Россия не Норвегия

12 января 2015 12:49

Рыбаки Северного бассейна изложили свою точку зрения на формирование концепции прибрежного рыболовства. Свои материалы они направили в Минсельхоз в рамках диалога с властью по развитию отрасли. Об этом сообщает Fishnet.ru.

Российская реальность прибрежного промысла на Северном бассейне. Баренцево море, одно из самых агрессивных по ветровому волнению в мире, лежит на пути холодных североатлантических и обширных арктических циклонов. Статистика аварийности на Северном рыбохозяйственном бассейне с 2007 по 2014 год показала, что малотоннажный прибрежный флот стабильно лидирует в сводках аварийных происшествий. Основными видами аварийных случаев являются намотки трала на винт с потерей управляемости судна, повреждения винто - рулевого комплекса, отказ работы головного двигателя, посадка судна на мель. В последние 10 лет  малотоннажные промысловые суда сформировали здесь группу повышенного риска при осуществлении производственной деятельности в море.

В Баренцевом море в осенне-зимний период волнение достигает экстремальных значений. 30% времени календарного года здесь штормовая погода, пик которой приходится на февраль-март. Порой высота волны превышает 11 метров, а скорость ветра доходит до 35 м/с. Обледенение судна с ноября по апрель - обычная практика. Средняя годовая температура поверхностного слоя воды чуть выше нуля.

Прошло то время, когда в конце 90-х рыбаки работали в 12 мильной зоне на траулерах-малышах. Траловый лов в 12-мильной зоне уже давно запрещён. «Тресковая прибрежка» ушла в 200 - мильную зону. Согласно требованиям безопасности мореплавания, ещё с Советских времён приказом Минрыбхоза СССР от 20.06. 1978 г. № 260 работа малого флота на Северном бассейне строго регламентирована.

Переходы судов вместимостью менее 600 брутто регистровых тонн из порта на промысел и обратно в осенне-зимний период разрешены только группами от 2-х до 8-ми единиц либо в сопровождении судов вместимостью более 600 бр. рег. тонн. Флоту, не оснащённому средствами и инструментами для борьбы с обледенением, выход в море запрещён.

По Баренцеву морю севернее параллели 71 градус северной широты и восточнее меридиана 42 градуса восточной долготы с 1 декабря по 1 апреля действует запрет на плавание сейнеров типа РС-300, СО-300, МРТК и др. меньшего тоннажа и мощности. Приёмно-транспортным судам мощностью 160 и 140 кВт (220 и 150 л. с.), кроме этого, запрещается плавание в Чешской губе и у о. Колгуев с 16 октября до открытия навигации.

 « - Как в таких условиях малотоннажные суда частных собственников, работая в морях арктической зоны, могут обеспечить продовольственную безопасность страны, загружая береговые рыбофабрики свежей и охлаждённой рыбой? Если, конечно, не подвергать опасности жизни российских рыбаков», - задаёт вопрос Межрегиональная Ассоциация прибрежного рыболовства Северного бассейна.

Напомним, что Росрыболовство предложило на обсуждение новую концепцию прибрежки, где одним из основных механизмов регулирования является ограничение по длине судна. Вначале предлагалось установить - не более 24 метров, в последней редакции – 36 метров.

« - Баренцево море – это не Балтика и не Каспий. Эксплуатация лёгких «коротышей» со слабой энергетической установкой  зимой в шторма в условиях обледенения – это смерть. Вопрос о технических характеристиках судна должен сводиться не к ограничению его максимальной длины, а к установлению его минимальных характеристик в целях обеспечения безопасности мореплавания. Такими основными характеристиками являются:

- длина между перпендикулярами - не менее 50 м;

- мощность главного двигателя – не менее 1000 л.с.;

- водоизмещение – не менее 600 брутто регистровых тонн.

Так работали десятилетиями на Северном бассейне. Безопасность мореплавания и сохранение жизни людей на море – это не предмет для экспериментов», - считают в рыбацком сообществе.

В последнее время часто делаются попытки перенести стандарты норвежской модели на российские реалии с заполярной прибрежкой, условия которой отличаются от Норвегии кардинальным образом. Что же представляет собой норвежская реальность?

