Российских военных обвиняют в сотрудничестве с "рыбной мафией"
Двадцать тысяч долларов за сто тонн трески. Такова, по сведениям рыболовного департамента Норвегии, такса, которую российские браконьеры, ведущие промысел в Баренцевом море, выплачивают военным за право нелегально «разгрузиться» в Североморске и других закрытых портах Кольского полуострова. Об этом сообщает https://www.fishnet.ru/ со ссылкой на Новые известия.
Разгоревшийся скандал стал прямым подтверждением прозвучавшего еще в апреле заявления начальника Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области генерал-майора Вячеслава Бирюкова о «черных дырах» в военных зонах, куда попадает неучтенная рыба.
В интервью общественной норвежской телерадиокомпании NRK Хермод Ларсен, директор рыболовного департамента Норвегии в северной губернии Финмарк, заявил, что его ведомство располагает следующей информацией: маломерные суда, принимая груз с траулеров, затем «за взятки» заходят в закрытые военные зоны РФ. По его словам, о такой практике неоднократно сообщали на допросах в Норвегии капитаны российских рыболовецких судов, задержанные по обвинениям в различных нарушениях. Министр рыболовства Норвегии Хельги Педерсен, в свою очередь, сочла необходимым подчеркнуть, что международная рыболовная мафия превратила эти военные зоны в перевалочные базы для нелегально добытых морепродуктов. Ведь разгружаться в норвежских и других европейских портах в последние годы браконьерам стало гораздо сложнее из-за активного противодействия правоохранительных органов.
«Общий уровень браконьерства в Баренцевом море упал на 60%. Обществу возвращены ценности на сотни миллионов долларов», - отметила министр. Масштабные акции норвежских властей начались около пяти лет назад, когда ученые забили тревогу: запасы трески и других пород ценных промысловых рыб в море сократились в несколько раз. Выяснилось, что «черную работу» выполняли преимущественно российские экипажи на взятых в лизинг норвежских траулерах. Основная прибыль, однако, оседала на счетах норвежских компаний. Разгрузка нелегальных уловов происходила также именно в норвежских портах. Но серия полицейских рейдов по офисам компаний, усиление контроля в портах и составление «черного списка» траулеров, пойманных на браконьерстве, заставили организованную преступность изменить тактику.
С начала 2000 года «пиратский флот», работавший под экзотическими флагами таких далеких от Севера государств, как Грузия, Камбоджа и даже сухопутная Монголия, перестал заходить для разгрузки в европейские порты. Улов переваливался на суда-рефрижераторы в нейтральных водах возле Шпицбергена, а те уже развозили треску и пикшу по заказчикам в Европе. Тогда начался следующий этап борьбы за сохранение биозапасов Баренцева моря, к которому подключились неправительственные организации - от международной «Гринпис» до норвежской «Беллоны». В европейских портах, где был замечен «пиратский» транспорт, стали проводиться акции протеста. Крупные сети магазинов под угрозой бойкота стали требовать сертификаты на предлагаемую им рыбу. То, что браконьеры теперь обращаются за помощью к российским военным, по мнению борцов против нелегального промысла, является признаком отступления мафии на «последний рубеж».
Норвежские власти отмечают, что в целом успешному сотрудничеству Осло и Москвы в борьбе против браконьеров мешает политика. Излюбленный район нелегального промысла - прибрежные воды Шпицбергена. Россия, как и большинство других стран, считает их зоной свободной экономической деятельности, в том числе и рыболовства, ссылаясь на особый статус этого архипелага. Норвегия рассматривает 200 миль вокруг Шпицбергена как свою экономическую зону. Из-за этих противоречий иностранные браконьеры, в том числе и российские, до сих пор пользуются защитой своих властей. В этом отношении, как отмечают норвежские СМИ, показателен приговор капитану Валерию Яранцеву, который вел незаконный промысел в районе Шпицбергена осенью 2005 года, а затем, отказавшись следовать для досмотра в Норвегию, увел свой траулер в Мурманск с двумя норвежскими инспекторами на борту. Суд обязал его за это лишь выплатить весьма умеренный денежный штраф в размере 100 тыс. руб. В этом году г-н Яранцев, овеянный славой борца за российские интересы на Севере, был выбран мэром поселка Териберка Мурманской области.