О стратегии внешнеэкономической деятельности российского рыбохозяйственного комплекса на период до 2020 г

29 июня 2009 16:22

Автором исследования является заведующий Центром особых экономических зон и регионального сотрудничества ВНИИВС ГУ-ВШЭ В.С. Сиренко.

I. Общая концепция

Основная цель, условия и этапы её реализации

Основной целью стратегии внешнеэкономической деятельности Российского рыбохозяйственного комплекса на период до 2020 г. (в дальнейшем - Стратегия) является всемерное развитие экспортного потенциала российского рыбохозяйственного комплекса путем расширения производства и  реализации рыбных товаров и морепродуктов, обладающих высоким уровнем добавленной стоимости и устойчивой конкурентоспособностью на мировых рынках, а также обеспечение на этой основе интенсивного импортозамещения зарубежной рыбопродукции на внутреннем рынке.

Реализация основной цели Стратегии зависит от тенденций развития мирового рыболовства и направлена на усиление позиций российского рыбохозяйственного комплекса в освоении водных биологических ресурсов (ВБР) мирового океана, на увеличение производства рыбной продукции для внутреннего и внешнего рынков. Стратегия также направлена на превращение стратегического конкурентного преимущества российских рыбохозяйственных предприятий (наличие богатейших запасов ВБР в прилегающих к территории страны морских акваториях) в их конкурентное превосходство на наиболее перспективных рыбных рынках мира.

Указанные задачи будут решаться  в условиях усиливающейся глобализации мировой экономики и ужесточения конкуренции на мировых рынках. Данные процессы осложняются международным соперничеством за обладание мировыми ВБР в связи с тем, что в 1990-х годах  прогрессировало их истощение. В этих условиях резко возрастают требования к потребительским свойствам и качеству производимой рыбопродукции.

С учетом отмеченных обстоятельств основным условием предстоящего подъёма российского рыбохозяйственного комплекса, реализации его конкурентных преимуществ в освоении мировых запасов ВБР является предусмотренный Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Концепцией развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года его переход от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития.

В соответствии с указанными документами реализация Стратегии будет происходить в 3 этапа: 2008-2012 гг., 2013-2017 гг., и 2018-2020 гг.

На первом этапе предполагается создать предпосылки и условия для ускоренной реализации конкурентных преимуществ рыбохозяйственного комплекса России  в мировом рыболовстве, что должно заложить основу для успешного решения задач Концепции на  втором и третьем этапах.

Стратегический приоритет

Эффективное использование конкурентных преимуществ российской рыбной отрасли зависит от правильного выбора ведущего направления её внешнеэкономической деятельности, обеспечения на этом участке для отечественных производителей общеэкономических и правовых условий, равных тем, в которых сейчас  находятся  зарубежные рыбохозяйственные компании.

Исходя из конъюнктуры мирового рынка рыбопродукции таким приоритетом на предстоящий период следует считать производство мороженой рыбы.

В настоящее время Россия является одним из крупнейших поставщиков мороженой рыбы на мировой рынок (по объему поставок она уступает только Китаю, Норвегии и США). В 2002-2008 гг. объем производства мороженой рыбы составлял 80-85% общего выпуска рыбной продукции в стране. Реализация мороженой рыбы на мировом рынке обеспечивает до 85% экспортной выручки российских рыбохозяйственных компаний, которые  могут обеспечивать поставки мороженой рыбы в любую отдалённую территорию земного шара. В настоящее время  экспорт крупных партий мороженой рыбы идёт в страны, являющиеся основными инвесторами российской экономики: Великобританию, Нидерланды, Францию, Германию.

Важнейшим фактором поддержания конкурентоспособности российских производителей мороженой рыбы на внутреннем и внешнем рынках является повышение её качества и, прежде всего за счёт  использования новейших технологий заморозки (в частности, так называемой «бесконтактной технологии»). Применение таких инноваций позволяет сохранить потребительские свойства мороженой рыбы для конечного потребителя, где бы он не находился, и вырабатывать из неё большую гамму кулинарных рыбных изделий непосредственно в местах (пунктах)  их пищевого потребления. В результате российские экспортеры могут существенно увеличить свою валютную выручку.

