Ход российского промысла лосося в начале второй половины июня 2009 г.
Обстановка вокруг российского дрифтерного промысла лосося по-прежнему привлекает к себе пристальное внимание специалистов японского рынка. Такая информация поступила в https://www.fishnet.ru/ с российского ДВ со ссылкой на японские источники по состоянию на 19.06.2009 г.
В начале второй половины июня общая ситуация. которая до этого характеризовалась почти полной неопределенностью, внезапно круто изменилась, так как поступили сообщения о начале промысла двух судов с чисто научными целями и о выдаче разрешений на промысел для определенного числа других судов, которые формально работают по научным квотам, но в действительности основной задачей имеют, по мнению японских специалистов, коммерческую выгоду. Сообщалось, что эти суда должны были выйти на промысел либо в конце второй декады июня, либо в начале третьей, но японская сторона все еще не имела полной картины даже с числом судов, получивших разрешения, хотя первоначально говорилось, что общее количество российских судов, задействованных на дрифтерном промысле лосося, должно превысить 15 ед.
Отмечается, что длительная задержка с выходом на промысел в нынешнем сезоне очень серьезно осложняет чисто экономические перспективы участия в этом промысле для российских рыбопромышленников. По-прежнему предполагается, что ухудшение этих перспектив может стать одной из причин отказа от участия в этом промысел некоторых компаний.
По некоторым оценкам, общее количество российских судов на дрифтерном промысел лосося в нынешнем сезоне может сократиться приблизительно в два раза от предполагавшегося. Из-за это общий объем вылова нерки на российском морском промысле может сократиться по сравнению с прошлым годом приблизительно в два раза и ограничиться уровнем всего 3,0 тыс.т, причем есть и еще более пессимистические оценки, согласно которым объем вылова может составить только приблизительно 2,0 тыс.т. Однако дело может не ограничиться значительным сокращением объема вылова, поскольку наиболее оптимальные сроки работы судов на подходах нерки уже фактически упущены и качество российской продукции может серьезно пострадать. По словам некоторых японских импортеров, нерка морского промысла представляет серьезный рыночный интерес только в том случае, если она взята приблизительно до середины июля, а это значит, что российским производителям придется приложить очень серьезные усилия для того, чтобы в крайне ограниченные сроки обеспечить максимально возможный объем вылова нерки, которая соответствует жестким требованиям японского рынка, в противном же случае рассчитывать на более или менее приемлемые условия продаж на рынок Японии им уже не придется и останется только вариант с реализацией на внутреннем рынке, где будет достаточно тяжело успешно реализовать сезонную продукцию по таким ценам, которые обеспечат покрытие расходов на промысел.
Отмечается, что длительная задержка с выходом российских судов на дрифтерный промысел лосося в нынешнем сезоне могла быть следствием очень жесткой кампании противников это промысла внутри страны, которые концентрируются главным образом на Камчатке, где депутаты местного законодательного собрания даже направили федеральным властям обращение с требованием запретить этот промысел как наносящий очень серьезный урон и запасам лосося, и интересам рыбопромышленников, занятых на прибрежном промысле лосося. К середине июня ситуация была далека от разрешения и некоторые специалисты рынка заговорили даже о возможности того, что в нынешнем году ждать поставок российской продукции морского промысла (нерка и кета) уже не приходится, так как сроки для нормальной работы на подходах лосося уже фактически упущены. Но уже в начале второй половины июня перспективы возобновления поставок российской продукции все же появились, причем на этот раз большее распространение получило мнение о том, что объем поставок может быть довольно заметным, поскольку в сезоне 2007 г. российские производители работали на морском промысле лосося вплоть до первой декады августа и даже часть рыбы, взятой во второй половине июля, еще представляла относительно высокую товарную ценность.
В прошлом сезоне российские суда работали приблизительно до середине июля и при вылове нерки на уровне 6,0 тыс.т основная ее часть была поставлена (в мороженом виде) на рынок Японии. Довольно заметное значение для рыбопромышленников имела и реализация кеты, поэтому, как предполагается, и от условий продаж весенней кеты также кое-что будет зависеть в плане поддержания рентабельной работы российских рыбопромышленников на морском промысле лосося.
Отмечается, также, что в условиях уже практически очевидного резкого сокращения поставок нерки российского морского промысла улучшаются рыночные перспективы не только нерки японского морского промысла, но и нерки российского ставного прибрежного промысла на Восточной Камчатке, где в нынешнем году сезон был официально открыт уже с 1 июня и подходы развивались очень активно. Уже на середину июня было взято более 2,0 тыс.т, а всего через два дня поступила информация о том, что сезонный вылов достиг уровня 3,0 тыс.т, из которых около 2,5 тыс.т было взято на прибрежном промысле. Японские импортеры сообщали, что погодные условия очень благоприятствовали стабильно быстрому росту вылова и перспективы полного выбора сезонной квоты в объеме 5,1 тыс.т уже фактически не вызывали никаких сомнений. По мнению импортеров, рыбопромышленники, участвующие в этом промысле, при поддержке местных руководителей в этих условиях предпримут все возможное для того, чтобы добиться разрешения от центральных властей на продолжение промысла и такие попытки уже имеют хорошие шансы на успех, поскольку в нынешнем году федеральный центр вроде бы проявляет невиданную доселе готовность к гибкости в оперативном решении вопросов организации эффективной работы на прибрежном промысле лосося, который на Камчатке, Сахалине и Курилах обеспечивает заметную часть поступлений в местные бюджеты и доходов населения.
Что же касается перспектив поставок восточнокамчатской нерки на японский рынок в нынешнем сезоне, то сообщалось, что подход первого транспорта был якобы запланирован на последние числа июня (в качестве порта назначения назывался Сендай, а объем поставки оценивался в 0,9 тыс.т).
Появились и пока неподтвержденные данные о ценовых предложениях российских производителей. Сообщалось, что цена предложения (на условиях КАФ Япония) называлась на уровне US$7,00/кг за обезглавленную потрошеную нерку с преобладающей навеской 2-4 фунта (0,9-1,8 кг). Специалисты рынка довольно скептически отнеслись к возможности успешного завершения переговоров при таком уровне цен российских предложений, поскольку чистая закупочная цена для японской стороны при закупках по таким ценам выходит в неприемлемо высокий для больше части пользователей диапазон 700-750 иен/кг. В связи с этим появились предположения о том, что по мере приближения сроков прибытия первых партий ценовые условия будут пересматриваться и определенную роль в этом могут сыграть сообщения о начале российского морского промысла, хотя прямой связи между сегментами рынка нерки морского и ставного промысла нет.