Побережье Скандинавского полуострова изрезано узкими извилистыми незамерзающими заливами с крутыми скалистыми берегами. 94 основных глубоководных фьорда и ещё 109, ответвлённых от основных. Эти удобные для рыболовства согретые Гольфстримом акватории надёжно защищены от холодных северо-западных ветров, дующих со стороны Северной Атлантики. В этих краях нет ледяных северо-восточных арктических ветров.

На крутых берегах укромных гаваней уютно разместились десятки приморских городов, сотни деревушек и домов потомственных норвежских рыбаков, большинство из которых ловят треску и пикшу, используя семейные лодки, стоящие прямо под окнами собственного дома. Судовладелец – обычно это капитан своего судна и акционер кампании. Выходят рыбаки утром ловить рыбу в своём фьорде, а к ужину возвращаются домой. Кроме этого, они занимаются сельским хозяйством, пасут овец у себя на фермах. Некоторые обслуживают многочисленные садки для выращивания атлантического лосося.

Из общего количества палубных судов (примерно 6,5 тыс. единиц) около 90% - это мелкие и малые суда длиной до 30 метров. Как правило, из них в активном промысле участвуют примерно 1/3. Такой флот осуществляет добычу рыбы с помощью пассивных орудий лова – ставных сетей, удочек и ярусов. Суда длиной более 30 метров составляют в структуре флота  порядка 10%.

Ранее в Норвегии существовали ограничения по длине рыболовных судов прибрежного лова. Но время и рынок берут своё. Сейчас для некоторых групп ограничения по длине уже сняты. Вместо них введены ограничения по объёму грузовых трюмов и тоннажу (300 куб. м. и 500 брт для судов прибрежного лова, ведущих промысел пелагических видов). Это значительно облегчило жизнь рыбакам, позволив строить наиболее современные и экономичные суда для прибрежного лова.

Каковы же выводы экспертов?

Не следует слепо копировать образ скандинавской «прибрежки фьордов», на глазок предлагая 24 или 36 - метровые суда для российской части Баренцева моря. У нас не так как у них. У нас нет укрытий, с Арктики постоянно дует «холодный ветерок». Всего десяток населённых пунктов, разбросанных на тысячу километров. Государственная граница. НАТО в  230 км. от Мурманска. Трудно представить себе несколько сотен рыбацких лодок свободно шныряющих как в Норвегии вдоль арктической границы Российской Федерации. Нет, это не про нас. Скандинавская версия «прибрежки фьордов» уж совсем не похожа на нашу отраслевую реальность Северного бассейна. Вопрос «про метры» надо снять с повестки дня.

« - Само понятие «прибрежное рыболовство» достойно большего осмысления и понимания. Российский берег, максимальное российское производство добавленной стоимости – вот эти процессы необходимо формулировать в законодательстве. А в спешке как это происходит сегодня,  «метровым гвоздём» можно лишь приколотить к государственной бумаге российское рыболовное судостроение, деформируя его на десятилетия вперёд.

Рыболовное судно должно быть максимально безопасным, эффективным, экономичным, соответствовать требованиям правил рыболовства, требованиям качества рыбной продукции, а также удовлетворять требования классификационного общества. Кроме этого, очень существенным для современного прибрежного рыболовного судна является технологическая совместимость использования различных орудий лова и его эксплуатационные возможности: работать как с берегом, так и с плавбазой в море. Это всё у нас впереди, и жизнь заставит заниматься этими вопросами», - резюмировали северяне.

Ситуацию, сложившуюся в прибрежном рыболовстве Мурманска изложила в своём обращении Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана. Береговому перерабатывающему комплексу Мурманской области в год необходимо не менее 70 - 80 тысяч тонн охлаждённой рыбы первичной обработки. В пересчёте на средний коэффициент разделки тресковых видов рыб, эта цифра выливается почти в 120 тысяч тонн. На сей момент вся квота прибрежного рыболовства на Северном бассейне не составляет и половины от этого. В зоне ответственности Мурманского морского порта функционируют порядка 50 прибрежных судов « свежьевиков», 36 из которых находятся на активном помысле, 14 – из-за недостатка ресурсов не используются по назначению.

