Ковтун призвала рыбопромышленный бизнес внимательно «присмотреться» к свободным локациям на западном берегу Кольского залива

30 июля 2018 14:54

Ресурсный потенциал заполярных регионов не может быть раскрыт без технической модернизации океанического и прибрежного флота, инновационного развития береговой инфраструктуры и предприятий рыбопромышленного кластера.

Вылов рыбы традиционно является основным видом деятельности в приарктическом регионе и ключевым звеном бюджетной системы Мурманской области. Поэтому в фокусе внимания деловых встреч V Международной конференции «Рыболовство в Арктике: современные вызовы, международные практики, перспективы», состоявшейся в середине марта в Мурманске, оказались вопросы инвестиционной политики в сфере рыболовства и модернизации мощностей рыбохозяйственного комплекса Мурманской области, проблемы промышленного и прибрежного рыболовства и взгляд на новые измерения международного сотрудничества в Арктике.

Рыболовство занимает 4-е место в формировании валового регионального продукта Мурмана. По информации региональных властей, общий промысловый флот рыболовецких предприятий Мурманской области насчитывает 186 судов. На территории Кольского Севера действуют 15 рыбопромышленных и рыболовецких союзов, которые являются надежными партнерами администрации региона. Рыбаки Мурмана ежегодно добывают 600 000–700 000 тонн водных биоресурсов. Согласно прогнозу регионального министерства рыбного и сельского хозяйства Мурманской области, производство товарной рыбы в Мурманской области в 2018 году может вырасти на 48%.

«Становление отрасли стало одной из основных точек роста и развития Мурманска в прошлом столетии, и сегодня вклад рыбного Мурмана в общероссийский улов составляет 16%. Поэтому способность рыбохозяйственного комплекса реагировать на современные вызовы, применять наилучшие международные практики и четко видеть перспективы – стратегическое условие развития региона. Со своей стороны региональные власти оказывают всяческую поддержку предприятиям береговой рыбопереработки и аквакультуры», – говорит губернатор Мурманской области Марина КОВТУН.

Вопрос модернизации северного океанического и прибрежного флотов стоит достаточно остро, и одних только «квот под киль» недостаточно

Губернатор призвала рыбопромышленный бизнес, а именно тех, кто «пришел в отрасль всерьез и надолго» и рассчитывает на долгосрочную перспективу, внимательно «присмотреться» к свободным локациям на западном берегу Кольского залива. Скоро эти территории будут вовлечены в инфраструктурное развитие, в этом районе начнется строительство портовых и рыбопромышленных мощностей.

Марина Ковтун также заострила внимание на наиболее проблемных моментах в развитии отраслевого комплекса – в частности, на отсутствии полномочий по регулированию рыболовства. «Прав по регулированию отрасли у Мурманской области фактически нет, они точно такие же, как у Курской, Пензенской, Рязанской или Вологодской областей, – отметила Марина Ковтун. – Сегодня нам предоставлено право регулировать рыболовство лишь во внутренних водоемах Кольского Севера с их практически дистиллированной водой, где наладить промышленное рыболовство невозможно. Пришло время задавать эти вопросы жестко и отстаивать свои права по регулированию рыболовства».

Краевые власти отстраняют от решения насущных проблем «большой политики», оставляя на поле законотворчества лишь небольшие пространства для маневра. О недавней инициативе мурманского депутатского корпуса по внесению изменений в законопроект о любительском рыболовстве, которая была поддержана всеми парламентариями Северо-Западного округа, рассказал председатель Мурманской областной думы Сергей ДУБОВОЙ. «Региональные парламентарии предлагают доработать проект с учетом специфики рыбопромысла в акваториях Баренцева и Белого морей. Необходимо расширить понятие «любительское рыболовство», дополнив права граждан правами на обработку, перегрузку, хранение, транспортировку и выгрузку объектов любительского рыболовства. То есть наделить их правом собственности на добытые биоресурсы. Также мы считаем, что нужно законодательно предусмотреть право физлиц на реализацию добытой рыбы, то есть предоставить равный законный доступ к объектам любительского рыболовства», – говорит он.

