Президент ВАРПЭ назвал инициативу руководства РРПК «криком отчаяния компании, зажатой в кредитные тиски»

5 августа 2020 10:38

Во вторник, 4 июля, СМИ сообщили, что Русская рыбопромышленная компания (РРПК) направила премьеру Михаилу Мишустину письмо с предложениями по дальнейшей реформе рыбохозяйственного комплекса России. Президент ВАРПЭ Герман Зверев в беседе с журналистами отметил, что назвать предложения РРПК продуманным и взвешенным государственным подходом нельзя и расценил их, как крик отчаяния компании, зажатой в кредитные тиски.

Как сообщают Ведомости, Русская рыбопромышленная компания (РРПК) направила премьеру Михаилу Мишустину письмо с предложениями по дальнейшей реформе рыбохозяйственного комплекса России. Принятие мер позволит обеспечить судостроителей заказами на 20 млрд руб. ежегодно, или на 600 млрд руб. в течение 30 лет, утверждает компания.

Согласно статье, в письме Мишустину РРПК пишет, что, несмотря на «в целом оптимистичную динамику» развития рыбной отрасли, важные экономические и производственные показатели отрасли остаются на критически низком уровне «с тенденцией к ухудшению». В производстве и экспорте преобладает свежемороженая рыба низкой степени переработки, добывается она на изношенном и устаревшем промысловом флоте возрастом более 30 лет, портовая инфраструктура изношена, нет современных производственно-складских комплексов и т. д., перечислены проблемы в письме. При этом у отраслевого регулятора (Росрыболовства. – «Ведомости») пока нет плана дальнейших преобразований, сказано там.

РРПК предлагает Мишустину рассмотреть несколько предложений по реформе отрасли. Во-первых, компания обращает внимание, что выделенных инвестквот хватает на загрузку максимум 50% мощностей новых судов и заводов, которые строятся по этой программе. Необходимо увеличить эту цифру до 100%. При этом РРПК напоминает, что многие крупные компании в программе не участвуют и продолжают использовать устаревший флот. Это, например, «Океанрыбфлот», «Гидрострой», «Преображенская база тралового флота» и др, пишут Ведомости.

«Предложение РРПК означает увеличение инвестиционной квоты на минтай до 750 тысяч тонн и на сельдь тихоокеанскую до 150 тысяч тонн. РРПК предлагает донаделить строящиеся рыбопромысловые суда, потому что в результате главным выгодоприобретателем окажутся они сами. Их квоты превысят 540 тысяч тонн минтая и 110 тысяч тонн сельди. Другие участники инвестиционных проектов не получат ощутимых выгод, а инвесторы береговых заводов на Камчатке, например, потеряют 26 тысяч тонн водных биоресурсов. Очень сильный удар будет нанесён по прибрежному рыболовству: сокращение ресурса уменьшит их выручку и парализует строительство малотоннажного флота. Строительство малотоннажного флота сейчас осуществляется не за счёт инвестиционных мер поддержки, а за счёт субсидирования строительства и собственной выручки предприятий. Предлагаемое РРПК сокращение объёма прибрежной квоты снизит объёмы вылова и выручку», - комментирует инициативу президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев.

Во-вторых, отмечается в статье, нужно передать и оставшиеся 50% квот на крабов на такие же аукционы с инвестиционными обязательствами. И по такому же принципу перераспределить добычу креветок, трубачей, морских ежей и других ценных видов биоресурсов.

По словам Германа Зверев, предложение об изъятии у предприятий оставшейся квоты на крабов означает, что строительство краболов окажется под угрозой. Финансирование строительства и обслуживание взятых для участия в аукционах кредитов происходит за счёт выручки от оставшейся квоты на вылов краба. «Изъятие этой квоты финансово обескровит предприятия», - подчеркнул глава ведущего рыбацкого объединения страны.