Обращая внимание на непростую ситуацию по обеспечению продовольственного импортозамещения и наличие мощностей береговой рыбопереработки в Северо-западном округе, в первую очередь Мурманской области, Ассоциация просит определить расчётную долю прибрежных квот на добычу (вылов) ВБР по Северному бассейну в суммарном объёме не менее 20-30% от национальной квоты Российской Федерации.

По мнению объединения, социально-экономическая значимость прибрежной рыбохозяйственной деятельности для населения России имеет стратегическое значение. Один рыбак – прибрежник обеспечивает работой 7-10 человек. Быть может из-за более выгодного состава ВБР (треска, пикша и др.) в прибрежном промысле, но эффективность бюджетной отдачи прибрежного рыболовства в регионе показывает прирост.

« - Немаловажным является и развитие устойчивого семейного быта, уклада рыбаков, воспитание подрастающего поколения. Всё это положительно влияет на социальную, демографическую ситуацию в стране. Прибрежные рыбаки чаще бывают на берегу, промысловые рейсы у них короткие (до 7 суток). Они больше привязаны к берегу», - аргументируют свою позицию мурманчане.

{{countTopicsText}}
Александр Макаров
12 января 2015 13:13
Россия - не Норвегия и не Исландия, но надо заимствовать полезный опыт, так как эти страны преуспели не только в добыче и переработке, но и в обеспечении рыбной отрасли необходимым оборудованием и тд. Интересен, кстати, тренд у исландцев по увеличению поставок упакованной охлажденной продукции из трески берегового производства и сокращению производства мороженой продукции в море, так как там не упакуешь для ритейла. Слышал, что и у нас есть аналогичный проект на Северном бассейне на базе новых исландских технологий продления срока свежести охлажденной рыбы на борту судна, что позволяет удлинять рейсы свежьевых траулеров.
Кулик Роман Петрович
12 января 2015 15:17
Наивные Вы. Вы посмотрите кто это написал и чьи интересы он представляет. Дальше вопросы отпадут сами собой.
Владислав
12 января 2015 15:57
В этом-то и есть основная проблема. Законы принимаются не в интересах тех или других, а чтобы работать было максимально эффективно, да и безопасно в данном конкретном случае в условиях нашей  северной прибрежки. А здесь предлагаются не совместимые с практикой вещи. В последнее время рыбаков пытаются разделить на старых и новых, только вот интересно новые (те в интересах которых появились такие новации) - кто они? И как они работать будут - большой вопрос. Людям нужна рыба. Цены на всё ползут вверх, между прочим, несмотря на заверения власти. В это время нам только и не доставало вот непрерывного законодательного потока новшеств от Росрыболовства, которые ни  к берегу ни к воде не пришьёшь. Вместо гарантии стабильности они зачем-то всё перевернуть вверх дном хотят. Должна же логика в этом быть хоть какая-то. Может цель этих новшеств - загрузка ОСК заказами на маломерный флот, потомку как крупнотоннажныый построить не могут?
Кулик Роман Петрович
12 января 2015 16:52
Давайте так.
Цены на рыбу ползут вверх, потому что девальвируется рубль. Смысл везти сюда - если туда продать дороже? На сегодняшний день единственное обязательство по поставкам на Россию - это прибрежная квота. Для Севера она - 3% от ОДУ. Может такой объем рыбы повлиять позитивно на снижение цен - нет. Есть элементарные законы спроса и предложения. 
Не знаю на счет ОСК, у меня вообще большие сомнения что они могут вообще что то построить, глядя сколько денег заливается в эту черную дыру и их отдачу. Смотрю на 35-й завод, принадлежащий ОСК, в Мурманске - ужос. 
В статье указаны 2 ассоциации - одна прибрежников ( реальных) - они уже 20 лет ловят охлажденщиками и никаких проблем - нет. Вторая  Межрегиональная Ассоциация прибрежного рыболовства Северного бассейна - новая,  призванная защитить позицию флотов имеющих океаническую и прибрежную квоту в качестве бонуса ( океанисты скупали прибрежников последние годы) . Те да будут утверждать что ловить рыбу небольшими судами на Мурмане - нереально, тут не Норвегия и еще кучу аргументов приведут. 

