Новые российские супертраулеры проявили себя на лососёвой путине-2023
Почти 500 тысяч тонн добыли рыбаки Камчатки в период лососёвой путины-2023. Рыбодобывающая компания «Океанрыбфлот» традиционно направила свои суда на восточное побережье полуострова, где прибрежные предприятия уже задействовали все мощности заводов для переработки огромного количества рыбы.
Вместе с основным флотом впервые с момента постройки в производстве рыбопродукции из лосося участвовали новые супертраулеры «Георгий Мещеряков» и «Владимир Бирюков». Напомним, что они были построены на собственные средства компании и по всем показателям в два раза превосходят суда советской постройки типа «Пулковский меридиан», составлявшие на тот момент основу рыбопромыслового флота старейшего рыбодобывающего предприятия полуострова.
До лососевой путины суда успели хорошо показать себя в охотоморской минтаевой экспедиции, а также на промысле сельди и сардины иваси. Теперь нужно было увидеть работу судового завода при полной круглосуточной загрузке. Передовые технологии требуют особой подготовки. Руководство компании лично наблюдало работу завода на всех этапах – от приема рыбы до упаковки готовой рыбопродукции.
«Мы провели беглый осмотр, посмотрели, как работают все механизмы. Скажем честно, пока мы с ними разговариваем на «вы», но сделано уже много, судно постепенно выходит на свои запланированные показатели, – говорит генеральный директор рыбодобывающей компании «Океанрыбфлот» Евгений Новоселов. – Мы внимательно изучаем возможности нового флота, чтобы работало максимально эффективно. Супертраулер – это один единый механизм, и для получения хорошего результата мы должны сделать все для того, чтобы не было сбоев на линии переработки, ни на одном этапе».
Главная проблема, с которой сегодня сталкиваются рыбопромышленные предприятия страны, – это кадровый голод. Катастрофически не хватает опытных матросов. С комсоставом таких трудностей не возникает – капитан и его команда как правило из рейса в рейс ходят на одном траулере, который становится для экипажа вторым домом. А вот с матросами добычи и обработки просто беда. «Из этой проблемы нужно выходить комплексно, – уверен капитан-директор рыбодобывающей компании «Океанрыбфлот» Иван Черняков. – Не только рыбодобывающая компания, но и государство должно работать над этой проблемой, иначе скоро работать будет некому. Мы берем людей необученных, часто моряки не знают, как рыба выглядит живая, и уж тем более не знают, как работать в заводе. Даже у тех, кто учится по специальности, практики почти нет, приходится учить их здесь. А это потеря времени. Пока они разберутся, пока втянутся в ритм, пройдет несколько недель. А на скоротечной лососевой путине это для нас непозволительная роскошь. Вот и получается, что перед уходом в рейс листаешь свою записную книжку и обзваниваешь тех, с кем уже работал, кто проявил себя хорошо. Комсостав и начальники служб знают пароход хорошо, а вот рядовой состав на 80 процентов на траулере впервые. Большие проблемы, конечно, но нам приходится их решать, выбора нет. Что ж, будем по возможности растить из тех, кто пришел впервые, матросов обработки экстра-класса. Лишь бы у них желание было».
По словам технического директора компании Сергея Васильева, передовые технологии, которые применяются на новых судах, заставили первопроходцев поломать голову. Оборудование настолько точное, что в завод нельзя заходить в одежде со светоотражающими элементами – датчики реагируют и останавливают не одну линию, а весь завод. Так что пришлось приспосабливаться к капризам автоматики.
«При строительстве супертраулеров мы постарались максимально автоматизировать линии упаковки, выбивки, укладки, чтобы меньшими силами добиться больших результатов, – сказал Сергей Владимирович. – Пока есть недоработки, учимся пока, учимся. К концу этого года получим результат, надеемся на это. Головное судно всегда самое сложное, и при строительстве второго мы уже учитывали ошибки проектантов и строителей и исправляли их по ходу работ. Но могу сказать, что мы справились, и абсолютно спокойно можем строить серию таких судов по нашему проекту».
Супертраулеры во время лососевой путины работали круглосуточно, прибрежные компании подвозили свежий улов, и он автоматически поступал на завод, и буквально через несколько минут готовый блок замороженного лосося уходил в трюм. Процесс отработан до мелочей, и даже новички постепенно освоили азы морского дела. Две недели спустя завод стал работать быстрее, и сбои становились все реже.
«Трудности работы на лососёвой путине в том, что она короткая, нужно быстро успеть освоить ресурс и быстро переработать, – делится секретами мастерства флагман-технолог Василий Максимов. – К тому же лосось долго не хранится, летом температурные условия не позволяют держать улов долго. Потому работа идет круглосуточно и в очень быстром режиме. Конечно, мы все устаем, но у нас работа такая. Я, как и остальные специалисты, буквально сплю с телефоном в руке – вдруг какая-то внештатная ситуация. У нас же сложная и высокоточная техника – поломка на одном пункте, даже не на линии, а в одной точке приводит к остановке весь завод. Потому надо всегда быть начеку».
Первопроходцу «Георгию Мещерякову» сложно работать еще и потому, что от него ждут высоких показателей. Для того и строили, чтобы он был лучшим, современным и показывал высокие результаты. Недочеты, допущенные при строительстве в условиях санкций, устранить довольно непросто. Но недаром великие классики всегда восхищались русским характером: моряки ухитряются не только восстановить сложное оборудование, но и придумать переходники да прочие запчасти. Так что к концу путины супертраулер вышел на хороший уровень, но перегнать младшего брата не смог.
«Владимир Бирюков» стал безусловным лидером сезона и полностью оправдал надежды сотрудников компании. Приняв на переработку почти пять тысяч тонн рыбы-сырца, он выпустил около четырех тысяч тонн рыбопродукции. Вторым стал «Иртышск», который также доказал всем, что суда советской постройки при хорошем уходе и с высокотехнологичным оборудованием могут отлично работать. Показатель «Иртышска» – более трех тысяч тонн, из которых произведено 2,5 тысячи тонны рыбопродукции. «Георгий Мещеряков» принял для переработки около трех тысяч тонн, отстав от еще одного передовика – «Министра Ишкова» – всего на 150 кг. Остальные суда «Океанрыбфлота» работали тоже хорошо, выполнив план и оправдав надежды.
Сейчас суда компании вновь вернулись к привычной рыбалке – минтай, кальмар, сельдь. А новые супертраулеры отправлены на Южные Курилы добывать сардину иваси.
Есть такая профессия – Родину кормить.