Правовые коллизии мешают аквакультуре динамично развиваться
Нормативная неурегулированность и административные тормозы тесно пересекаются с вопросами инвестирования в морскую аквакультуру и ведут к её ограничению.
Вопросы создания более благоприятных условий для развития аквакультуры в России активно обсуждались на конференции «Аквакультура будущего – будущая аквакультура» в рамках Международного рыбопромышленного форума в Санкт-Петербурге.
Принявший участие в работе конференции зампред комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Игорь Зубарев акцентировал внимание на необходимости урегулирования правовых коллизий в сфере аквакультуры, обозначив это направление среди приоритетов работы комитета.
Так, в сфере внимания аграрно-продовольственного комитета Совета Федерации находятся законопроекты о производственном контроле в аквакультуре, поправки в Уголовный кодекс, предусматривающие ответственность за порчу имущества аквафермеров, о корректировке границ рыбоводных участков (РВУ) и их наследовании. Это безусловно важные вопросы, требующие законодательной корректировки.
Но, как считают в Представительстве по Приморскому краю АНО «Национальный общественный комитет по противодействию коррупции» (АНО НОКПК), вне границ внимания комитета остались важные темы, напрямую влияющие на степень инвестирования в аквакультуре и, соответственно, на темпы её развития.
Прежде всего необходимо обратить внимание на государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) морской аквакультуры, необходимость проведения которой появилась в результате законодательного брака в 2013 году, и завышенные требования минимальных объемов изъятия в пресноводной и морской аквакультурах.
Сложная и дорогостоящая процедура экологической экспертизы Росприроднадзора, применимая к «грязным» промышленным производствам, не подходит для морской аквакультуры (марикультуре). Марикультура занимается не эксплуатацией, а воспроизводством природных ресурсов, но в результате высоких требований госрегулятора вынуждена нести непомерные расходы и терять в развитии. Стоимость сбора бумажек и прохождения всех процедур достигает 10 – 12 млн рублей за морской участок (пресноводная аквакультура ГЭЭ не подлежит).
Второй большой барьер для аквакультуры состоит из минимальных объемов изъятия, утвержденных для морской и пресноводной аквакультур приказом Минсельхоза России в 2017 году. Согласно приказу, средний размер минимального годового изъятия для индустриальной аквакультуры составляет 223 тонны с одного гектара. Учитывая, что площадь аквакультурных угодия в России составляет не менее 430 тыс. га, Россия ежегодна сейчас должна выращивать около 97 млн тонн аквакультуры. Это в два раза больше, чем в Китае – мирового лидера аквакультуры (53 млн тонн). Объемы завышены и не отражают реальных возможностей отечественной аквакультуры.
Это негативно влияет на инвестирование и развитие аквакультуры. Предприятия, не прошедшие госэкоэкспертизу, не имеют права заниматься аквакультурой на купленных участках, которые затем возвращаются государству по причине неиспользования. Аналогично происходит при недоосвоении минимальных объёмов – договора на участки расторгаются. В обоих случаях средства на покупку аквакультурных участков и понесенные издержки в развитие производства не возвращаются.
Правовая неопределенность связывает руки инвесторам и сдерживает развитие аквакультуры.
Источник: Представительство по Приморскому краю АНО НОКПК




