Кулик Роман Петрович
14 января 2015 10:53
Кадры истории ( якобы рыбу прибрежную нельзя в Мурманске ловить ) 
для просмотра ссылки зарегистрируйтесь или войдите
Владислав
17 января 2015 18:44
Если по части технологий, то да конечно. Но у нас ведь есть проблема. Мы свою науку загнали, убили фактически. Живём и надеемся на закупку зарубежных проектов, технологий. А ведь нам лучшее то своё никогда никто не продаст. Лучшее и самое передовое они себе всегда оставят. А потому по конкуренции мы уже в замкнутом круге оказались. Надо посмотреть-где мы ещё можем лидерство по технологиям сохранить. Но думаю, что уже не где.
Ника
18 января 2015 10:41

Владислав, осознание проблемы уже наступило. В частности, созданы единые научные центры в судостроении и авиастроении. Также создаются инжиниринговые центры для реализации научных разработок.  


Александр Макаров
12 января 2015 15:32
Не совсем понятно, что вы имеете в виду. Мне лично кажется, что было бы экономически целесообразно увеличить поставки охлажденной трески на берег для выработки фасованной продукции. В этом смысле исландская технология позволяет полностью отказаться от использования льда в море при хранении. Продолжительность рейса судна увеличивается с обычных 2-3 до 5-6 дней, что значительно улучшает экономические показатели работы судна. Сокращается  количество операций по обработке рыбы на борту, упрощается процесс взвешивания и сдачи рыбы в порту https://www.fishnet.ru/news/company/45816.html
Кулик Роман Петрович
12 января 2015 16:57
Объяснил вверху. Судовладелец, имеющий 6-8т.тн трески океанической и 1,5т.тн прибрежной будет настаивать на вылове прибрежки  океаническим судном.
Вий
12 января 2015 22:18
1. Аргументируете может и грамотно, конечно. Но вот скажите - почему в проекте закона прописываются метры вместо того, чтобы прописать обязательную регистрацию компании, которая обрабатывает прибрежную квоту на территории того же субъекта? Этого обязательства нет нигде почему-то.
2. Обязательство доставки на берег вроде как чётко прописано в 166 ФЗ. Вопрос только увеличат ли прибрежную квоту?
3. И к тому же, Вы сами лично считаете - можно выходить в море на малых судах в тех районах о которых написано?
Кулик Роман Петрович
13 января 2015 09:49
По Баренцеву морю севернее параллели 71 градус северной широты и восточнее меридиана 42 градуса восточной долготы с 1 декабря по 1 апреля действует запрет на плавание сейнеров типа РС-300, СО-300, МРТК и др. меньшего тоннажа и мощности. У меня сразу вопрос - а зачем туда сейчас маломерному флоту переться? Открываем сводку по промыслу в РЭЗе, смотрим где сейчас находится прибрежный флот ( причем не только маломерный): 

М0494(Градиент-2)
10.01.15
7014N
3259Е

М0494(Градиент-2)
11.01.15
6857N
3302Е

М0522(Нимб)
10.01.15
7025N
3225Е


МК0422(Хафнарей)
10.01.15
7052N
3801Е

МК0432(Ирвас)
10.01.15
7050N
3805Е

М0491(Гайдук)
10.01.15
7027N
3443Е из них только 3 МРТК - первые, остальные 2 -иномарки  и Лаукува, более мощные и с меньшими ограничения по районам промысла.

