За пять лет экспорт рыбных консервов и пресервов вырос на 353%
Согласно последнему исследованию компании Экспресс-Обзор, рыбоперерабатывающая отрасль, как и весь рыбохозяйственный комплекс, находится в непростой ситуации, причиной чему является упадок отрасли в годы общероссийского экономического кризиса.
Еще в 1985 году среднедушевое потребление рыбных продуктов было на 47%, а в 1990 году - на 41% выше уровня 2004 года. Несмотря на сложившуюся ситуацию, рынок прошел стадию упадка и в последнее время достаточно активно развивается, причем основной вклад вносят российские компании - прирост рынка в 2007 году был на 90,6% обусловлен увеличением производства отечественной продукции.
На развитие рынка, в первую очередь, влияет увеличение спроса на рыбную продукцию. Особенно динамично развивается премиум-сегмент пресервов из рыбы и морепродуктов. Причинами такого смещения потребительских акцентов являются увеличение доходов населения, стремление к здоровому образу жизни при возрастающей нехватке времени. Но, несмотря на постоянно растущий спрос на них, основная часть покупателей по-прежнему отдает предпочтение рыбным консервам - ценовой фактор играет важную роль на российском рынке.
Смещение потребительских предпочтений не могло не сказаться на структуре выпуска консервов и пресервов. В период с 2002 по 2007 гг. доля дешевых консервов из рыбы (в первую очередь, в томате) в натуральном выражении снизилась практически в 2 раза, в то время как доля дорогой продукции неуклонно возрастала. В 2008 году дешевые рыбные консервы в томате продолжат и дальше уступать свои позиции и по итогам года составят всего 14,6% от общего объема производства консервов и пресервов.
В целом, объем выпуска рыбных консервов и пресервов по итогам 2007 года увеличился на 3,75% в натуральном выражении. Больше всего отечественными предприятиями выпускается натуральных рыбных консервов (из печени трески, лососевых, из сельди, скумбрии, крабовых) - 52,5% в общероссийском объеме производства.
К результатам заметного оздоровления рыбной отрасли можно отнести расширение производителями ассортиментной линейки (в частности, экзотическими товарами) и брендирование своей продукции в целях повышения заинтересованности и узнаваемости среди покупателей.
Помимо всего прочего, уровень развития отрасли определяется экспортным потенциалом. За пять лет (2002 - 2007 гг.) объем экспортных поставок рыбных консервов и пресервов в натуральном выражении увеличился на 353%. Наиболее динамично растут экспортные поставки консервов из лосося (в 2007 году - на 34,4%) и консервов из тунца, спиджека и пеламида (темп прироста составил 32,3%). Большая часть продукции поставляется на рынки СНГ, среди которых основной объем приходится на Украину - почти 60% от всего объема экспорта в 2007 году.
Еще одним положительным моментом развития отрасли является снижение доли импорта на российском рынке: если в 2002 году импортная продукция занимала немногим менее половины рынка, то по итогам 2007 года едва превысила пятую часть. Уменьшению импорта способствовало несколько законопроектов, запрещающих ввоз в Россию ряда продуктов из рыбы, преимущественно шпрот, и запреты ветслужбы РФ на ввоз ряда продуктов норвежского производства.
По мнению специалистов компании «Экспресс-Обзор», латвийским компаниям будет достаточно трудно вернуть утерянные позиции, несмотря на то, что латвийские шпроты - традиционный продукт на российском рынке. За время отсутствия латвийских игроков российские производители сумели укрепить свои позиции, заменив импортную продукцию своей.
К негативным тенденциям рынка рыбных консервов и пресервов можно отнести:
- Зависимость от сырья из Китая. Нормой стала ситуация, когда отечественные производители переправляют российское сырье на китайские заводы, а потом закупают уже переработанную продукцию.
- Присутствие на рынке контрафактной продукции. По некоторым оценкам, она составляет от 25% до 37%.