В-третьих, пишут Ведомости, для стимулирования обновления флота надо разрешить вылов биоресурсов в исключительной экономической зоне России лишь судами отечественного производства возрастом не старше 30 лет. Это, по мнению компании, позволит сформировать устойчивый график заказов на российских верфях, создать благоприятные условия для локализации производства ключевого общесудового и рыбоперерабатывающего оборудования. Это правило должно начать действовать с 2034 г., что позволит предприятиям разработать проекты судов, разместить заказы и начать строительство.

Как отметил Герман Зверев, предложение об ограничении срока строительства рыбопромысловых судов 30-летним пределом не имеет прецедента ни в одной рыболовной стране мира. «Состояние отечественной судостроительной и судоремонтной отраслей не позволит обеспечить своевременным и качественным строительством и ремонтом весь рыбопромысловый флот России», - подчеркнул он.

Как сообщил Ъ, в РРПК выступают за жесткие критерии применения режима единого сельхозналога и льготной ставки сбора за пользование ресурсами. Исходные цели льгот потеряли актуальность ввиду роста рентабельности отрасли, а их «повсеместное использование» лишает бюджет 20–30 млрд руб. доходов в год

Это предложение президент ВАРПЭ оценивает как поверхностное и составленное людьми, которые даже не знакомы с налоговым законодательством. «Предлагаемое РРПК увеличение ставок сборов в 15 раз основано только на одном - на уверенности, что их такое увеличение сборов не коснётся. Росрыболовство совместно с отраслевым сообществом проработало законопроект, который предусматривает увеличение соответствующих платежей с 2 млрд рублей до 14 млрд рублей. РРПК предлагает увеличить сборы до 30 млрд рублей, это приведёт к увеличению налоговой нагрузки на предприятия с 60 млрд рублей до 100 млрд рублей», - считает он.

{{countTopicsText}}
Сиренко Виктор Сергеевич
6 августа 2020 11:08
Надо быть сумасшедшим или работать в РРПК чтобы выдавать правительству такие инициативы. Интересно, как бы отнесся папа Франк к инициативе о строительстве крупнотоннажного морского транспортника  на российских судостроительных мощностях. У моряков такие суда вдвое старше чем у рыбаков. И в истории современной России ни одного подобного судна не было построено. Уверен и убежден папа Франк бы покрутил пальцем у виска. А  суда-транспортники куда проще: не надо устанавливать специальное промысловое, технологическое, навигационное и др. оборудование, которое в России вообще не производится. Даже перспектив никаких. У нас докование, судоремонт - все за бугром. И так по всем инициативам руководства РРПК. Можно, конечно, в курилке или за стаканом посмеяться над их непрофессионализмом. Но это не таке безобидно, как это кажется. Письмо то ведь председателю Правительства РФ. И опыт у них есть.  Авантюра с инвестквотами прокатила.  Так же начиналось: рыбацкие организации-рантье, устарелый флот, квоты под киль, инициатива тогда еще "Русского моря", Госсовет и его рекомендации, поручение Президента РФ,  закон и подзаконные акты. Поэтому это не только "крик отчаяния компании, зажатой в кредитные тиски", это конечно перераспределение ВБР.
Борис
6 августа 2020 14:04

Звучит так, что российское судостроение навеки обречено уступать рынок своей страны иностранным верфям. Похоже на призыв оставаться вечной "бензоколонкой" и вечным "сырьевым придатком".

Что касается причин таких гигантских проектов, думаю, что сейчас деньги стали очень ненадежным активом, и владельцы больших состояний ищут способы конвертировать богатство в нечто более реальное.

