ФСБ требует от «Русского моря» мобилизации флота в случае войны
Правительственная комиссия по контролю за иностранными инвестициями рассмотрит возможность участия в покупке Архангельского тралового флота компаний Геннадия Тимченко. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на Известия.
Федеральная службе безопасности одобрила участие Русской рыбной компании Геннадия Тимченко в приватизации Архангельского тралового флота (АТФ). По мнению ФСБ, угрозы государственной безопасности сделка не несет. Соответствующее заключение подготовило силовое ведомство, рассказал источник в правительстве. Вице-премьер Аркадий Дворкович подтвердил «Известиям», что вопрос участия компаний с зарубежным капиталом в покупке АТФ будет рассматриваться правительственной комиссией по контролю за иностранными инвестициями в среду, 28 ноября.
ЗАО «Русская рыбная компания» — стопроцентная «дочка» ОАО «ГК «Русское море». В июле Федеральная антимонопольная служба сообщила, что не может удовлетворить ходатайство группы «Русское море» о покупке 100% Архангельского флота, поскольку такая сделка требует согласования по закону об иностранных инвестициях. Дело в том, что рыболовецкая отрасль относится к стратегическим — иностранным компаниям нельзя владеть квотами на добычу водных биоресурсов. Помехой стала структура собственности группы — с 2011 года 60,9% акций «Русского моря» принадлежит кипрской RSEA Holdings Limited (Кипр), которая принадлежит на паритетной основе совладельцу нефтетрейдера Gunvor и газовой НОВАТЭК Геннадию Тимченко и основателю «Русского моря» Максиму Воробьеву. С такой же проблемой столкнулась и Русская рыбная компания. Обе сделки требуют одобрения правительственной комиссии по иностранным инвестициям и всех заинтересованных ведомств.
Источник в правительстве рассказал «Известиям», что ФСБ и Минсельхоз не возражают против участия «Русского моря» и Русской рыбной компании в приватизации АТФ. Правда, оба ведомства рекомендуют правительственной комиссии возложить на заявителей определенные обязательства, в частности обязать сохранить целостность флота и не допустить сокращения численности работников.
Кроме того, Минсельхоз ждет от нового собственника АТФ действий по сохранению добычи низкорентабельных видов рыб, а также запрещает перепрофилировать грузовые терминалы в Архангельске и менять место базирования (на порт Мурманск). Минсельхоз не хочет, чтобы остановились предприятия береговой переработки в Архангельске. В Минсельхозе на захотели комментировать свое решение.
ФСБ в большей степени волнует вопрос возникновения угроз безопасности государства, там считают необходимым обязать нового владельца выполнять работы по поддержанию мобилизационных мощностей.
— На случай войны у всех больших государственных предприятий есть мобилизационные мощности. У шинников это специальные станки, на которых делают шины для БТР и танков, у моряков — корабли, которые могут использоваться в качестве военных судов. АТФ поставляет достаточно большое количество рыбы военным, морякам, соответственно, у флота стоит оборудование, на котором можно делать консервы для военных нужд, — предполагает сотрудник «Русского моря».
Кроме того, ФСБ ждет от компании-заявителя бизнес-плана по развитию флота в части объемов добычи в будущем, обновления оборудования и окупаемости.
— В чем подозревают СЗРК [Северо-Западный рыбопромышленный консорциум] или мурманчан [Мурманский траловый флот]? В том, что они пустят корабли в металлолом, возьмут флот себе и начнут своими кораблями всё ловить. У нас в отличие от СЗРК нет своих кораблей и инфраструктуры, а их интересуют только квоты, — говорит источник в «Русском море».
Заместитель главы Росрыболовства Александр Савельев сказал «Известиям», что его ведомство также активно выступает за сохранение инфраструктуры, рабочих мест, перерабатывающих фабрик, то есть всего того, что не позволит компании сразу после приобретения уехать в Мурманск, который является незамерзающим портом.
В пресс-службе «Русского моря» ответили, что предъявленные ведомствами требования адекватны. Но сообщать свое окончательное мнение до решения правительства не стали.
АТФ на 100% принадлежит государству и был внесен в план приватизации госимущества на 2012 год. Стоимость АТФ, по разным оценкам, может составлять от 1 млрд рублей (с учетом долгов, социальных обязательств и других возможных обременений) до более чем 4 млрд рублей (с учетом имеющихся у компании крупных квот на вылов рыбы). Банком-агентом по подготовке приватизации АТФ Росимущество назначило Газпромбанк, который в мае предлагал три варианта приватизации — конкурс с предквалификацией, аукцион и продажу единственному покупателю. В СЗРК тогда заподозрили, что на стадии предквалификации участников конкурса Газпромбанк хочет отсеять всех претендентов, кроме «Русского моря». Окончательного решения по срокам приватизации и форме (аукцион или конкурс) еще не принято.
АТФ, основанный в 1920 году, является старейшим флотом на севере России. В его состав входит 20 рыболовецких судов и береговая инфраструктура — склады-холодильники, рыбоперерабатывающий завод. Основной вид деятельности — добыча трески, сельди, скумбрии и мойвы. Чистая прибыль компании в 2011 году составила 138 млн рублей (в 2010 году компания зафиксировала убыток 7,1 млн рублей). Выручка в 2011 году составила 3,2 млрд рублей, что на 20% превысило уровень предыдущего года.