Настоятельность решения указанной проблемы диктуется международной конкуренцией и, прежде всего тем обстоятельством, что страны с быстро развивающимся рыболовством (Китай, Вьетнам, Таиланд и некоторые другие) уже обладают современной технической базой, обеспечены дешевой и квалифицированной рабочей силой. В то же время у конкурирующих с ними российских компаний износ технологического оборудования для производства мороженой рыбопродукции достигает 60-70%. Иначе говоря, сложилась ситуация, когда Российская Федерация, обладая богатейшими запасами ВБР для дальнейшего наращивания выпуска свежемороженой рыбы с использованием новейших технологий производства и её транспортировки на  экспорт,  не в состоянии увеличить масштабы своего присутствия в данном сегменте международной внешнеэкономической деятельности. В последние годы российские рыбохозяйственные компании особенно испытывают растущую конкуренцию китайских компаний на внешнем рынке, а также норвежских и китайских компаний на внутреннем рынке (в 2007 г. объем поставок мороженой рыбы в Россию Норвегией составлял 630 млн. долл. США). Отметим, что  в настоящее время  завоевание доминирующих позиций в поставках свежемороженой рыбы на внутренний рынок России является долгосрочной стратегией целого ряда стран с развитым рыболовством.

Ориентация на эффективность экспорта

Мировой опыт свидетельствует, что в странах с интенсивно развивающимся рыболовством успешная деятельность национальных рыбохозяйственных предприятий в решающей степени определяется результатами их экспортной деятельности. Увеличение экспорта рыбопродукции на перспективные развивающиеся мировые  рынки позволяет компаниям использовать «эффект масштаба» при обеспечении роста производительности труда и производстве продукции наивысшего качества. Рост валютной выручки компании обычно обеспечивают одновременно как путем увеличения объема сбыта рыбопродукции, так и за счет повышения её средней реализационной цены на мировом рынке.

Например, Китай в 2002-2006 гг. обеспечивал среднегодовые темпы роста поставок на мировой рынок мороженой, охлажденной и свежей рыбы на уровне 10,1%, при этом  средняя сбытовая цена  за одну тонну рыбопродукции увеличилась с 2027,6 долл. США в 2004 г. до 2359,4 долл. США в 2006 г.  Аналогичные показатели за тот же период были в других странах с развитым рыболовством. В Исландии среднегодовые темпы роста сбыта рыбопродукции составляли 12,3%, цена за одну тонну мороженой, свежей и охлажденной рыбы увеличилась с 2773,9 до 3056,1 долл. США. Во Вьетнаме среднегодовые темпы роста продаж составляли 28,5%, цена одной тонны мороженой рыбы выросла с 2497,1 до 2607,4 долл. США.

Быстрый рост валютной выручки от поставляемой на мировой рынок рыбопродукции (особенно при достижении ценового уровня в 3000 долл. США за тонну рыбы) позволяет указанным странам использовать «эффект масштаба» для интенсивного обновления своего промыслового флота и создавать в своих прибрежных морских зонах сотни оборудованных по последнему слову техники береговых рыбоперерабатывающих предприятий и на этой основе повышать конкурентоспособность производимых рыбных товаров и морепродуктов.

В России в 2002-2006 гг. среднегодовые темпы роста поставок на мировой рынок мороженой, охлажденной и свежей рыбы равнялись всего 3%, а средняя реализационная цена за одну тонну этого вида рыбопродукции была незначительной (хотя и   увеличилась с 1073,4 до 1366,0 долл. США). Следовательно, по основным показателям экспортной деятельности российский рыбохозяйственный комплекс существенно отстает от других стран с развитым рыболовством. Этот фактор негативно сказывается прежде всего на общеэкономическом состоянии рыбной отрасли страны и формировании источников самофинансирования мероприятий её организационно-технической реструктуризации.

В российских условиях настоятельной необходимостью является существенное снижение поставок на мировой рынок непереработанной рыбопродукции и наращивание экспорта продукции более глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью, прежде всего филе и другой высококачественной продукции. Решение этой задачи должно быть увязано с проблемой интенсивного вытеснения  с российского рынка некачественной зарубежной рыбопродукции в какой бы упаковке она не поставлялась на российский рынок.