Андрей
7 августа 2020 13:15
Странно, что вас смущает именно отстающее судостроение. Автомобиль ваш как называется?  А телевизор?  А телефон, фотоаппарат, утюг, в конце концов?  Летаете на суперджете, или выбираете что-то иное?  Я бы предложил начать с утюгов. Оно легче будет.  А там и все остальное будет. А может и нет, международное разделение труда появилось очень давно. 
Борис
7 августа 2020 15:37
Без утюгов можно неглаженым походить, а без корабля будешь без рыбы сидеть на одном мясе)
Андрей
9 августа 2020 12:01
Сначала надо решать задачи попроще.  Если в стране никто(!) не умеет делать нормальные утюги и чайники с нормальной себестоимостью, стоит для начала приобрести эти знания.
Борис
10 августа 2020 13:48
Мы и начали с простого - строим корпуса, электрику свою делаем и еще кое-что. Потом будет повышаться степень локализации. Все как в автопроме - а там Лада в лидерах продаж на нашем рынке. Чтобы конкурировать по себестоимости, нужна серийность и большие рынки сбыта по всему миру, где нас явно не ждут. Поэтому надо начинать у себя. Кстати, строить за границей - запрета нет.
Андрей
12 августа 2020 12:21
строить за границей запрета нет, конечно.  Только за это квоты не дают - не знали?  Насчет "рынков, где не ждут" - вы правда не знаете, куда продается российская рыба, или просто поговорить?
Борис
12 августа 2020 15:20
Куда продается российская рыба, знаю. Здесь речь идет о рынках сбыта, себестоимости и серийности для кораблей.
Сухов Вячеслав Юрьевич
10 августа 2020 21:56
Ну если неглаженым, то можно и без рыбы :-))
Борис
11 августа 2020 09:43
Это можно отнести к стилю casual, а без рыбы, кто следит за своим здоровьем, то никак)
Андрей
12 августа 2020 12:23
я больше скажу.  Если разгильдяй неглаженный, то и пароход построит недоделанный
Сиренко Виктор Сергеевич
6 августа 2020 15:06
Борис, Вы меня разозлили. Развитием судостроения должны заниматься профессионалы. Это межотраслевая, комплексная системная задача. Суда нужны более десятка отраслей страны.  Давно вопим: развивайте национальное судостроение. Позорище. Адмиралтейские верфи, которые подрядились через пять лет построить РРПК первое крупнотоннажное судно, завозят рабочих специалистов (сварщиков, мотористов и др.) из-за рубежа. И это Питер. Что говорить об ИТР. 30 лет ни инженерные ни рабочие кадры для судостроения не готовят. Про оборудование вообще молчу. Табличку WC заказывают за бугром. Притом, что власти понапринимали различных морских доктрин, концепций, планов. Ну оставьте рыбаков в покое. Пришли франки, воробьевы, тимченки, абрамовичи, разные собчаки. Ну если бабок накосячили, вложитесь в судостроение, хороший прибыльный  бизнес. Нет. Устроили драку за 4-5 высокорентабельных объекта промысла (крабы, треска, минтай, лососи и с недавних пор сельдь). Все. В 80-е годы Россия была второй в мире добывала 12 млн. тонн рыбы. Сейчас с приписками 4 млн.тонн не выходит. Только в экономзоне России не долавливается или вовсе  не добывается несколько млн. тонн ВБР.
Борис
6 августа 2020 16:11
Виктор, Вы меня тоже разозлили :) Выходит, одним капиталистам (которые сырье гонят за бугор, и там же строят и снабжаются) можно заниматься рыбным промыслом, а новым капиталистам ( Франк и тд, которые платят в бюджет большие суммы и согласны обновить флот, повысить уровень переработки для экспорта в обмен на квоты)нельзя. Судостроение же должны развивать абстрактные специалисты в идеальной обстановке будущей передовой России. Откуда возьмется судостроение без заказов: по воле Госплана? Вспоминать советский вылов некорректно. И страна была больше, и вылов был по приказу (плану), и мотивация для приписок была более очевидной.
Сухов Вячеслав Юрьевич
6 августа 2020 19:58
Не могу согласиться с оценкой Зверева. Это не крик отчаяния, а дополнение (корректировка) к программе, которую последовательно реализует РРПК - максимально получение квот всеми возможными способами. 

