Программа инвестквот заходит на второй раунд

Рыбацкое сообщество предлагает «баттл» – открытое обсуждение вариантов ее реализации

Те, кто впервые слышат об инвестиционных квотах, могут подумать, что речь идет о предоставлении предприятиям дополнительных квот для поддержки их инвестиционных проектов. Это не совсем так. Компании, которые строят суда и береговые мощности, действительно могут рассчитывать на получение инвестквот. Но, чтобы сформировать эти квоты, государство ранее отрезало от общей ресурсной базы российского рыболовства порядка 20 процентов. Ряд представителей отрасли считают инвестквоты одним из механизмов перераспределения ресурсов в ущерб одним в интересах других (причем под «другими» обычно подразумевается Русская рыбопромышленная компания – РРПК).

Конечно, некоторую пользу программа инвестквот принесла. Так, в ее рамках построено уже пять судов (хотя было заявлено 56). Три из них – по заказу колхоза им. В.И. Ленина на калинградской верфи «Янтарь». Надо уточнить, что колхоз заключил договор с «Янтарем» в январе 2016 года, а постановление правительства о порядке выделения инвестквот появилось в мае 2017-го. То есть, колхоз разместил заказ, когда инвестквоты еще никто не обещал. Это был пример того, как бизнес вкладывает деньги в развитие отрасли сам, без понуждения. Инвестквоты могли бы стать для предприятия приятным бонусом, если бы отраслевой регулятор предварительно не лишил его части ресурсов.

И вот теперь программу инвестквот ждет продолжение. О том, что у нее будет второй раунд, глава Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков заявил на заседании апрельской коллегии ведомства. По его словам, принято решение о дополнительном выделении инвестиционных квот – возможно, уже с 2022 года.

По оценкам экспертов, рыбная отрасль нашего края по итогам двух раундов этой программы может потерять почти 40 процентов своей ресурсной базы (до 500 тысяч тонн). Какую долю из этого объема камчатские предприятия смогут вернуть себе под свои инвестиционные проекты, пока трудно прогнозировать.

Это было бы не так болезненно для рыбацких регионов, если бы основная часть инвестквот пошла на развитие береговых мощностей. Береговое предприятие не уедет, не сменит прописку. Оно сможет формировать рабочие места и налоги только там, где построено.

Сделать ставку на строительство береговых заводов и холодильных комплексов предлагает Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ). Она считает, что участники госпрограммы инвестквот показывают лучшие результаты именно в развитии береговой инфраструктуры.

Но у такого подхода есть влиятельные противники. Среди них – Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ).

«Инвесторы (а именно они обеспечивают более 60% хозяйственного оборота отрасли) не поддерживают выделение инвестквот под береговые заводы», – заявил президент АСРФ Алексей Осинцев. По его мнению, в приоритете должно быть строительство флота, а «заводов уже сегодня построено достаточно».

К слову, список членов АСРФ начинается с упомянутой Русской рыбопромышленной компании, что многое объясняет.

Как сообщалось ранее, президент ВАРПЭ Герман Зверев предлагает провести «баттл» – открытое обсуждение двух противоположных подходов к дальнейшей реализации программы инвестквот.

«Ресурсы для развития прибрежных регионов vs ресурсы для повышения капитализации нескольких крупных корпораций», – так обозначил он тему «баттла» на своей странице в Instagram.

Впрочем, вряд ли обсуждение получится открытым. Как показала практика, важнейшие для отрасли вопросы обычно решаются негласно.

Источник: Рыбак Камчатки
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
 
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>