Модернизация законодательства в рыбной отрасли
Модернизация законодательства в рыбной отрасли вызывает неоднозначные отклики дальневосточных промысловиков. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на Комсомольскую правду.
В ноябре Госдума рассмотрит поправки в закон «О рыболовстве…» (ФЗ № 166 от 2004 года). Важнейшие изменения коснутся прибрежных рыболовов – они смогут перерабатывать (варить, морозить, потрошить) рыбу, крабов или креветки в море, прямо на судах. То есть, прибрежных частично уравняют в правах с океаническими.
- В СССР законом разрешалась переработка морепродуктов на бортах. Для морской переработки рыболовецкие компании закупали суда со специализированным оборудованием. Но при введении закона «О рыболовстве…» от 2004 года кому-то взбрело в голову запретить переработку морепродуктов прибрежными рыболовами в море. Сделали это якобы для развития берегового производства. То есть перерабатывающие суда уже были, но использовать их полноценно запретили законом, – рассказал «Комсомолке» Александр Антипин, президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края. – Но представьте себе побережье Охотского моря, прибрежные воды Охотска, Чумикана или Аяна, к примеру. До северных населенных пунктов нет железных и автодорог. Куда проще обрабатывать морепродукты на борту, чем везти в Охотск, изготавливать там консервы, и только потом самолетом переправлять их в Хабаровск.
Введение поправок лоббируют Союз рыбопромысловых ассоциаций Дальнего Востока и Хабаровская рыболовецкая ассоциация. По словам председателя комитета рыбного хозяйства минприроды Хабаровского края Сергея Рябченко, представители регионов Дальнего Востока высказались за принятие поправок, губернаторы дважды подписывали письма президенту с положительными ответами.
Однако есть мнение, что изменения в законе позволят «прибрежникам» отправлять заготовленные на борту морепродукты сразу за рубеж, минуя российские порты. Как следствие – ущерб экономике.
- На каждом зарегистрированном судне установлен маяк, который отсылает сигналы о местонахождении на берег, притом эта информация открыта: посмотреть, где находятся рыболовецкие суда, в каком направлении они идут, может любой желающий. Достаточно зайти на сайт marinetraffic.com, – возражает Александр Антипин.
Правда, по словам многих рыбаков и пограничников, этот маяк легко отключить.
Менее оптимистично настроены приморцы.
- У Приморского края особенная позиция на этот счет. При утверждении закона «О рыболовстве…» в 2004 году законодатели заложили в него много лишнего. Так, закон разделяет территориальные рыболовецкие квоты на «прибрежные» и «океанические». Прибрежная зона ограничена 12-ю милями. Океаническая простирается на 200 миль от берега. «Прибрежникам» постоянно не хватает сырья для переработки – рыба границ в 12 миль не знает и может мигрировать на 13, 14 или 15 миль от берега, где нужны уже океанические квоты. Прибрежного рыболова, вышедшего за рыбой за 12-мильный рубеж, выставляют браконьером. Отмена запрета на переработку улова «прибрежниками» в море не решит проблемы. Необходимо вернуться к советскому законодательству, где были единые территориальные квоты. Тогда и перерабатывать рыбу станет можно где душе угодно, и сырья хватит всем без нарушения законодательства, – посетовал президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов.
Поправки комитет Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрит до 14 ноября. В ноябре же ожидается итоговое решение депутатов.