Кто же знал, что не только они будут участвовать в инвестпроектах. Участников оказалось много; последовали т.н. аукционы на понижение, в результате чего инвестквота на судно была сокращена. Тем не менее, они не отказались от этих проектов, хотя было очевидно, что  только инвестиционной квоты для эффективной работы недостаточно. Это понимали все.

Другие компании рассчитывают обеспечить новые суда работой за счет имеющихся исторических квот в дополнение к инвестквоте, сократив при этом флот. Но РРПК  флот сокращать не хочет, да дело и не в этом. Чем больше квот, тем выше капитализация компании.

Ссылка в письме Мишустину на Океанрыбфлот, Гидрострой и Преображенскую базу как бы намекает у кого надо отобрать квоты, чтобы отдать им.

Отрадно только одно - на этот раз инициатива не анонимная, как было раньше. :-))




Сухов Вячеслав Юрьевич
6 августа 2020 21:47
Проконсультировался со специалистами. По кредитным тискам Зверев прав. Некоторые подсчеты показывают, что при благоприятных обстоятельствах компания сможет рассчитаться по кредитам.....только за 22 года!!!!!!
Андрей
7 августа 2020 13:17
Ну и что? Как известно, если вы должны банку 100 рублей, это ваша проблема. А если должны 100 миллионов — это уже проблема банка.  Новые инвестквоты — новые суда — новые кредиты, которые вообще неведомо когда будут выплачены. 
Сухов Вячеслав Юрьевич
7 августа 2020 15:37
Согласен, для банка это очень большая проблема, и он (банк) будет вынужден её решать. Не думаю, что он будет просто сидеть и ждать когда же заемщик наконец-то сподобится расплатиться. Пока все держится на определенных авторитетных личностях и банк, опять же пока, никаких действий не предпринимает. Вы думаете так будет всегда?



Андрей
9 августа 2020 12:12
Важно не то, что думаю я, а то, что думают заемщики и займодатели.  С точки зрения отрасли смена собственника ничего принципиально не изменит.
Сухов Вячеслав Юрьевич
9 августа 2020 20:56
Ваш ответ напомнил старый советский анекдот про партсобрание: "У меня есть собственное мнение, но я его не разделяю":-))
Андрей
10 августа 2020 05:59
а я думал, что мы про судьбу отрасли рассуждаем...
Сиренко Виктор Сергеевич
7 августа 2020 11:05
Спорить и комментировать можно бесконечно. Надо определиться: мы обсуждаем развитие отечественного судостроения или рыбный бизнес (ресурсный потенциал, его дележ, добыча, переработка, реализация)? Почему рыбаки должны возродить российское судостроение? Крайне нужны суда военному ведомству, , спасательные суда МЧС,  суда для РАН, нефтяникам,  где Минтранс России, Росморречфлот с лоцманскими и  портовыми судами , Минприроды России, где  папа Франк со своим Совкомфлотом, суда которого вдвое старше рыбацких БАТМов. А чтобы не замутить Роме Абрамовичу или другим желающим квот на добычу ВБР олигархам  построить яхту или парусник  в России?  Например нефтяники поучаствовали, построив для своих целей верфи в Большом Камне. Без квот на рыбу. Но зато появился опыт, выявились проблемы. Например, с кадрами. Со всего Приморья собрали пенсионеров судостроителей. В этом году уже завезли 33 человека из-за границы в основном рабочих специальностей. Значит надо возрождать условно ПТУ, Минобразование должно обратить внимание на подготовку инженеров. Опять же проекты судов и т.д. Про рыбаков. Комментаторы и Вячеслав Юрьевич, и Борис, так или иначе невольно связывают этот вопрос с квотами. В этом все дело. Все это уже проходили. Тогда еще Русское море запустило в Правительство РФ инициативу, обосновывая это старением флота ( скоро нечем будет ловить), организации-рантье, квоты под киль и др. фигню.  Откройте Фишнет, Фишньюс, Фишкамчатка того времени. Обоснованные вопли рыбаков. Консолидированное письмо возражение в адрес Президента РФ всех губернаторов прибрежных территорий страны. И что ? Провели Госсовет, его рекомендации, поручение Президента, закон и подзаконные акты по инвестквотам. Госдума чуть не забаллатировала этот закон, несколько голосов не хватило. Депутаты "Единой России" голосовали против, правда это было перед выборами. Прокатило. Сейчас по второму кругу. Ныне куда легче, после поправок в Конституцию РФ у Госсовета уже другие полномочия. Кто-нибудь анализировал, что эта поправка об инвестквотах дала рыбному хозяйству? Крупные организации немного пострадали.  Нивелировали потери инвестквотами по береговым предприятиям. Их не надо побуждать, они и так строили и будут модернизировать свои береговые заводы. А вот исчезают или уже исчезли мелкие и средние рыбодобывающие организации. Ну нельзя от фонаря решать такие вопросы. Даже при нынешнем законодательстве по инвестквотам  негде сделать заказ на строительство крупнотоннажных судов. Если знаете, подскажите Океанрыбфлоту, НБАМРу, ПБТФ где им в России можно построить суда на замену БМРТ, БАТМ. 
Александр Макаров
12 августа 2020 16:05
Посмотрел на РБК часть интервью вице-премьера Борисова, который обозначил стратегию правительства по развитию российского производства. В частности, пища (включая рыбу), а также судостроение, среди и других, относятся к сферам национальной безопасности. Поэтому не стоит нашим форумным "западникам" выступать против ветра)). Надо перековываться в "славянофилы".))  По всем сферам есть четкий план, какой процент производства должен обеспечиваться национальной промышленностью.

