Железнодорожный "подарок" - просто символичен
За последние дни глава российского правительства Владимир Путин дважды проявил отношение к интересам дальневосточников. С одной стороны, он заявил, что готов компенсировать из бюджета доставку на Дальний Восток отечественных автомобилей, с другой стороны, резко покритиковал главу Госкомрыболовства Андрея Крайнего, предложившего поддержать дальневосточных рыбаков, чья продукция из-за ж/д тарифа не может конкурировать с норвежской селедкой. Об этом сообщает https://www.fishnet.ru/ со ссылкой на PrimaMedia.
Поддержка отечественного автопрома, по формуле Путина, есть запретительная пошлина на импортные авто подобного класса плюс компенсация ж/д тарифа на доставку автомобиля к удаленному потребителю. Даже если отбросить всем известные вещи о несопоставимости качества подержанных "японок" и новеньких "Лад" и взглянуть на эту формулу с калькулятором, получается, что дальневосточнику-автолюбителю со средним достатком нормального автомобиля в ближайшие годы не видать, как своих ушей.
Что покупал такой средний дальневосточник до сих пор? Он покупал подержанную "японку". До повышения пошлин она стоила до 5 тысяч долларов, то есть порядка 150 тысяч рублей. Более состоятельные, залезая в автокредит, могли позволить себе более мощную "японку" за 500 тысяч рублей.
Теперь те же подержанные машины с новой пошлиной обойдутся в два раза дороже. В качестве альтернативы бедным автолюбителям предлагается российская "Лада", которая при самой простой комплектации стоит порядка 300-350 тысяч рублей. Тем, кто побогаче, - "Тойота", маде ин Петербург, за 900 тысяч рублей.
В качестве "пряника" дальневосточникам предложена компенсация транспортировки авто с запада страны. Стоимость этого "подарка" рассчитывается весьма просто.
Если везти одну машину, то ее, действительно, надо загрузить в контейнер, тариф за который составляет порядка 70 тысяч рублей. Но так везут редко. Обычно дилер собирает несколько заявок и везёт по 8-10 авто на платформе в так называемой сетке. В итоге доставка машины обходится владельцу в 8-10 тысяч рублей.
Более того, дилеры, даже если везут одну машину в контейнере, никогда не берут с клиента полную стоимость доставки, поскольку загружают его запчастями и так далее.
В общем, как ни крути, железнодорожный "подарок" премьера дальневосточным автолюбителям - 10-20 тысяч рублей при стоимости авто в 300-350, а то и 900 тысяч рублей - просто символичен. За отечественную машину всё равно придётся выложить практически вдвое больше, чем за импортную подержанную до повышения пошлин.
Как считают специалисты - дилеры российских заводов, участники внешнеэкономической деятельности - реально простые дальневосточники всё равно не будут покупать отечественные авто: они либо купят подорожавшую, но более знакомую "японку", либо пересядут на относительно недорогую импортную машину с пробегом по российским дорогам, которую им продадут более состоятельные автособратья, готовые поменять свою "старушку" на новую, хоть и с более высокой пошлиной.
Чтобы дальневосточники покупали продукцию российского автопрома, надо, чтобы "Лады" бегали, как "Тойоты", и не сыпались через две недели, и чтобы стоили дешевле, чем иномарка пятилетней давности.
Единственные, кто будет вынужден помогать отечественному автопрому не столько по экономическим соображениям, сколько по долгу, - это силовые и прочие государственные структуры: армия, МЧС, милиция, здравоохранение, лесоохрана. Но они и сегодня являются главными заказчиками тех же УАЗов. Которые, кстати, после изменения дизайна кузова и замены мостов выросли в цене со 150 до 450 тысяч рублей.
Впрочем, как скажется премьерское решение на отечественном автопроме - это один вопрос. Другой, и более для нас существенный - об отношении к простым дальневосточникам. В этом смысле еще интереснее то, что происходит сегодня с дальневосточной рыбой. В эти дни как раз заканчивается путина жировой охотской сельди - конкурента норвежской. И как сообщили нам в министерстве природных ресурсов Хабаровского края, селёдкой этой уже до отказа забиты все береговые холодильники как Хабаровского края, так и Приморья.
В связи с кризисом, тем самым мировым экономическим, наши традиционные импортеры - страны АТР - рыбку почему-то не берут.
Собственный рынок Дальнего Востока способен проглотить не более 15 процентов улова - как в сыром, так и в солено-копчено-деликатесном виде, несмотря на то, что в последнее время перерабатывающих мощностей создано просто немеряно и качество продукции отменное.
А весь остальной российский рынок при этом для дальневосточной рыбы просто закрыт: при действующем железнодорожном тарифе везти сельдь хотя бы до Сибири или Урала невозможно - с учетом тарифа она будет стоить дороже, чем "западная".
Правительство Хабаровского края неоднократно обращалось в правительство РФ с просьбой хотя бы "споловинить" тариф по рыбе. Но положительного ответа так и не получило.
Почему для поддержки автопрома премьер готов на резкие шаги, а для поддержки дальневосточных рыбаков - не готов? Причем настолько не готов, что принародно "наезжает" на министра? Очевидно, по той же причине, по которой не готов поддержать и дальневосточную металлургию, и обрабатывающую промышленность, и даже предприятия оборонно-промышленного комплекса, которые годами не получают ни нормальной загрузки, ни финансирования по гособоронзаказу? По той же причине, что не готов субсидировать в необходимом объеме пролет дальневосточников до европейской части страны, заменяя их смешными компенсациями перевозчикам.
В своем выступлении Владимир Путин назвал цифру, сколько человек трудится сегодня в российском автопроме - полтора миллиона человек.
Цифра, конечно же, "сопоставима" с населением Дальнего Востока. С той лишь разницей, что Дальний Восток - многопрофильный, и бороться с трудностями ему не привыкать.
Источник: PrimaMedia