Губернатор Аляски вызвал бурю негодования, предложив разводить лосося на аквафермах
На фоне шумихи вокруг встречи президентов США и России на Аляске губернатор штата Майк Данливи задал в соцсетях провокационный вопрос, который расколол местное сообщество. Он предложил развивать на Аляске, мировом лидере по добыче дикого лосося, еще и аквакультуру — разведение рыбы на фермах.
Поводом для его поста стала статья особенности лососевых ферм в Шотландии, где атлантического лосося выращивают в морских садках.
«Аляска — лидер по вылову дикого лосося. Мы могли бы быть лидером и в фермерской индустрии. Почему бы не делать и то, и другое, вместо того чтобы импортировать лосося из Шотландии?» — написал губернатор.
Ответ от ученых, защитников дикой природы, рестораторов и простых жителей Аляски последовал мгновенно — он был полон тревоги и негодования. Один из первых комментаторов емко выразил общее настроение: «Вы с ума сошли?».
Любовь к дикому лососю на Аляске — явление, выходящее за рамки партийной политики. Эта рыба — основа местной культуры, диеты, идентичности и экономики. Поэтому к фермерской рыбе здесь относятся с большим подозрением. Ее сложно найти в магазинах, и почти ни один ресторан не подает ее. Разведение лосося и других видов рыбы было запрещено еще в 1990 году из-за опасений за экологию и угрозы диким популяциям.
Однако Данливи, с пандемии озабоченный продовольственной безопасностью штата, проявляет растущий интерес к аквакультуре. Ранее его администрация уже вносила законопроект, разрешающий разведение на суше несвойственных Аляске видов, например, форели или тилапии. Тот закон столкнулся с лавиной протестов. Но новый пост губернатора пошел еще дальше, намекая на смену курса — от узконаправленных наземных ферм к куда более масштабному разведению лосося в морских садках, чего больше всего боятся защитники рыболовства.
Идею губернатора раскритиковала депутат-республиканец от Кадьяка Луиза Стаутс, возглавлявшая комитет по рыболовству. По ее словам, власти должны бросать все силы на поддержку традиционной рыбной отрасли, которая и без того переживает не лучшие времена.
«Разведение лосося в прибрежных водах — для меня это неприемлемый риск. Думать, что мы можем стать лидером в этой области, просто возмутительно», — заявила она, добавив, что у законопроекта практически нет шансов на прохождение.
Сам Данливи в интервью пояснил, что его пост был попыткой начать дискуссию.
«Я просто решил выложить это, чтобы посмотреть на реакцию, не чтобы разозлить людей, а просто чтобы увидеть отклик», — сказал он. Он ожидал критики и сожалеет, что разговор на эту тему становится слишком эмоциональным, что мешает трезвому обсуждению фактов.
Губернатор уверен, что аквакультура может сосуществовать с диким рыболовством, а бренд «дикого улова» только выиграет от этого. При этом у него нет конкретного плана по разведению лосося на Аляске. Он признает, что наземные фермы, которые поддерживают некоторые экологические группы, нерентабельны, а к разведению в открытых садках есть серьезные вопросы, включая выбор вида лосося.
Он также указал на рыночные реалии: лосось — второй по популярности морепродукт в США после креветок, и 75-80% потребляемого американцами лосося — это фермерский атлантический лосось. Дикий атлантический лосось почти исчез. Аляска же поставляет основную долю дикого лосося на внутренний рынок, но в мировом масштабе крупнейшим игроком является Россия. Данливи видит в аквакультуре шанс для Аляски и США занять более весомую позицию на этом рынке.
Представители индустрии аквакультуры, как Кейтлин Чайковски из Национальной ассоциации аквакультуры (США), утверждают, что за последние десятилетия технологии стали значительно чище и безопаснее. Однако она признает, что ни в одном регионе мира, подобном Аляске, фермерское разведение лосося не соседствует с такой мощной индустрией дикого вылова.
В ресторанах Аляски к идее губернатора отнеслись с недоумением. Роб ДеЛюча, владелец престижного анкориджского ресторана Crush Bistro, заявил, что гости приезжают на Аляску увидеть и попробовать дикую рыбу.
«Сейчас абсолютно ясно: если ты получаешь в ресторане Аляски кусок лосося, он еще пару дней назад плавал в голубом океане. А теперь гости должны спрашивать: "Это фермерский или дикий?"» — говорит он. По его словам, атлантический лосось с ферм значительно уступает по вкусу и текстуре, и продвигать его — бессмысленно.
«У него надо отобрать карту аляскинца», — иронично заключил ДеЛюча.
Для коренных народов Аляски дикий лосось — не просто ресурс, а основа культуры. Мелани Браун, рыбак из Бристольского залива и активистка организации SalmonState, указывает на загрязнение отходами и лекарствами из садков, которые вредит дикой рыбе. Ее также возмущает, что фермерскую рыбу кормят мукой из анчоусов, вылавливаемых в развивающихся странах, что создает угрозу их продовольственной безопасности.
Она сравнивает рыболовство для местных сообществ со школой, церковью и музеем одновременно — это и навыки, и община, и связь с историей и культурой.
«Это гораздо больше, чем деньги, и гораздо больше, чем просто еда», — говорит Браун.
Мишель Страттон, биолог из Совета по сохранению морских ресурсов Аляски, подводит итог:
«Фермерский лосось уже однажды обрушил цены, распространяет болезни и загрязнение и рискует уничтожить бренд "Дикая Аляска", от которого зависят рыбаки. Другие регионы закрывают фермы; заменить наше дикое преимущество фермерским лососем было бы грубейшей ошибкой».
Сам губернатор Данливи понимает, что с оставшимся годом в должности ему вряд ли удастся провести свой закон. Он надеется, что его преемник сможет организовать диалог между рыбаками, шеф-поварами и всеми заинтересованными сторонами, чтобы найти способ развивать аквакультуру, не нанося ущерба главному бренду Аляски.
«Я думаю, это возможно. Думаю, есть способы сделать это», — заключил он.
Источник: «Nomeatnofish»




