Что касается доступа к квотам, хозяева РРПК честно хотят их купить, а другие хозяева говорят, что им квоты положены по праву наследования, так как они рыбаки. Вообще-то рыбаки в море)) Они там и останутся даже при смене хозяев.

Конечно не мне судить из офиса, как устроить доступ новым игрокам на промысел, но почему такая историческая монополия? Ведь новые игроки могут быть и из тех, кто реально пашет в море. Только что читал про датский новострой (сейнер). Там компанией-оператором владеет капитан, старпом и зять капитана. Вот это рыбаки!!))
Сухов Вячеслав Юрьевич
12 августа 2020 19:59
Из обращения РРПК не следует, что они "честно хотят их купить". Я так понял, что они хотят увеличить квоту на каждый уже заявленный пароход для загрузки на 100% путем дополнительного перераспределения.

А интересно, датский капитан, старпом и зять капитана квоты покупают, или получают по традиционному распределению?

Александр Макаров
13 августа 2020 00:53
Как квоты распределяют в Дании, я уверен, Вы нам расскажете, многим будет интересно.)) 
    
Сухов Вячеслав Юрьевич
13 августа 2020 15:25
Датская система довольно сложная. Там и распределение на усилие, и по дням, и ITQ (индивидуальные переводные квоты) для пелагических объектов. Будет время, попробую изложить для интересующихся. Но одно могу утверждать точно - квоты предоставляются бесплатно. Если бы они продавались на аукционах, мелкие компании (капитан, старпом и зять) попросту исчезли.
У нас ведь тоже были такие компашки с одним судном в 90-е годы. Сейчас еще сохранились кое-где и как-то умудряются выживать, хотя число их после аукционов 2001-2003 годов резко сократилось. Денег на аукционы у них не было по определению. 
Александр Макаров
13 августа 2020 22:38
   
Конечно квоты должны быть бесплатными, ведь тогда их можно очень выгодно продать вместе с компанией ))  За что такие подарки от государства определенному кругу лиц?  

