Заработает-ли новый закон?
В первую декабрьскую неделю президент подписал федеральный закон, который вносит существенные изменения в прежнее законодательство о рыболовстве. Порадовали ли происходящие перемены самих рыбаков, что думают об этом законодатели в приморских регионах страны? На эти и другие вопросы мы попросили ответить депутата Сахалинской областной Думы, в прошлом профессионального рыбака, Валентина Буркова.
– Сделан действительно серьезный шаг вперед в изменении государственной политики по отношению к рыболовству. Однако не случайно, что последний закон неоднозначно воспринят не только рыбаками, но даже теми, кто стоит во главе штаба отрасли – я имею в виду руководителей Госкомрыболовства.
Вот конкретный пример. Государство нацеливает российских рыбаков сдавать максимальное количество выловленной рыбы отечественным перерабатывающим предприятиям. Для этого законодатель предусмотрел экономическое стимулирование. В частности, для таких рыбаков снижается ставка платы за пользование водными биоресурсами до 10 процентов против 100, которые придется платить экспортерам рыбы.
Вроде бы все логично и разумно. Но профессиональные-то рыбаки прекрасно понимают, насколько это трудноосуществимо. Ведь уже сегодня, решив прийти на сдачу в родной порт, каждый капитан знает: предстоит простоять как минимум двое-трое суток. Именно столько времени требуется на проверки различных контролирующих служб и оформление необходимых документов. А если наши многочисленные контролеры еще и придерутся к чему-нибудь, то можно простоять и неделю, затем другую, а потом понять, что пора кое-кому нести конвертик…
Тем не менее, сидеть, сложа руки, в ожидании, когда эта законодательная норма вступит в силу – тоже негоже. У нас в области было бы, наверное, разумно провести ряд специальных совещаний с руководителями рыбопромышленных компаний, портовых служб и контролирующих органов, чтобы выработать план ближайших действий, хотя бы в первом приближении посчитать, какие потребуются финансовые и материальные ресурсы. При необходимости ко всей этой работе подключатся и наши депутаты. Словом, требуется сообща найти алгоритм встречного движения к моменту введения этой нормы закона в действие. В противном случае через год выйдет все по классической формуле Черномырдина: хотели как лучше – получилось как всегда.
Вы подробно рассказали об одном из "подводных камней" нового законодательства. Но ведь в нем наверняка есть и положения, которые порадовали рыбаков?
Ведь объект объекту рознь. Скажем, мы регулярно не осваивали квоты на сайру, поэтому открыть к ней доступ как можно шире – значит, дать рыбакам дополнительные возможности для поставок на стол россиянам большого количества хорошо востребованного продукта. Можно лишь приветствовать, например, и отмену квот на кальмара – объект труднодоступный для лова, да и с экономической точки зрения для рыбака не очень выгодный.
Давно мы добивались и перераспределения полномочий между центром и регионами в управлении рыболовством, особенно – оперативным промыслом лососевых. Сахалин порой дает до трети всего российского лосося, а Дальний Восток – еще больше, поэтому нам тут, на месте, видней, сколько и когда его добывать. Увидели, что естественные и искусственные нерестилища заполнены – значит, пришло время давать команду на вылов всей оставшейся рыбы. Иначе после нереста она погибнет и будет навсегда потеряна и для страны, и для народа.
Теперь, слава богу, определением условий, объемов, мест лова и прочих составляющих лососевой путины будут заниматься региональные комиссии во главе с губернаторами, полномочия которых прописаны в законе.
Порадовало в законе и положение о перераспределении доходов от платы за пользование ВБР в пользу региональных бюджетов. Речь идет, даже по первоначальной прикидке, о сотнях миллионов рублей. Этой добавкой надо распорядиться разумно, большую ее часть направить на развитие рыбоводства и марикультуры, научных исследований сырьевой базы. Если не будем заботиться о пополнении ресурсов, то потеряем не просто деньги – потеряем основу для жизни населения приморских территорий.
– Сахалинская облдума еще позапрошлого созыва, по инициативе безвременно ушедшего от нас депутата и президента АРС Владимира Горшечникова, приняла областной закон о рыболовстве. Но его после появления аналогичного федерального закона пришлось серьезно корректировать, а затем и вовсе отменять. Появилась ли сегодня потребность в новом областном законе о рыболовстве?
– Если рыбаки неоднозначно оценивают изменения в законодательстве о рыболовстве, то наверняка готовы отстаивать общие интересы дальше. Что вы намерены делать?
www.skr.su