Новости компании Ассоциация добытчиков минтая, НО
ИНН: 2536175101
Статус:
Ассоциация добытчиков минтая, НО
ИНН: 2536175101
Статус:
Статус:

Роспотребнадзор уполномочен предупредить: не вся рыба съедобна

8 мая 2013 10:36

 

Зверев Герман Станиславович, Президент Ассоциации добытчиков минтаяВажные данные о российском рыбном рынке и российском рыбохозяйственном комплексе сообщил Роспотребнадзор во время заседания Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре.

Производственные мощности рыбохозяйственного комплекса по выпуску пищевой рыбной продукции составляют 4,5 млн. тонн (77% мощности находится на флоте, 23% – на береговых предприятиях). Наиболее значительной рыбоперерабатывающей базой располагает Дальневосточный рыбохозяйственный бассейн, где производственные мощности составляют 2,4 млн. тонн или более половины общего производственного потенциала отрасли. Около 19% производственных мощностей находится на Северном бассейне, на долю Западного и Каспийского бассейнов приходится по 12 % производственного обрабатывающего потенциала. Доля Южного бассейна – около 2%. Производственные мощности по консервному и кулинарному производствам задействованы на 40%, по коптильному – на 25%.

Комментарий: один из главных регуляторов продовольственного рынка считает, что главная производственная база рыбопереработки по-прежнему находится в море и подтверждает, что действующий рыбопромысловый флот НЕДОЗАГРУЖЕН изначальным производственным ресурсом: кораблей много, а рыбы - мало. Поэтому прежде чем строить новый рыбопромысловый флот, нужно ответить - какой ресурс этот флот будет осваивать? Модернизация рыбопромыслового флота уже привела к тому, что крупнотоннажные корабли в среднем добывают в год 20 тысяч тонн водных биоресурсов, хотя десять лет назад это были рекордные единичные показатели. 

Из действующих на территории Российской Федерации хладокомбинатов, 90% построены в 60-е годы прошлого столетия. Износ оборудования на данных объектах достигает 70%. В настоящее время, в целом по Российской Федерации, существует значительный дефицит складов практически по всем видам и классам при ежегодно растущем спросе на современные береговые холодильники на 15-30%. Несогласованное развитие терминально-складских мощностей на территории страны – важнейшая проблема в развитии складского рынка.

Комментарий: производственная база добычи водных биоресурсов идёт в ногу со временем, а складская и логистическая инфраструктура сильно отстаёт. В России (особенно на Дальнем Востоке) практически не существует мощных и современных складских-хлодильных комплексов большой вместимости (ёмкость свыше 50 тысяч тонн единовременного хранения).

По оперативным данным на надзоре находится около 2 500 рыбоперерабатывающих предприятия, из которых 26% не соответствуют требованиям действующего санитарного законодательства Российской Федерации.

Комментарий: через два месяца вступает в силу Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции". Значит нужно ожидать, что по формальным критериям будет закрыто (или приостановлено) КАЖДОЕ ЧЕТВЁРТОЕ рыбоперерабатывающее предприятие в стране? Ведь если Роспотребнадзор уже задокументировал эти нарушения, значит их можно использовать в качестве доказательственной базы?

Доля рыбы и рыбных продуктов, несоответствующих нормативам по микробиологическим и санитарно-химическим показателям за последние 10 лет выше, чем в других группах пищевых продуктов. В 2012 году учреждениями Роспотребнадзора исследовано по микробиологическим показателям 38 567 проб рыбы, рыбных продуктов и других продуктов моря, из них не отвечали гигиеническим нормативам 8,88%, в том числе по импортным продуктам указанной группы данный показатель составил 7,69%. По химическим показателям в 2012 году учреждениями Роспотребнадзора исследовано 22 221 проб рыбы, рыбных продуктов и других продуктов моря, из них не отвечали гигиеническим нормативам 4,94%, в том числе по импортным продуктам указанной группы данный показатель составил 13,06%.

Комментарий: нужно ли это понимать, что на российском рынке продаётся почти 300 тысяч рыбопродукции на 45 млрд. рублей, которая не соответствует нормативам по микробиологическим и санитарно-химическим показателям? Или ситуация ещё хуже? Ведь есть рыбопродукция ФОРМАЛЬНО качественная, но фактически НЕСЪЕДОБНАЯ. Или ещё - есть рыбопродукция, которая сопровождается неверной маркировкой (вместо 125 граммов сайры в банку положили всего 80 граммов). 

Следовательно, на рынке существуют мощные силы, которые ежегодно зарабатывают десятки миллиардов рублей, продавая некачественную и небезопасную рыбопродукцию. Существующие национальные технические регламенты и система ГОСТов не обеспечивают надлежащий уровень безопасности и качества продукции. Система стандартизации отстаёт от минимальных потребностей уже принятых и вступающих в силу с 1 июля 2013 года технических регламентов Таможенного союза. В целом дорыночный контроль почти отсутствует, рыночный контроль малоэффективен, а рыбный рынок в значительной степени уязвим для небезопасной и некачественной пищевой продукции. Добросовестный национальный производитель уступает в конкурентной борьбе производителям и поставщикам некачественной и небезопасной продукции, а добросовестные системы сертификации неконкурентны по сравнению с органами сертификации и испытательными лабораториями, легализующими потоки некачественной и небезопасной рыбопродукции.

Думаю, что "санитары рынка" должны вести борьбу с "браконьерами рынка" по следующим направлением:

1. С 1 июля 2013 года закрытие или приостановка рыбоперерабатывающих предприятий, по которым накоплены документальные доказательства нарушений санитарных норм;

2. Принятие в 2013 году технического регламента Таможенного союза "Рыба и рыбная продукция";

3. Принятие в 2014 году федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" для очищения поляны применения липовых ГОСТов;

4. Реализация жёстких критериев при аккредитации центров сертификации в соответствие с Федеральным законом "Об аккредитации в Российской Федерации";

5. Переход на более плотный уровень взаимодействия между компетентными органами России и зарубежных государств в целях создания международной системы прослеживаемости рыбной продукции.