Неизведанный промысел

«Перспективы освоения Баренцева моря понятны и запасы его уже давно изучены, поэтому Росрыболовство сконцентрировало свое внимание на подготовке госпрограмм по развитию перспективных зон вылова рыбы в арктическом регионе», – объясняет начальник управления науки и образования Федерального агентства по рыболовству РФ Сергей ГОЛОВАНОВ. По его мнению, одним из таких районов является Карское море, которое в силу изолированности от границ иностранных государств и внутренних водных границ становится перспективным с точки зрения принятия самостоятельных решений об использовании биоресурсов исключительно исходя из интересов России. Промысловые биозапасы этой шельфовой акватории замерзающего Карского моря, конечно, не сравнить с обилием ресурсов Баренцева, но ее воды являются благоприятной средой для развития некоторых арктических видов гидробионты. Специалисты Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н. М. Книповича (ПИНРО) еще в 2013 году обнаружили в Карском море значительные запасы сайки, небольшие скопления мойвы, камбалы, ерша, синекорого палтуса и краба-стригуна опилио.

«Океанографические исследования Карского моря показали, что такой вид, как синекорый палтус, который до 1999 года считался обитателем акваторий Норвежского и Гренландского морей, населяет водные районы к востоку от архипелага Шпицберген. Молодь палтуса была обнаружена и в северо-западных районах Карского моря. Там распределяются и достаточно плотные скопления сайки и мойвы. Оценка численности биомассы показала, что величина объема вылова сайки в 2018–2019 годах может составлять 2000 тонн. Также в Карском море возможен вылов краба-стригуна и камбалы. Результаты исследований показали, что экосистема Карского моря достаточно сбалансирована и устойчива», – отмечает Сергей Голованов.

"Необходимо расширить понятие «любительское рыболовство», наделив граждан правом собственности на добытые биоресурсы"

Не квотой единой

Наиболее актуальной для рыболовецкого сообщества остается тема изношенности судов и поиска финансирования для обновления флотов. Сдерживающим фактором в развитии рыбодобывающей отрасли заполярных регионов и России в целом остается устаревающий среднетоннажный и маломерный флот. Суда не отвечают требованиям современного рыболовства и критериям безопасности мореплавания, отмечали эксперты. К примеру, прибрежный флот морей Северного бассейна состоит из 70 малых и маломерных судов со сроком эксплуатации, близким к критическому – 25–35 лет и более.

Вопрос модернизации северного океанического и прибрежного флотов стоит достаточно остро, и до конца не выработаны необходимые меры господдержки рыболовецких компаний – одних только «квот под киль» недостаточно.

Напомним, что в соответствии с последними новациями в законодательной сфере с 2017 года федеральный центр выделяет российским предприятиям рыбохозяйственного комплекса инвестиционные квоты для стимулирования строительства судов промыслового флота и одновременной загрузки российских верфей. На первом заседании межведомственной рабочей группы 5 февраля 2018 года были рассмотрены заявки рыболовецких компаний Северо-Западного региона для предоставления «квот под киль» на постройку кораблей. По информации председателя правления Союза рыбопромышленников Севера Владимира ГРИГОРЬЕВА, всего было отобрано 24 инвестпроекта. Квоты будут предоставлены компаниям из приарктических регионов: Мурманскому губернскому флоту, Архангельскому траловому флоту, Атлантрыбфлоту (Калининград), Рыбпроминвесту (Мурманск), компаниям «Норд Пилигрим» (Мурманск), «Карат-1» («НОРЕБО»), «Альтернатива» (Мурманск) и др. Суда будут строиться в течение пяти лет на Выборгском судостроительном заводе, ССЗ «Вымпел» (Рыбинск), судостроительном заводе «Пелла» и Северной верфи в Санкт-Петербурге.

