Турецкий лосось: Золотая рыбка Чёрного моря, несущая богатство и споры
Сидя в своем офисе с видом на Черное море, Тайфун Денизер указывает на садки вдали. Именно там выращивается форель, которая сделала его богатым человеком. Этот молодой директор компании Polifish, одного из ведущих производителей так называемого «турецкого лосося», стал символом феноменального роста новой для региона отрасли.
«Наш экспорт вырос с 500 000 долларов в 2017 году до 86 миллионов долларов в прошлом году, и это только начало», — заявляет Денизер в интервью AFP. Всего десять лет назад производство только начиналось. Ориентированная почти исключительно на экспорт, отрасль расцвела на волне растущего мирового спроса на лососевые, несмотря на критику в адрес интенсивной аквакультуры.
В 2024 году Турция экспортировала более 78 000 тонн этой форели, выращенной на холодных северных берегах страны. Это в шестнадцать раз больше, чем в 2018 году.
Этот бизнес приносит турецким производителям более 430 миллионов евро ежегодно, и эта цифра продолжает расти.
Главным рынком сбыта, поглотившим 74,1% турецкого экспорта, стала Россия. Следом идут Вьетнам (6%), Беларусь, Германия и Япония.
«С Россией есть доступный, географически близкий к Турции рынок», — объясняет Стале Кнудсен, антрополог из Университета Бергена (Норвегия) и специалист по рыболовству в Черном море. По его словам, «ошеломляющий успех турецкого лосося» также обусловлен опытом, накопленным при выращивании морского окуня и дорадо — секторах, где Турция является европейским лидером.
Производители эффективно используют инфраструктуру:
-
Рыба подрастает в многочисленных пресноводных водохранилищах страны.
-
Затем ее переводят в садки в Черное море. Температура воды здесь с октября по июнь держится ниже 18°C, что позволяет форели достигать к моменту забоя оптимального веса в 2,5-3 кг.
«Наш лосось дешевле норвежского примерно на 15-20%», — отмечает Исмаил Кобья, заместитель генерального директора компании Akerko, одного из тяжеловесов отрасли, экспортирующей в основном в Японию и Россию. Он уверен и в качестве: «Виды разные, но по вкусу, цвету и текстуре наша рыба превосходит норвежского лосося. Наши японские клиенты это подтверждают».
На фабрике Akerko под Трабзоном при температуре 12°C рабочие обрабатывают форель, имеющую сертификат ASC (Aquaculture Stewardship Council) — знак, присваиваемый «ответственным» рыбным фермам.
«Многие турецкие производители последние два года стремятся получить сертификацию. Но идея здесь не только в большей устойчивости. Это стратегия для проникновения на европейские рынки, где норвежцы сохраняют определенный контроль», — комментирует Кнудсен. Он предупреждает, что подобные сертификаты не всегда гарантируют истинную устойчивость. «Быстрый рост сектора вызывает неконтролируемое снижение выживаемости рыбы», — сожалеет эксперт.
Исследователи, ссылаясь на «распространение болезней» и «неадекватные методы разведения», оценивают уровень преждевременной гибели «турецкого лосося» около 70%.
В компании Polifish (также имеющей сертификат ASC), опрошенной AFP, признают уровень смертности около 50%, в основном на этапе выращивания в водохранилищах.
«Поскольку рыба маленькая, ее иммунная система еще не полностью развита», — объясняет Тальха Алтун, заместитель генерального директора Polifish.
Его конкурент из Akerko, Исмаил Кобья, утверждает обратное: «Мы достигли точки, когда у нас практически нет болезней. В наших садках в Черном море смертность составляет менее 5%. Но это деятельность связанная с биологическими рисками, поэтому может случиться все что угодно».
Садки, видимые с берега, вызывают гнев у местных рыбаков. Их беспокоит установка 50-метровых конструкций в районах, где они традиционно ловили анчоусов, скумбрию и пеламиду.
Мустафа Куру, глава местного профсоюза рыбаков, категорически против проекта фермы в своей рыболовной зоне в 70 км от грузинской границы. «Садки перекрывают проход, и рыба начинает уходить из этого района», — говорит он, обвиняя некоторых производителей лосося в кормлении их «искусственной рыбы» химикатами.
Источник/фото: Nomeatnofish
Поразительно, как турки успешно пользуются морем, преуспевая и в аквакультуре, и в туризме.
Поразительно, что они это делают в Чёрном море, а мы нет.
Хотя, по некоторым неподтверждённым данным, ещё в 1966 году наши учёные создали местную популяцию стальноголового лосося из материала, завезенного из штата Орегон.
Справедливости ради, северное побережье Турции составляет около 1600 км, а наше не превышает 500 км, из них около 145 км приходится на Большой Сочи.(Алиса Яндексовна подсказала)). И Турция не разваливалась, как СССР (Россия). Это однако не снимает вопроса почему не мы, а турки?))
Вот еще Алиса Яндексовна дала справку:
Возможно, имелось в виду сравнение перспектив развития аквакультуры на черноморском побережье России и Турции.
В России есть перспективы для разведения и производства морских гидробионтов, в частности двустворчатых моллюсков. Также возможно выращивание рыбных объектов, в том числе лососёвых, дорадо и спаровых. Однако есть и проблемы, которые сдерживают развитие аквакультуры, например, обеспечение посадочным материалом и кормами. для просмотра ссылки зарегистрируйтесь или войдитедля просмотра ссылки зарегистрируйтесь или войдитедля просмотра ссылки зарегистрируйтесь или войдите
В Турции существуют препятствия, которые ограничивают развитие марикультуры радужной форели. Среди них — высокие летние температуры и отсутствие защищённых морских участков. Однако в стране есть мнение, что использование береговых прямоточных рыбоводных систем с подачей морской воды из-под термоклина может сделать лососеводство экономически целесообразным. для просмотра ссылки зарегистрируйтесь или войдите
В 2022 году глава Росрыболовства Илья Шестаков заявлял, что Россия и Турция могут начать реализовывать совместные проекты по выращиванию лососёвых в Чёрном море. для просмотра ссылки зарегистрируйтесь или войдите
Таким образом, у каждой из стран есть свои особенности, которые влияют на возможности развития аквакультуры.
Само собой везде свои особенности. Турецкое побережье Чёрного моря не курортная зона, холодно там. А наше черноморское побережье - сплошной пляж, хотя там холоднее. И там и там нет защищённых морских участков, но турки как-то решают эту проблему. У них есть фермы на границе с Грузией, где условия приближённые к нашим.
Корма и посадочный материал не такая уж непреодолимая проблема.