В этой связи Стратегия должна быть направлена на создание для  российских рыбохозяйственных предприятий равных с их заграничными конкурентами экономических и правовых условий, прежде всего, при производстве и сбыте мороженой рыбы. Таким образом, удастся в кратчайшие сроки ликвидировать отставание отечественных производителей рыбопродукции от аналогичных иностранных компаний по уровню технико-экономических и финансовых показателей производственной деятельности, создать предпосылки для быстрого увеличения производительности труда и роста  качества  выпускаемых рыбных товаров и морепродуктов.

Ресурсные возможности подъёма отрасли

С точки зрения повышения международной конкурентоспособности российского рыбохозяйственного комплекса, роста экспортной выручки от поставляемых на мировой рынок рыбы и морепродуктов наиболее перспективными и исключительно значимыми предпосылками является активизация  научных исследований (НИОКР) и разработка морских биологических ресурсов прибрежной зоны приморских территорий страны.

В современных условиях использование биотехнологии для получения новых перспективных видов продукции из морского биологического  сырья является одним из  ведущих направлений НИОКР в мире. Наукоемкие технологии применяются в производстве из морского биологического  сырья новых эффективных лекарственных препаратов и активных пищевых добавок (БАД), а также получении  из отходов рыбопереработки ценных кормовых веществ, используемых  в сельском хозяйстве. Использованию биотехнологии для получения новых видов продукции из морского сырья постоянное внимание уделяется в США и Японии. В последние годы интенсивные исследования в области морской биотехнологии проводит Китай.

Для рационального использования рыбных ресурсов России необходимо в приморских регионах на передовых рыбоперерабатывающих предприятиях размещать гибкие производственные модули по выпуску высокоценной продукции из морского биологического сырья (микробиологический и пищевой агар, альгинаты, биологически активные добавки, лечебно-профилактические продукты из натуральных водорослей и др.) для пищевой, микробиологической и фармацевтической промышленности страны, а также высокоценной продукции из рыбных отходов (ферментативные гидролизаты, костно-минеральная мука, кормовой и рыбий жир) для удовлетворения потребностей в ценных кормах рыбоводных заводов, животноводческих комплексов и звероводческих ферм, птицефабрик и комбикормовых заводов. Важно, чтобы в ближайшее время указанными гибкими производственными модулями с современными биотехнологиями прежде всего были переоснащены действующие отечественные рыбоперерабатывающие предприятия.

Важно отметить, что при данном программном подходе в совокупный производственный хозяйственный оборот страны вовлекаются многие виды водных биологических ресурсов, считающихся в настоящее время малоценными (отдельных пород рыб, морских животных, моллюсков, водорослей и др.). Использование современных технологий комплексной переработки малоценных ВБР во много раз повышает их ценность и делает экономически  выгодными для промысла, что во много раз увеличивает  ресурсную базу национального рыбохозяйственного комплекса.

С целью ускорения общего развития и подъёма экономики  прибрежных районов страны необходимо с помощью новых технологий НИОКР изыскивать новые виды морских ресурсов, создавать и развивать новые сферы морских промыслов водных биологических ресурсов. Здесь особое значение должно  быть придано расширению масштабов и диверсификации аквакультуры (в данном направлении в последние годы весьма преуспел Китай).

 


Экономические механизмы ускорения

В настоящее время в рыбохозяйственном комплексе  экономическая ситуация более депрессивная, чем в производственных сферах страны в целом. Она обусловлена рядом объективных причин: общим  недостатком отраслевых инвестиций, отдаленностью многих рыбохозяйственных территорий и предприятий от центров жизнеобеспечения, сезонным характером деятельности и неразвитостью транспортно-производственной инфраструктуры. Поэтому существует необходимость государственного регулирования развития рыбохозяйственного комплекса, включая селективную поддержку его отдельных региональных и организационных звеньев.