Я не защищаю поправки, а просто говорю, что то, как подносится информация экспертами- типа если сделать так, то промысел встанет, необъективно.
Амфибия
13 января 2015 21:56
То что единства в рыбацком сообществе не наблюдается - факт уже известный. Но Роман Петрович даже прибрежников умудрился разделить на реальных и не реальных. Супер просто!!
Кулик Роман Петрович
14 января 2015 09:29
Поясните, что Вы хотели сказать.
14 января 2015 09:33
      Имею опыт работы в рыбной промышленности 35 лет. Работал с молодых лет на рыбодобывающих судах флота, на перерабатывающих супер- плавбазах,и т. д. ( так, для справки, что я не случайный на форуме) Видел разное. Должен сказать, что отрасль запущена дальше некуда. Что может сделать г-н  И. Шестаков один, после стольких лет уничтожения флота рыбной промышленности? НИЧЕГО!!! Тема очень ёмкая. Те рыбные чиновники из Владивостока мусолят уже сколько времени проект, по так называемому рыбному КЛАСТЕРУ (слово-то какое то подобрали не красивое, иностранное). Сидят на своих заседаниях с потухшими глазами.
Амфибия
14 января 2015 12:17
Андрей Геннадьевич, вот как раз мнение таких профи как Вы и нужно, чтобы решить проблему. Напишите - что на Ваш взгляд конкретно  нужно, какие шаги нужно сделать - первоочередноее итд.  Нужен взгляд с двух сторон. Власть свою позицию сказала, нужна позиция рыбаков консолидированная.
14 января 2015 15:15
Благодарю Вас! Но кто меня будет слушать?!
Александр Николаев
14 января 2015 13:41
Приветствую всех на форуме!
Продолжая тему - Россия не Норвегия, и как Александр Макаров подчеркнул - не Исландия, я бы сфокусировал так: город Мурманск, как Исландия по численности населения, примерно около 300 тыс. человек...
Остально все по разному, и наверное по отдаленности от материков, не в пользу островной Исландии...
Но, посмотрите многочисленные публикации на ресурсе ФИШНЕТ или через исландские интернет-ресурсы о ситуации в рыбной промышленности Исландии.
Прогресс на лицо... По крайней мере, как говорится, со стороны это видно хорошо.
Можно, было бы коснуться темы исландских технологий, к которым подталкивал Александр, но, наверное это не та площадка, здесь ключевые слова: интересы, законы, ассоциации, кластеры, размеры судов, океанисты, прибрежники (реальные и не реальные), и т.д.  На мой взгляд, теплее к истине подчеркнул "Вий", это об регистрации компании на территории субъекта, хоть и это тоже формальность, но она ближе к смыслу жизни - жизни на Земле. Мы, рыбопромышленники, постоянно делим рыбу, создавая все новые и новые инструменты для этого, а "Териберка" разрушается, красивейшее место подаренное природой... Я первый раз был там в июне 1981 года, в качестве матроса-практиканта на сейнере РС-0116 "Венера", сдавали "охлажденку" и последний, в сентябре прошлого года, хороший контраст... А про исландские технологии, позже прокомментирую на этой новости: www.fishnet.ru/news/company/45…
С уважением и наилучшими пожеланиями, Александр Николаев.
Кулик Роман Петрович
14 января 2015 14:43
Можем тут хот  что писать, но имея квоту 30805,73 тн, которая гарантированно поступит в 2015 году на территорию РФ на ВЕСЬ СЕВЕРНЫЙ БАССЕЙН, странно рассчитывать на новации в переработке на берегу.
Амфибия
14 января 2015 14:42
Уверяю Вас - то что в Норвегии в Исланидии всё супер пупер, а у нас так как есть и так как всегда зависит от только от людей, от решений конкретных людей, в рыбацком сообществе, во власти и от того как работают союзы и ассоциации, представляющие отрасль. Хотелось бы на Форуме всё же увидеть реальные предложения от рыбаков в текущей ситуации в режиме оn-line. А так если сделать вывод по написанному в комментариях, то у нас в РХК из рук вон всё плохо, сплошной развал. Значит плохо работают Ассоциации и объединения, представляющие рыбаков!!
Кулик Роман Петрович
14 января 2015 14:49