По признанию участников дискуссии, российские финансовые институты – банки и лизинговые компании – предлагают завышенные процентные ставки под такие проекты. Поэтому на фоне оживленного интереса к «квотам под киль» ко многим судовладельцам со временем пришло понимание, что такие «дорогие деньги» им не нужны.

«Анализ развития рыболовства в приатлантических северных странах показывает, что главным решением в развитии экономик регионов является увеличение масштабов прибрежного промысла и береговой переработки, техническое и технологическое перевооружение рыбопромышленных предприятий», – говорит председатель правления Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана Анатолий ЕВЕНКО.

В регионах Северо-Запада компании ведут модернизацию мощностей, однако пока эти темпы не позволяют рыбопромышленникам всерьез рассчитывать на обновление прибрежного флота. Впрочем, по мнению Анатолия Евенко, на Северо-Западе созданы все экономические предпосылки для развертывания региональной судостроительной базы. ССЗ «Вымпел» в Рыбинске способен послужить производственной площадкой для постройки современных судов. А незамерзающий порт Мурманска с сохранившейся береговой инфраструктурой и коротким плечом доставки новых судов сможет послужить плацдармом Северо-Западного региона для апробации проектов по обновлению прибрежного флота.

Кроме закладки новых судов, реальным выходом мог бы стать переход малых и среднетоннажных судов океанического флота на прибрежный лов – для этого судоходным компаниям должны быть предоставлены государственные преференции.

Стратегии рыболовецких компаний напрямую зависят от реальных вызовов рынка и госрегулирования потребительского сектора. В условиях низкоконкурентных цен рыбакам выгоднее работать на экспорт: по данным Анатолия Евенко, за последние два года предприятиями Мурманской области экспортировано 62% продукции, в том числе трески и пикши – более 90%. Как считает Анатолий Евенко, для обеспечения россиян рыбой по низким ценам необходимо сократить экспорт минтая и трески на европейский рынок. Также необходимо законодательно ограничить надбавки к ценам компаний-посредников.

Кооперация на суше

В отрасли по-прежнему высока востребованность проектов международной кооперации: исландские и норвежские компании активно заключают контракты с российскими судовладельцами на строительство, проектирование судов и переоборудование рыбопромыслового флота.

В частности, основным источником исландского экспорта являются новые технологии вылова, заморозки рыбы в море и системы управления выловом, позволившие трансформировать исландскую рыбопромысловую отрасль на рубеже веков в высокотехнологичный сектор. Еще в 1981 году траулеры Исландии вылавливали в море 430 000 тонн трески, спустя 35 лет объемы вылова снизились до 38 000 тонн, но стоимость рыбы выросла в два раза за счет высокого качества.

«Исландский рыбопромышленный комплекс делает акцент на развитии технологий вылова и хранения рыбы, за счет этого нам удалось завоевать лидирующее положение в мире по вылову трески. Инвесторы понимают, что у них есть гарантии возврата инвестиций в высокотехнологичные проекты на долгосрочную перспективу. С большим интересом мы наблюдаем за амбициозной политикой России в секторе рыболовства и считаем, что те огромные инвестиции, которые вкладывает государство в развитие рыбопромыслового и перерабатывающего комплексов, создают условия для международного сотрудничества», – говорит заместитель главы дипломатической миссии Исландии в России Аугуст ФЛЮГЕНРИНГ.

Норвежские коллеги также готовы к совместной реализации проектов международной кооперации, заявил руководитель Союза рыбаков Норвегии Кьель ИНГЕБРИГСТЕН. Но это взаимодействие по управлению биоресурсами северных морей должно осуществляться на основе международных экологических кодексов и требований к соблюдению норм выбросов с судов в районах рыбного промысла. Обмен опытом двух стран ведется в рамках совместной деятельности института морских исследований в Бергене и Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н. М. Книповича (ПИНРО). Ученые из России и Норвегии в рамках деятельности Международного совета по исследованию морей и группы по арктическому рыболовству выработали рекомендации по вылову основных промысловых объектов в Баренцевом море и по районам северо-восточной Атлантики.

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>