В центре такой государственной политики должны быть рыбохозяйственные структуры (территории и субъекты предпринимательства), способные устойчиво обеспечивать быстрое развитие своего бизнеса  на основе применения инновационных технологий и привлечения инвестиций. Использование данной модели в ведении хозяйственной деятельности позволяет на основе кратного повышения производительности труда одновременно обеспечивать экономию материальных затрат, снижение постоянных расходов при резком увеличении объема и росте качества выпускаемой продукции. В результате этого комплексного процесса, как правило,  на предприятии (в регионе) достигается долгосрочный подъём рентабельности производства, приводящий к существенному наращиванию объёма денежной выручки от реализации (в том числе экспортной) продукции.

Активный переход таких предприятий рыбной отрасли  на инновационный тип развития, проводимую ими реструктуризацию производства и экспортной деятельности правительство может стимулировать посредством набора финансово-экономических инструментов: механизма ускоренной амортизации, инвестиционного налогового кредита, бюджетного кредита, финансового лизинга оборудования и комплектов заводов (включая международный финансовый лизинг, в том числе под государственные гарантии), бюджетного субсидирования части процентных ставок по коммерческим кредитам. Указанные формы внебанковского кредитования производства имеют важное стратегическое значение для преодоления депрессивного состояния российского рыбохозяйственного комплекса.

Мировой опыт свидетельствует, что применение этих инструментов государственного регулирования позволяло США и многим европейским странам в прошлом  с меньшими издержками выходить из  кризисных экономических ситуаций.

Системное управление

Целевая ориентация на выравнивание организационно-производственных и экономико-правовых условий для российских производителей рыбопродукции с их зарубежными конкурентами необходимо обусловливает применение системного подхода к управлению рыбохозяйственной  отраслью, предусматривающего  скоординированное по срокам, этапам и ресурсам решение следующих стратегических задач:

- разработка и внедрение в повседневную практику нормативных правовых актов, способствующих широкому применению в хозяйственной деятельности российских рыбохозяйственных предприятий прогрессивных финансово-кредитных, бюджетно-налоговых и ценовых инструментов, стимулирующих одновременное повышение эффективности их экспортной деятельности и интенсивное импортозамещение на внутреннем рынке, осуществление в этой связи непрерывной модернизации производства, концентрации сырьевых ресурсов на крупных передовых отечественных предприятиях с использованием современной производственной и научно-технологической базы. Особое значение для рыбной отрасли приобретает разработка мер по эффективному использованию международного финансового лизинга в соответствии с требованиями международной Конвенции по финансовому лизингу и другими мировыми правовыми стандартами;

- создание высококонкурентной институциональной среды, активизирующей реализацию наиболее эффективных технологических инноваций и привлечение инвестиций в деятельность передовых  рыбохозяйственных предприятий;

- осуществление консолидации предпринимательского  бизнеса в отрасли с целью усиления специализации в промысле и переработке рыбных ресурсов  с учетом требований мировой конъюнктуры и обеспечения международной конкурентоспособности российских рыбохозяйственных компаний.

Для решения указанных задач прежде всего целесообразно организовать  в рамках отрасли вторичный рынок продажи квот на добычу ВБР с использованием системы электронных торгов. В этих целях нужно использовать международный опыт стран с высокоразвитым  рыболовством, в частности  Исландии и Норвегии. Их практика показала, что вторичный рынок квот на вылов ВБР эффективно дополняет систему их административного распределения, стимулирует привлечение в рыбохозяйственную деятельность наиболее успешных отечественных и зарубежных инвесторов.

В Исландии вторичный рынок продажи  квот на вылов ВБР был  организован в 1984 году. Его функционирование позволило определить их реальную стоимость на мировом рынке, создало предпосылки для углубления специализации промысловых и перерабатывающих предприятий по видам сырьевых ресурсов, активного применения для их добычи и промышленной  переработки высокопроизводительного технологического оборудования. Кроме того, субъекты  рыбохозяйственной деятельности получили возможность  использовать квоты, приобретенные на вторичном рынке, в качестве  залога при получении кредитов коммерческих банков. В то же время  некоторые национальные банки стали специализироваться на денежном обслуживании рыбной отрасли.

