На Дальнем Востоке обновят рыбные терминалы
Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин провел совещание по вопросу развития береговой инфраструктуры для приёмки, хранения и переработки рыбной продукции. Об этом сообщает https://www.fishnet.ru/ со ссылкой на Рыба камчатского края.
Вступительное слово В.В.Путина:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Наше совещание посвящено проблемам развития отечественной рыбной отрасли.
Россия - крупная морская держава, и это одно из её конкурентных преимуществ.
Нельзя забывать и о том, что от устойчивой работы этой отрасли во многом зависит жизнь сотен тысяч людей, особенно на Дальнем Востоке и в районах Крайнего Севера, где других доходов, кроме как доходов от рыбного промысла, у людей просто нет.
В то же время в этой сфере накопилось и немало проблем. Конечно, мы должны заниматься их систематической "расшивкой".
Напомню, что в 2007-2008 годах наши основные усилия были направлены на формирование понятных и прозрачных правил игры на рыболовецких предприятиях, на повышение их инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности, стимулирование рационального использования водных биоресурсов.
Был ввёден упрощённый порядок таможенного оформления судов и продукции в морских портах, убраны ненужные административные барьеры со стороны ряда контрольных организаций.
Принципиально изменились и правила распределения "рыбных" квот. Теперь они закрепляются исключительно за отечественными промысловиками и на долгосрочной основе - до 10 лет. А по 230 видам рыб квоты полностью отменены. Их промысел доступен всем желающим.
На 85% снижены ставки сборов за пользование водными биоресурсами. Эта норма будет действовать в отношении градо- и посёлкообразующих предприятий, а также организаций, для которых вылов и переработка рыбы приносят не менее 70 процентов доходов.
Началось и возвращение рыболовецкого флота в российские порты. В частности, те, кто провел капитальный ремонт и модернизацию своих судов на заграничных верфях, за рубежом, получили возможность ввести их на таможенную территорию России без уплаты НДС и таможенных пошлин.
И наконец, с 1 января этого года вступило в силу требование об обязательной доставке улова на таможенную территорию России. Эта мера призвана стимулировать отечественную рыбопереработку и тем самым поможет уйти от примитивной экспортно-сырьевой направленности нашего экспорта. Кроме этого, рыба, добытая в российских водах, прямо из районов промысла будет направляться, как я уже сказал, на российские перерабатывающие предприятия, а не в иностранные порты. И к нам будет поступать уже сырье для переработки, а не сама готовая продукция с добавленной стоимостью за рубежом.
Основная задача сегодня - создать эффективную интегрированную цепочку: от вылова, переработки, транспортировки и потом уже до реализации рыбной продукции. Без решения этой проблемы принятые меры по стимулированию добычи и переработки биоресурсов могут оказаться малорезультативными.
Кстати говоря, улов рыбы и добыча других морепродуктов в январе-апреле 2009 г. возросли на 9,2%.
Естественно, строить перерабатывающие мощности, развивать логистику и сбыт должен бизнес. Государство будет делать только то, что прямо входит в сферу его ответственности, а также сформирует набор соответствующих стимулов и мер поддержки.
Какие это меры поддержки и стимулы? Во-первых, в рамках профильной ФЦП должна быть проведена реконструкция рыбных терминалов в морских портах. Это объекты федеральной собственности. Рассчитываю, что одновременно свои проекты по повышению конкурентоспособности портовой инфраструктуры предложат поставщики топлива и других необходимых услуг.
В 2009 году запланировано начало работ по реконструкции гидротехнических сооружений 7 терминалов - во Владивостоке, Хасане, Петропавловске-Камчатском, Невельске, Махачкале и Калининграде. В 2009 году выделено 2 млрд рублей.
Далее. Нужно добиться повышения доступности заёмных ресурсов для инвесторов, занимающихся строительством и модернизацией рыбоперерабатывающих производств. Для этого в бюджете уже заложены средства для субсидирования процентных ставок по кредитам. Общий объём - 253 млн рублей.
Представители отрасли предлагают использовать и другие инструменты, в частности залог долей квот на добычу водных биоресурсов. Я прошу сегодня доложить позицию заинтересованных ведомств по этому вопросу.
Третье. Мы готовы рассмотреть вопрос о временной отмене таможенных пошлин на ввоз в Россию холодильного и другого оборудования, необходимого для переработки и хранения рыбы. Но, как и в других отраслях, будем делать это весьма осторожно, учитывая интересы отечественных производителей.
До 90% действующих на территории России хладокомбинатов не соответствуют, к сожалению, сегодня современным требованиям. Износ оборудования очень высокий - от 50 до 70%.
Кстати говоря, сегодня объявили о том, что с 1 января 2010 года мы уже в достаточно большом объеме будем функционировать в рамках согласованных таможенных процедур и пошлин, создавая Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном. Поэтому нам тоже необходимо будет это учитывать. Заинтересованные коммерческие структуры должны это обстоятельство иметь в виду и действовать быстро.
И наконец, нельзя забывать о малом бизнесе. Для небольших рыболовецких и рыбоперерабатывающих предприятий следует разработать дополнительные меры поддержки. Малый бизнес мог бы занять прочные позиции и в перспективном секторе промышленного разведения рыбы.
Предлагаю обсудить все это подробнее.
Ранее на эту тему: НРР инвестирует 9,5 млрд рублей в терминалы по хранению рыбы
ФГУП "Национальные рыбные ресурсы" (НРР) намерено построить в 17 российских городах холодильные терминалы по хранению рыбы общим объемом инвестиций 9,5 млрд рублей, сообщили в компании.
Из общего объема средств1 млрд рублей - это собственные средства, а 8,5 млрд - кредитные ресурсы. Их планируется привлечь под 15% годовых с учетом возможного субсидирования части процентной ставки из бюджета РФ.
Терминалы планируется открыть в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Владивостоке, Мурманске, Екатеринбурге, Московской области, Белгороде, на Сахалине, в Новосибирске, Петропавловске-Камчатском, Пионерске (Калининградская область), Сочи, Махачкале, Калининграде, Находке и Приморско-Ахтарске.
В 17 города будет построено 19 терминалов общей мощностью 140 тыс. тонн единовременного хранения рыбы, говорится в сообщении.
Проект предполагается реализовать в течение трех лет.