Закрытые рыбоводные установки могут конкурировать с морской добычей
Генеральный директор Watermoon считает, что закрытые установки могут конкурировать с морской добычей
Генеральный директор Watermoon Роджер Сёренсен считает, что закрытые подводные сооружения могут стать реальной альтернативой традиционному морскому фермерству.
– Я всю жизнь работаю в сфере аквакультуры, и меня очень заинтересовала концепция Watermoon. В конце концов я понял, что это одно из самых впечатляющих зрелищ, которые я когда-либо видел, – с энтузиазмом рассказывает он iLaks.
Сёренсен много лет занимал пост генерального директора Akerblå, прежде чем в апреле ему поручили возглавить пилотный проект Watermoon компании Eide Fjordbruk. Он говорит, что удивлён результатами, достигнутыми в рамках проекта.
В мае в рыбопитомник Watermoon в Розендале было выпущено 400 000 рыб весом 170–200 граммов. Сейчас, спустя несколько месяцев, их вес превысил 1,4 килограмма, говорит Сёренсен.
По словам управляющего Watermoon, за тот же период уровень смертности на ферме составил всего 0,48%, а кормовой коэффициент — 0,88. Для сравнения, по данным Норвежского ветеринарного института , уровень смертности лосося, выращиваемого в море, в 2024 году составил целых 15,4%.
– Когда я смотрю на цифры, они меня немного шокируют. Нет ни вшей, ни дезинсекции, ни заражения дикой рыбы, низкая смертность и здоровье рыб мирового класса. Потребление энергии очень низкое, а скорость сбора шлама и отходов превосходит показатели лучших наземных водоёмов, – утверждает он.
Конкурентоспособный
Сёренсен не желает комментировать конкретные производственные затраты, но считает, что общие затраты будут конкурентоспособными по сравнению с традиционным морским производством лосося.
– С точки зрения стоимости, я считаю, что подводный комплекс конкурентоспособен с традиционным морским и, несомненно, гораздо дешевле наземного. Учитывая такие факторы, как очень низкая смертность, отсутствие дезинсекции и низкий расход корма, общие затраты будут ниже. Потребление энергии также значительно ниже, чем у наземных комплексов.
Он считает, что рыба в этом учреждении находится «в своей естественной среде обитания»:
– Видно, что рыба чувствует себя отлично. Глаза, кожа, хвосты, раны – всё в порядке. У неё есть состояние, которого я никогда не видел у лосося в открытых садках. Рыбе позволяют плыть против течения. Это своего рода спортзал для рыбы – мясо получается лучшего качества, а здоровье укрепляется.

Watermoon — это закрытый и подводный проект, разработанный компанией Eide Fjordbruk. Фото: Eide Fjordbruk
Будет произведено 1500 тонн рыбы
Сёренсен также подчеркивает роль семьи Эйде:
– Меня поразило то, что этот проект не был реализован с использованием лицензий на НИОКР или государственных средств. Семья Эйде реализовала его на собственные средства, чтобы решить проблемы, с которыми сталкивается отрасль, связанные со вшами и болезнями.
Объем установки Watermoon в Розендале составляет 30 000 кубических метров, а производительность каждой установки составит около 1500 тонн лосося или форели.
– Мы занимаемся мелкосерийным производством с 2021 года, а в 2024 году выпустили первую партию. Мы многому научились за это время и внесли коррективы в инфраструктуру, насосы и энергопотребление. Создание погружного устройства в реальности – это нечто совершенно иное, чем на бумаге. Самое важное, что мы приобрели, – это знания о потребностях рыб: как обеспечить им процветание, питание и рост, – говорит Сёренсен.
Важный вклад
Он отмечает, что политические рамочные условия теперь будут иметь решающее значение, если подводные объекты хотят сделать шаг от пилотной до полномасштабной эксплуатации.
– Если мы хотим добиться устойчивого развития аквакультуры в Норвегии, крайне важно, чтобы правительство ускорило подготовку доклада об аквакультуре и приняло его. Политики должны взять на себя ответственность за развитие отрасли в правильном направлении.
В январе компания Eide объявила , что разработает четыре новых собъекта Watermoon 2.0, которые должны быть завершены в мае следующего года. По словам Сёренсена, сейчас компания работает над внедрением концепции по всей стране.
– Кроме того, мы работаем над коммерческим внедрением этой концепции для клиентов из сферы аквакультуры по всей стране, а в будущем, возможно, и за рубежом. Мы новаторы и твёрдо верим, что закрытые объекты станут важным дополнением к аквакультуре будущего, – заключает Сёренсен.





