В 1984-1990 гг. исландский  экспорт рыбопродукции увеличился более чем в 4 раза, его среднегодовой рост составил 45,1%. Полученная на мировом рынке валюта позволила в кратчайший срок обновить на современной технической основе национальный рыбодобывающий флот и провести коренную реконструкцию и модернизацию береговых рыбоперерабатывающих предприятий. В результате Исландия добилась устойчивой конкурентоспособности национальных рыбохозяйственных компаний на мировом рынке. Также значительно возросла роль и усилилась специализация исландских коммерческих банков в финансировании рыбной отрасли страны, повысилось их воздействие на эффективность её различных секторов при осуществлении внешнеэкономической стратегии национального рыбохозяйственного комплекса в целом.

Резюме

Комплексное системное решение целевых задач Стратегии предполагает проведение в российском рыбохозяйственном комплексе эффективных структурных преобразований:

- внедрение в деятельность промысловых и рыбоперерабатывающих предприятий эффективных инновационных технологий;

- создание новых технологий добычи ВБР, глубокой и комплексной переработки сырья, совершенствование методов хранения и транспортировки рыбной продукции;

- обеспечение соответствия добывающих мощностей рыбопромыслового флота  и промышленной рыбопереработки  объемам сырьевых запасов, учтённых в текущих и прогнозных ОДУ ВБР;

- расширение масштабов научных  исследований и разработок, проводимых в области рыбного хозяйства с учетом мирового опыта в этой сфере;

- достижение рационального использования ВБР, развитие их искусственного воспроизводства;

- совершенствование системы охраны ВБР и среды их обитания;

- развитие рыбоперерабатывающих мощностей на основе комплексного использования водного биологического сырья и повышения степени его переработки, применения безотходных технологий;

 - укрепление позиций России на перспективных развивающихся рыбных рынках;

           - формирование и ускоренное развитие эффективной инфраструктуры  внутреннего рынка рыбных товаров и морепродуктов отечественного производства, оптимальное импортозамещение  импортной рыбопродукции;

- обеспечение безопасности мореплавания для российских судов и коренное улучшение условий труда рыбаков.

В рамках реализации указанной Стратегии будут разрабатываться и вводиться новые правовые акты, нормативно обеспечивающие широкое применение в практике рыбохозяйственной деятельности прогрессивных финансово-кредитных, бюджетно-налоговых и ценовых инструментов. Они призваны стимулировать одновременное повышение эффективности экспортной деятельности предприятий и последовательное интенсивное импортозамещение зарубежной рыбопродукции. В этой связи также обосновываются рекомендации по созданию в приморских районах страны с развитым рыболовством экономических зон с особым организационно-правовым режимом.

В результате решения указанных задач будут созданы реальные условия для перехода рыбохозяйственного комплекса России на инновационный путь развития.

II. Исследовательский проект

Структура проекта

Исходя из содержания и целевой направленности разрабатываемой Стратегии научно-исследовательская работа по данной теме  должна охватывать следующие аспекты.

1. Анализ состояния и  динамики  мирового рынка рыбопродукции    в 2000-2008 гг. и прогноз до 2020 года

Выполняется оценка изменений потребительского спроса на рыбные товары и морепродукты в ведущих странах Европы, Азии и США  под влиянием базовых факторов:

- территориальных сдвигов в размещении мирового рыболовства;

 - ассортиментной модификации международного производства рыбопродукции;

- роста денежных доходов населения с учётом демографических изменений и  социально-финансовой политики в отдельных государствах.

На основе данного анализа выявляются наиболее перспективные международные рынки для российских рыбохозяйственных компаний.

2. Мировой опыт реструктуризации и повышения эффективности рыбохозяйственного комплекса в странах с высокоразвитым рыболовством.

Исследование проводится на примере ряда европейских приморских стран, прежде всего Исландии и Норвегии. В этих странах изучается воздействие вторичного рынка квот на вылов водных биологических ресурсов (ВБР), усиление специализации деятельности рыбопромысловых и рыбоперерабатывающих компаний с учетом изменения мировой конъюнктуры, внедрение в производство рыбных товаров и морепродуктов прогрессивных технологий.