Что касается маленьких компаний, наши дербанили советский флот, чтобы гнать валютоемкое сырье за бугор. Датчане же купили новострой, чтобы эффективно ловить низкорентабельные виды рыб ( шпрот, салаку и песчанку).

Борис
14 августа 2020 14:22
От исторического принципа отказываться неразумно, надо устранять недостатки этой системы.
Александр Макаров
14 августа 2020 14:25
Я не говорю, что я поддерживаю  аукционы, просто указываю на некоторые дефекты существующего метода распределения. 
Сухов Вячеслав Юрьевич
16 августа 2020 20:15
Зачем же всех под одну гребенку (гнать валютоемкое сырье за бугор)? На Балтике ловили кильку, салаку и др., а те только треску. На ДВ - камбалу, навагу и т.д. Работа на дорогих объектах позволяла ловить и дешевую рыбу.

Датчане на чем-то ведь работали, до того, как купили новое судно. Пришло время заменить старое судно на новое. Наверняка в кредит купили с погашением лет 5, не меньше. У нас это просто невозможно.

А про подарки от государства Зверев уже не один раз объяснял. Не буду пересказывать.



Александр Макаров
19 августа 2020 00:06
Вник получше в предложение РРПК. Смысл его - увеличить долю инвестиционных квот для выдачи участникам этой программы с 20 до 50%. Это позволит, по расчётам РРПК, увеличить финансовый результат на единицу вылова в два раза. А кто не участвует в инвестпрограмме, тот мол будет 15 лет неэффективно использовать ресурс по старым технология. Вот какие компании выиграют: Объемы увеличиваются у целого ряда участников отрасли – Колхоз им. Ленина (изменение относительно уровня 2019 г. по минтаю 175%), РРПК (153% по минтаю), «Согласие» (132% по треске и пикше), Группа «ФОР» (104% по треске и пикше), «Мурмансельдь-2» (47% по треске и пикше), СЗРК (34% по треске и пикше), «Мурман Сифуд» (30% по треске и пикше), говорится в расчетах АСРФ ( ассоциация по эгидой РРПК). Вот эти пострадают: «Океанрыбфлот», «Гидрострой», НБАМР, ФЭСТ, «Сигма» и др. Соблазнительное предложение для правительства. Какие будут возражения по существу?
Андрей
19 августа 2020 13:52
Возражение по существу нуждается в анализе их расчетов.  Что-то мне подсказывает, что там не очень качественно сделан прогноз цен и Оптимистично оценена эффективность больших траулеров типа тех, которые они строят.  Прогноз цен дальше 2-3 лет делать никто не умеет.  Как будет ловиться рыба через год — никто не знает. 
Сухов Вячеслав Юрьевич
19 августа 2020 14:55
Мне что-то подсказывает, что там вообще никаких расчетов нет. 
Алёна
19 августа 2020 15:08
Банки без расчетов такие большие деньги не дают.
Сухов Вячеслав Юрьевич
19 августа 2020 15:11
Я не о расчетах для банка, а об обосновании предложений по увеличению долей для инвестсудов.
Александр Макаров
19 августа 2020 16:04
Кстати, прошла информация, что Минсельхоз не поддержал РРПК. Причины - создание неравных условий для участников рынка и тд. О новых инвестквотах будут думать после реализации текущей программы www.fishnet.ru/news/company/94… Это очень нескоро.

Действительно, игра сыграна, нельзя переигрывать по новым правилам. Детская болезнь левизны и забегание вперед))

Вето ФАР и Минсельхоза, скорее всего, не удастся преодолеть.

Андрей
20 августа 2020 05:40
Но проверить эти расчеты банк может чисто технически. По сути вопросов экспертизы у них нет. Если написать (например), что цены будут расти в 1.2 раза быстрее, чем инфляция, или пропорционально цен какого-нибудь прогнозируемого commodity, как золото или нефть, то проверять идею не будут. Исключение, подтверждающее правило — Rabobank, который компетентен в рынках продовольствия. 
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>