. «Мы говорим о строительстве портового кластера в Приморском крае, о необходимости увеличения пропускной способности в период лососевой путины. Между тем железнодо-рожная станция Мыс Чуркин, которая является основной для рыбаков, строилась более 30 лет назад. И с тех пор ни разу не модернизировалась», — приводит пример президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. Он согласен с тем, что проблему решать нужно, но не только мерами «штрафного характера».
«С середины июля к причалам ООО «Дальрыбпорт» подходят суда с лососем. Порт успел основательно под-готовиться к путине, однако застарелые проблемы по доставке рыбы остаются и в этом году», — отмечает генеральный директор предприятия Людмила Талабаева. По ее словам, железная дорога «не пускает рыбу». «У нас все готово. Все ремонтные работы проведены. Мы удлинили железнодорожные пути, купили перегрузочную технику и сделали все для уменьшения потерь холода. Но РЖД, в ведении которой находится станция мыс Чуркин, до сих пор без модернизации», — говорит госпожа Талабаева. По ее словам, РЖД не способна обеспечить даже текущие потребности в перевозке, не говоря о потенциальных.
Главным фактором, способным снизить потери операторов от занятости путей, по мнению участников рынка, является станционная работа, а не введение платы за сверхнормативное пользование инфраструктурой. «От количества маневровых средств, умения ими управлять, способности станционных работников разных дирекций работать на общий результат в связке зависит наличие или отсутствие свободного для вагонов места на станции», — считает господин Нестеренко. Что же касается операторов подвижного состава, то в любом случае при появлении расходов на сверхнормативное пользование инфраструктурой он постарается компенсировать их. «И сделают они это за счет платы за пользование вагоном, то есть за счет грузовладельца. Что в итоге скажется на окончательной стоимости товаров на прилавках магазинов», — заключил господин Нестеренко.
Предлагаемые изменения направлены на выполнение одной из главных задач железнодорожного транспорта — своевременное и бесперебойное обеспечение потребностей экономики в перевозках, уверены эксперты. «Тем не менее только штрафных мер, вероятно, недостаточно, нужны некие комплексные решения, ведь у этой проблемы несколько причин, в том числе недостатки диспетчеризации, необходимость модернизации инфраструктуры», — говорит аналитик «Инвесткафе» Кира Завьялова. Участникам рынка придется адаптироваться, считает собеседница. «Введение поправок заставит управляющих вагонным парком стремиться к ми-нимизации простоя, чтобы сдержать рост стоимости грузоперевозок в целом. Крупные операторы справятся. Положение более мелких игроков будет зависеть от их возможностей наращивать базу клиентов», — заключила госпожа Завьялова.