Анализируется опыт производственной кооперации и консолидации в рыбном бизнесе, а также осуществления аутсорсинга неэффективных видов этой деятельности.

Выявляется и исследуется инновационная система в рыбохозяйственной сфере: её составные части (прежде всего прорывные технологии в промысле и переработке ВБР, использование научно-технических разработок и др.).

На данной стадии исследования рассматривается  механизм (основные способы и методы) управления инновациями в рыбохозяйственной сфере посредством финансово-экономических инструментов: инвестиционного налогового кредита, ускоренной амортизации основных фондов, государственно-бюджетного кредитования, современных схем международного финансового лизинга рыбопромысловых судов и техники, рыбоперерабатывающего и холодильного оборудования.

3. Разработка сценариев устойчивого роста эффективности внешнеэкономической деятельности российского рыбохозяйственного комплекса  в 2009-2020 гг.

Исследуется совокупность факторов и комплекс условий, обеспечивающих увеличение российскими рыбохозяйственными организациями среднегодовых темпов роста поставок на мировой рынок мороженой рыбопродукции с 3 до 8-10% (при замене поставок непереработанного сырья продукцией глубокой переработки).

Даётся прогноз средних реализационных цен на основные виды рыбных товаров и морепродуктов на ведущих рыбных рынках мира.

Исходя из полученных результатов прогнозируются  показатели роста экспортной выручки российского рыбохозяйственного комплекса в 2010-2012 гг., 2013-2017 гг. и 2018-2020 гг.

4. Анализ и оценка географического распределения промысла рыбных объектов российского рыбохозяйственного комплекса в Мировом океане.

Исследование возможностей интенсификации промысла российского рыбодобывающего флота в Северо-Западной части Тихого океана, и Северо-Восточной Атлантике. Расширение возможностей доступа российского добывающего флота в другие районы Мирового океана на основе международных конвенций и соглашений, а также на основе двусторонних соглашений, в том числе с США, Канадой, Норвегией, Аргентиной, Кубой и др.

Разработка мер по совершенствованию методов осуществления промысла в различных районах Мирового океана, научно-техническому сотрудничеству со странами, в юрисдикции которых находятся соответствующие районы промысла.

5. Институциональные меры повышения эффективности рыбохозяйственного комплекса России.

Обосновываются меры, направленные на развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды в рыбохозяйственной сфере. Рассматриваются различные варианты расширения современных форм бюджетного и коммерческого кредитования рыбохозяйственных предприятий. Исследуются условия перехода от краткосрочного к долгосрочному банковскому кредитованию рыбохозяйственных предприятий. Обосновываются меры, направленные на создание оптимального таможенного режима в рыбохозяйственной сфере и усиление валютного контроля за движением экспортной выручки рыбохозяйственных предприятий.

Предлагается разработка нормативной правовой документации по созданию в приморских регионах Российской Федерации ряда особых экономических рыбохозяйственных зон  и зон свободной торговли рыбопродукции  с близлежащими  странами- партнерами.

Подготавливаются предложения по подписанию двухсторонних и многосторонних соглашений Российской Федерации с зарубежными странами с развитым рыболовством по инвестиционной кооперации в рыбохозяйственной сфере. Эти соглашения должны также ориентировать ведущих отечественных производителей конкурентоспособной рыбопродукции на устойчивый рост ее поставок в страны, являющиеся крупными инвесторами российской экономики (Великобританию, Нидерланды, Францию, Германию и др.).

6. Исследование возможностей повышения эффективности внешнеэкономической деятельности приморских регионов в условиях присоединения России к ВТО.

Рассматривается роль рыбохозяйственного комплекса приморских регионов в развитии их экономики. Подготавливаются предложения по созданию оптимальных условий для рыбохозяйственной деятельности в рамках региональной экономики приморских регионов. Исследуются факторы, воздействующие на эффективность внешнеэкономической деятельности рыбохозяйственных предприятий, расположенных в приморских регионах, на их социально-экономическое положение в условиях присоединения России к ВТО.

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>