Как долго продержатся высокие цены на лосося
Средняя цена на лосося превысила уровень NOK 40/ кг. Это хорошие новости для фермеров, но не для потребителей, которые вынуждены теперь платить больше, если хотят сохранить лосося в своем рационе питании. Об этом сообщает https://www.fishnet.ru/
По мнению аналитиков из Callander McDowell, цены на лосося взлетели в расчете на то, что глобальный спрос окажется неудовлетворен мировыми производителями из-за снижения поставок чилийского происхождения. Но точно предсказать ситуацию пока невозможно.
Способны ли американские потребители покупать лосося по любой цене или будут искать ему более дешевую равноценную замену, если цены будут расти и дальше ? Альтернатива есть. Например, пангасиус и тилапия. У потребителей в США есть возможность купить и дикого аляскинского лосося, но пока они соблазнялись более дешевой фермерской рыбой. Если цена на фермерского лосося окажется такой же, как и на дикого, то что выберут американцы ? Весь дикий тихоокеанский лосось относительно недорог и если цены станут конкурентными, то часть сырья может изменить направление - вместо поставок на консервные заводы рыбу направят на производство охлажденной продукции.
Пока фермеры довольны ростом цен, но не все разделяют их радость. Guus Pastoor из Ассоциации европейских производителей рыбы сообщил, что высокие цены на фермерского лосося могут сделать его менее привлекательными для процессоров. При последнем взлете цен производители копченой продукции были вынуждены приобретать более дешевые виды рыб. Анализ ситуации в розничном секторе показывает, что все больше производится и продается копченого тихоокеанского лосося. Если фермерский лосось станет слишком дорогим, то рынок для таких продуктов может быть легко расширен за счет более дешевых видов тихоокеанских лососей. Некоторые коптильни уже изучают влияние текущих цен по работе предприятия Alfesca. Оно сообщило о планах объединения большей части своего французского бизнеса, почувствовав снижение прибыли, в том числе и из-за высокой стоимости сырья фермерского происхождения, продажи уменьшились.
Последний рост цен был обусловлен высоким спросом на лосося в России. Но появились некоторые признаки уменьшения спроса на российском рынке. В одном из обзоров российских рынков (US Gain report) предполагается, что недавняя девальвация рубля сделала популярные импортные продовольственные продукты почти недосягаемыми для среднего российского потребителя. С начала этого года розничные цены повысились на 20 %, потребители начали покупать более дешевую рыбу российского производства. На рынке охлажденный лосось предлагается по $13-15/ кг (418-483 руб./ кг), в универсамах - на $ 2-3 дороже. Для сравнения: сельдь российского производства стоит примерно 80-90 руб./ кг, треска 150-200 руб./кг.
На основных европейских рынках рост цен на лосося потребителями ощущается пока не так остро. Долгосрочные контракты гарантируют, что цены на прилавках могут оставаться относительно устойчивыми. Такие контракты действительно не отражают уровень текущих цен. Ситуация меняется, когда приходит время для их перезаключения. Опыт показывает, что спрос упадет, если цены станут слишком высокими. Как следствие, цены начнут снижаться. Аналитики в Callander McDowell уверены, что потребители не будут готовы покупать лосося по любой цене. В итоге наступит предел, выше которого цены уже не поднимутся. Под большим вопросом остается период, по окончании которого начнется неизбежный спад.
В последнем обзоре состояния рынка Soil Association (лидирующая организация в области органической сертификации) разъясняется, что сейчас экологически чистыми продуктами интересуются в основном потребители-фанаты, а не те, для которых это было больше модой. Потребители экологически чистых продуктов возвращаются к основам движения, покупают основные ингредиенты для домашнего приготовления. При этом востребованными становятся продукты первой необходимости, от которых нельзя отказаться. Самое большое падение продаж приходится на кондитерские изделия (-21 %), хлеб (-18.2 %), поскольку любители экологически чистой продукции предпочитают печь их сами и рыбу (-18.7 %). Доля потребителей, которые решили не покупать экологически чистую продукцию - 62 %. Она меньше только той части покупателей, которые не хотят брать удобные в приготовлении и готовые продукты (64 %). Большинство любителей экологически чистых продуктов рыбу к ним не относят. Очевидно они предпочитают покупать дикую рыбу вместо фермерской.