За успехом южноафриканской рыболовной компании стоит тесное сотрудничество с сетевыми магазинами
В 2007 году известная южноафриканская розничная сеть Woolworths, специализирующаяся на продуктах питания и одежде, увеличила продуктовые торговые площади на 12,7%, а в 2008 году она планировала увеличить их ещё на 23%.
В то же время поставщик сети Woolworths - компания Grey's Marine (http://www.greysmarine.co.za/) продала свой старый перерабатывающий завод в рыбном порту Hout Bay и вложила средства в быстрорастущую фабрику ближе к центру города. Здесь компания создала целый промышленно-складской комплекс.
На своём рыбоперерабатывающем заводе компания Grey's Marine производит широкий ассортимент рыбных продуктов, преимущественно для сети Woolworths.
Компания Grey's Marine и её дочерние компании являются держателями прав на промысел лобстера на западном побережье и на южном побережье. Кроме этого она имеет права на промысел патагонского клыкача в Южном океане.
Десятилетнее сотрудничество с сетью Woolworths позволило компании превратиться во влиятельного игрока в местной рыбной отрасли.
В настоящее время она владеет рыбными прилавками и поставляет туда свою рыбную продукцию в 10 магазинах сети, при этом 6 из них находится в Хаутенге (южноафриканский коммерческий центр) и 4 - в Западном Кейпе. Также компания поставляет в другие магазины сети, расположенные по всей стране, упакованные рыбные порции, включая норвежского лосося, чёрного конгрио и мерлузу, тунца, масляную рыбу, плюс блюда быстрого приготовления в панировке, такие как полоски из кальмара.
Национальная дистрибуция осуществляется сетью Woolworths, но 10 рыбных прилавков находятся во владении компании Grey's Marine. Свежая и мороженая рыбная продукция доставляется по воздуху ежедневно.
В настоящее время на заводе компании 80% продукции производится для сети Woolworths, остальные 20% поступают в рестораны и отели страны.
Поставки
Завод комапнии работает круглый год. Каждую неделю перерабатывается около 15 тонн сырья. Доставка продукции осуществляется ежедневно.
Норвежский лосось пока считается самым популярным рыбным продуктом для покупателей в сети Woolworths. В год компания Grey's Marine поставляет 700 тонн. Она закупает рыбу только на одной из норвежских ферм и импортирует её в свежем виде в Южную Африку каждую неделю. Дополнительные поставки импортируются в мороженом виде каждый месяц. На заводе компании лосось вручную разрезается на порционные куски и пакуется.
Компания работает с небольшим количеством поставщиков, которые тщательно проверяются на предмет соответствия их методов ведения промысла и способов хранения уловов стандартам безопасности продукции сети Woolworths'. Однако для компании, которая закупает продукцию в разных частях света, одной из серьёзных проблем является обеспечение достаточным количеством сырья и прозрачность его движения от самого источника.
В этом вопросе с лососем не возникает никаких проблем, так как он имеется в наличии в течение всего года. Сложности возникают с поставками желтопёрого тунца (другой популярный продукт в сети), так как он имеется в наличии во время промыслового сезона в стране. Закупка филе спинки тунца из Мавритании является одним из способов, который компания Grey's Marine использует, чтобы гарантировать поставки в Woolworths' продукции из тунца круглый год.
Что касается прозрачности движения продукции, то её легче добиться в отношении одних продуктов и сложнее в отношении других. Например, с импортом лосося это сделать легко. Проблемы возникают, когда компания имеет дело с местными ярусоловами или когда она импортирует рыбу из развивающихся стран, таких как Чили, Вьетнам и Перу.
Компания Grey's Marine выполняет все требования сети Woolworths' в отношении прозрачности движения продукции, закупая рыбу у небольшого количества надёжных поставщиков. Например, желтопёрый тунец доставляется только с трёх судов, каждое из которых имеет сертификат ХАССП.
Тесно сотрудничая с местными и международными организациями, которые борются за устойчивость промысла, такими как South African Sustainable Seafood Initiative (Инициатива Южной Африки по рыбной продукции из устойчивых промыслов) и Морской Попечительский Совет, компания может закупать рыбную продукцию из хорошо регулируемых промыслов. Виды, которые занесены в так называемый красный список организации SASSI, не продаются в сети Woolworths'.
Рыба в панировке
В 2007 году компания Grey's Marine начала производство рыбных порций в панировке и полуфабрикатов для сети Woolworths'. Полоски из кальмара в панировке сразу же завоевали популярность, в результате чего компания увеличила производство этого продукта.
Компания постоянно разрабатывает новые продукты.
В планах компании - установка цистерн для хранения живых лангустов, чтобы компания могла эффективно управлять качеством экспортной продукции со своего завода Diep River.
Занимаясь промыслом и поставками рыбной продукции, компания Grey's Marine является ярким примером того, как небольшие и среднего размера рыболовные компании в Южной Африке могут успешно развиваться, несмотря на снижение уловов.