В том понимании, которое вкладывается сейчас в РХК - все идет просто отлично. Вылавливаются почти все ОДУемые объекты, даже производство филе в море растет. Флот обновляется. Рентабельность у рыбаков растет. Налогооблагаемая база тоже, так что все ок.  Правда порта хиреют,  берег пустеет, потребление рыбы внутри страны падает  , но это уже не их компетенция.
Амфибия
14 января 2015 18:21
То что порты хиреют - это Нацрыбресурса (Росрыболовства) заслуга, которому эти самые порты были введение отданы. 166 ФЗ тут ни при чём.
Кулик Роман Петрович
14 января 2015 22:29
Нацрыбресурсы к Рыбному порту Мурманск никакого отношения не имеют вообще. Так что не в них дело. Дело в уменьшении рыбного грузопотока.
Амфибия
15 января 2015 12:09
А что конкретно по Вашему мнению могло бы способствовать увеличению этого грузопотока? В прошлом году пытались решить проблему с "незаходными судами", но дело похоже зависло, т.к. ориентиры развития отрасли, к чему стремиться не так и не выбрали. Добавленная стоимость -не всегда ориентиром в рыбе может быть, что и где строить тоже не ясно.
На мой взгляд что-то поменять можно внедрив систему прослеживаемости происхождения продукции, о чём Гудков говорит. Будет ясно и понятно-что откуда берётся. Незаконную продукцию отследить проще будет. Но это не всем нужно, поэтому буксует.
Кулик Роман Петрович
15 января 2015 12:17
Про ориентиры Вы правильно сказали. Есть ориентиры, будут пути решения. А так непонятно чего хотят.
Кулик Роман Петрович
15 января 2015 14:32
Кстати по "незаходным" судам. Я конечно понимаю что жалко платить 23% ( 18 НДС и 5 пошлину), но НДС вы вернете в течении 6 месяцев. Есть механизмы  рассрочки ( ею кстати нордвест при ввозе 2-х судов уже воспользовался), т.е. государство идет на встречу. Просто большинство - перешло на ЕСХН (т.е. налоги де факто уже экономят в разы - от НДС до налога на прибыль и имущественных налогов) , поэтому не готовы платить НДС. 
Вий
15 января 2015 12:19
Неопределённость, мутная водичка всем выгодна потому и не происходит ничего. А в отношении работы ассоциаций и объединений Вы правы, даже намёка на какое либо развитие там нет. Болото.
Владислав
15 января 2015 18:20
Сравнивать нужно не только географические условия России и Норвегии, но и людей. Они принципиально различаются. Там всё для человека власть делает, а у нас все решения оборачиваются против человека, так чтоб не удобно было и  где коррупции разрастись тоже было.
Вий
16 января 2015 09:57
Чем "квоты под киль" придумывать и под разными соусами впаривать, когда на это спроса у бизнеса нет, лучше б давно уже портами занялись. Там степень износа уже давно на пределе. Порты- верфи- суда. А не наоборот.
Амфибия
19 января 2015 11:34
Я не поддерживаю новации Росрыболовства, но и актив рыбопромышленников -квотодержателей ведёт себя тоже весьма странно. Не предлагается ничего кроме снятия ветеринарного контроля.
Про долгосрочную стратегию отрасли, про долгосрочное планирование похоже вообще забыли. А ведь логично, чтобы все предложения, законопроекты  просчитывались в контексте долгосрочного планирования и достижения заложенных в стратегии, в госпрограмме 2030 цифр.
Амфибия
19 января 2015 12:52
Результаты законотворчества: www.fishnet.ru/news/novosti_ot…
Кулик Роман Петрович
19 января 2015 13:20
Непонятно, фабрика завозит оборудование иностранное - ей значит нужно платить 18+5, а рыбаку - ненужно. Не находите немного странным? Кстати, амнистия уже один раз была. Лет 6-7 назад.  Я только 2 судна видел в ММРП, которые завели рыбаки и воспользовались амнистией. И еще раз повторю - 18% НДС - возмещается в течении 6 месяцев. Только надо на ОСН перейти.
Амфибия
19 января 2015 14:58
Логично.
Вий
20 января 2015 10:31
Основное различие в том кто управляет рыбным хозяйством? Уверен, что в Норвегии - этим делом рулят профи, чего у нас к сожалению не наблюдается.
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>