Ход японских закупок морского окуня с промысла в Северо-Западной Атлантике в июне 2009 г.
В первой половине июня японские импортеры приступили к закупкам мороженого клювача с промысла в море Ирмингера, причем ценовая ситуация, в которой развивались японские закупки, за очень короткий период несколько раз круто изменялась. Такая информация поступила в https://www.fishnet.ru/ с российского ДВ со ссылкой на японские источники по состоянию на 16.06.2009 г.
Основными факторами этих изменений были ограниченный характер наличного предложения морского окуня североатлантического промысла на японском рынке и нестабильность обстановки на самом промысле.
Сообщается, что резкое улучшение промысловой обстановки, наблюдавшееся в конце мая и начале июня, имело кратковременный характер и это фактически поставило крест на надеждах японской стороны добиться улучшения условий для сезонных закупок, по крайней мере, для закупок продукции первого промыслового рейса исландских судов, который завершился к Дню рыбака (7 июня). Большие надежды на это появились у импортеров после поступления сообщений о том, что очень вяло развивавшийся поначалу промысел к концу мая быстро активизировался. Но уже к моменту начала первых исландских сдач импортерам стало ясно, что на значительный рост объема сдачи и предложения рассчитывать не стоит, как не стоит рассчитывать и на ослабление ценовых требований, причем не только исландских, но и российских производителей.
По некоторым данным, японским импортерам пришлось соглашаться на предложения исландских производителей по продукции первого рейса по ценам на уровне 360-370 иен/кг (на условиях КАФ Япония за продукцию основной навеской 300-500 г). Это приблизительно соответствует тем ценам, по которым японские покупатели начали закупать продукцию российских судов незадолго до поступления на рынок сообщений о резком улучшении промысловой обстановки. По мнению специалистов рынка, при таком уровне закупочных цен у импортеров практически не будет существенных возможностей для того, чтобы опустить цены своих предложений для японских пользователей ниже 400 иен/кг, тогда как пользователи очень ждали именно этого и были несказанно обрадованы сообщениями о значительном ускорении темпов промысла в конце мая.
По оценкам импортеров, в первом промысловом рейсе исландские суда ограничили объем выпуска мороженого клювача уровнем 0,20-0,25 тыс.т на судно. При численности задействованном на промысле клювача в море Ирмингера флота в 11 ед. суммарный объем производства в первом рейсе составил, по этим оценкам, приблизительно 2,5 тыс.т (но были и более оптимистические оценки). В связи с этим некоторые импортеры стали высказывать опасения по поводу того, что повторное ухудшение промысловой обстановки может вынудить некоторых производителей изменить планы на второй промысловый рейс, что может привести к дальнейшему сокращению возможностей для закупок, тем более, что и российские производители придерживались политики поставок на внутренний рынок России, которую они проводили и в сезоне 2008 г.
Предполагается, что в этих условиях японские импортеры не станут увеличивать объемы закупок исландской и российской продукции по высоким ценам и займут выжидательные позиции, изыскивая возможности для закупок по более низким ценам и рассчитывая в этом плане на других производителей (сообщалось, что на промысле клювача в море Ирмингера была отмечена активность испанских и прочих судов). Во всяком случае, расчеты на то, что исландские и российские производители опустят цены своих предложений хотя бы на уровень 350 иен/кг уже не делались и даже уровень 360 иен/кг представлялся многим импортерам как нереально низким.
Таким образом, японской стороне в нынешнем году пока фактически не удалось добиться существенного снижения уровня закупочных цен по сравнению с прошлым годом, когда продукция первого промыслового рейса закупалась в основном по ценам на уровне 370-380 иен/кг. Более того, импортеры стали предупреждать пользователей о том, что и в нынешнем году закупочные цены на продукцию второго рейса могут подняться, как это было в прошлом году, когда цены на продукцию второго рейс а исландских судов в море Ирмингера поднялись в диапазон 380-390 иен/кг.
Вероятность повышения уровня закупочных цен считается довольно высокой еще и в том плане, что на японском рынке по-прежнему наблюдается серьезная ограниченность наличного предложения клювача североатлантичесого промысла. Именно условия дефицита предложения позволяли импортерам и оптовикам держать цены на исландскую продукцию ближнего промысла на высоком уровне 420-430 иен/кг, но специалисты рынка сомневаются в том, что при неизбежном с началом сезонных поставок росте наличного предложения продавцы смогут удержать цены на этом уровне, поскольку пользователи по-прежнему с очень большим недовольством говорят о ценах на атлантического клювача выше 400 иен/кг, особенно в условиях уже фактического завершения межсезонья. Более того, специалисты рынка считают, что именно сдерживание цен на сырье и сдерживание цен на переработанную продукцию обеспечило достаточно быстрое снижение уровня перешедших на нынешний год запасов и, как следствие, возникновение сильной ограниченности предложения к середине весны.
С другой стороны, импортерам для сохранения положительных тенденций в потреблении необходимо будет обеспечить нормальный объем закупок даже в условиях высоких цен на российскую и исландскую продукцию с промысла в море Ирмингера. Для этого, как предполагается, они будут активно искать возможности для закупок других производителей по умеренным ценам и, возможно, попытаются дождаться возобновления предложений исландской продукции ближнего промысла, который начнется с сентября.