Новости компании Ассоциация добытчиков минтая (АДМ), НКО
ИНН: 2536175101
Статус:
Ассоциация добытчиков минтая (АДМ), НКО
ИНН: 2536175101
Статус:
Статус:

Рыбный рынок на развилке

15 сентября 2016 10:26

Почти одновременно Росстат и GfK предложили свои оценки российского рыбного рынка. По данным Росстата, в прошлом году объём розничных продаж рыбопродукции превысил 583 млрд. рублей – на 56 млрд. рублей больше, чем в 2014 году. Однако в сопоставимых ценах розничные продажи сократились на 15%. Что это – временное снижение или слом тенденции, сформировавшейся в предыдущие шесть лет? В 2009 – 2014 годах розничные продажи росли на 5 – 6% в год (в сопоставимых ценах).

Росстат предлагает свою версию снижения продаж – опережающий рост цен на рыбопродукцию. Опережающий инфляцию и реальные доходы населения. Причём «генератор» роста цен в 2015 году изменился. В 2014 году цены производителей рыбопродукции выросли на 17%, а цены розничной торговли – на 18%, в 2015 году цены производителей выросли на 45%, а розничные цены – на 23%.

GfK презентует на ежегодной конференции World Food – 2016 доклад «Новые реалии рынка. Как адаптируются покупатели?». Это глубокое и аргументированное исследование российского потребительского рынка, в том числе и рыбного рынка. Эксперты GfK фиксируют снижение физического объёма продаж на российском рыбном рынке на 8,1%. Наибольший спад продаж, по мнению экспертов GfK, наблюдается в следующих сегментах: морепродукты – минус 31,4%, полуфабрикаты из рыбы – минус 19,9%, сельдь – минус 9,6%, солёная и копчёная рыба – минус 9,4%.

Таможенная статистика фиксирует снижение импорта сельди в 2015 году с 132 тысяч тонн до 68 тысяч тонн – на 65 тысяч тонн. В то же время экспорт сельди снизился с 170 тысяч тонн до 129 тысяч тонн: 41 тысяча тонн пополнила российский рынок. Российский рынок сельди в 2014 году (уже после запрета норвежской сельди) составил не менее 360 тысяч тонн, в 2015 году – 330 тысяч тонн. Следовательно, выводы GfK похожи на правду.

На российский рыбный рынок давят два мощных фактора.

Первый – обусловленное антисанкциями снижение предложения на рынке. Под антисанкции попал объём поставок в 460 тысяч тонн. Новые поставщики прирастили к своим прежним объёмам 70 тысяч тонн. Таким образом, чистое снижение импорта за два года составило 430 тысяч тонн. Поставки российских уловов – по минтаю, сельди, лососёвым и другим видам рыбопродукции – на отечественный рынок за эти два года приросли на 120 тысяч тонн. Выходит, что снижение предложения на рынке составляет около 300 тысяч тонн – 10% рынка. А дальше начинают работать базовые законы экономики: растущий спрос при снижении предложения приводит к росту цен.

Однако – и это второй мощный фактор – рост цен начинает тормозить продажи. Поэтому и производители продукции, и розничный сектор сейчас уткнулись в потолок платежеспособного спроса. Усиливается переориентация потребителей с рыбопродукции на товары-заменители – птицу.

Либо корреляция цены – либо снижение продаж. Такова развилка для российского рыбного рынка.