Российский промысел в НЭЗ на пасху не остановили по ошибке
По информации газеты для рыбаков «ФискерибладетФискарен» (от 20 апреля 2009 г.) норвежские власти просто забыли предупредить русских о необходимости прекращения промысла на пасху. Сейчас русские утверждают, что это было сделано осознанно, для того чтобы они сдавали свои уловы в Норвегии. Об этом сообщает https://www.fishnet.ru/
В апрельском материале Фишнет «Пассхальные отгулы в 2009 - только для норвежских рыбаков» сообщалось, что весной в НЭЗ в районе Лофотен шла отличная рыбалка. Промысел крупной трески, пикши и сайды с приловами других рыб вели более 40 судов Северного бассейна. Особенно хорошие условия для промысла отмечались вблизи Вест-фиорда, где обычно нерестится рыба возрасте 8-10 лет. Средняя производительность - на уровне 20т/сутки. Общий вылов группы по району за сутки достигал 800-900 т. В последние годы на период пасхи Директорат рыболовства Норвегии приостанавливал промысел в большом районе между 62° и 70°20´ с.ш. Наши рыбаки вынуждены были уходить на север из этого наиболее продуктивного района. Но в этом году Береговая охрана Норвегии наши суда не беспокоила. В соответствии с директивой Påskestopp J-meld 58-2009 § 34, рыболовные власти Норвегии приостановили промысел трески, пикши и сайды, но только норвежскими рыбаками. Они ушли на пасхальные отгулы с 8 по 14 апреля 2009 г. Экипажи Северного бассейна могли работать без выходных. Очевидно в Норвегии опасались того, что если наши суда уйдут на север, то вся выловленная рыба может оказаться в Мурманске.
Теперь норвежские власти признают, что речь идет о простой забывчивости. О введении новых норвежских правил регулирования промысла прочие заинтересованные стороны должны быть предупреждены как минимум за 14 суток до вступления этих правил в силу. В данном случае в распоряжении властей было три месяца до вступления в силу запрета на промысел, который объявлен с 8 апреля. Когда за неделю до пасхи обнаружили «прокол», было уже слишком поздно.
Начальник отдела в Министерстве рыболовства Норвегии Йохан Вильямс. признает, что это была оплошность. О том, что запрет на промысел для российских рыбаков не был введен намеренно, говорит и советник министерства Йёрн Крог. На берегу сидели только норвежские рыбаки-прибрежники. Одним из них был Эдгар Ангельсен из Наппа. Он вел промысел за пределами 12-мильной зоны на мелководье Москенес. Менять позиции судна оказалось поздно, поэтому шкипер был вынужден добирать последние тонны своей квоты уже после пасхи. По его словам, команда могла бы уладить все вопросы с доставкой уловов за пару дней и успела бы сделать то, что собиралась. Вместо этого экипаж вынужден был смотреть, как русские продолжали вести промысел за пределами территориального моря.
Советник Министерства Йёрн Крог подтверждает, что русские, особенно в прежние времена, часто использовали норвежский промысел нерестующей трески как контраргумент, когда норвежские власти выступали за ограничения промысла молоди рыб. Крог является руководителем норвежской делегации в норвежско-российской комиссии по рыболовству. Но русские никогда официально не использовали эти доводы в работе комиссии как аргумент за прекращение промысла на период пасхи. Пасхальное приостановление промысла также не вводилось как результат российского давления.
Крог считает, что в этой ситуации мотивировки можно разделить на две части. Частично смысл был в том, чтобы получить эффект от регулирования промысла, растянув его во времени. С другой стороны, многие в Норвегии считали, что приостановка промысла на пасху положительно скажется на нересте. Для норвежского Фискарлага эпизод, имевший место перед пасхой, превратился в конечном счете в вопрос о равенстве: если иностранцы (русские) могли продолжать промысел, то почему запретили норвежским рыбакам? Поступило также требование от рыболовных организаций в адрес норвежских властей о том, чтобы «исправить несправедливость еще большей несправедливостью», а именно так воспринимают сейчас эту историю норвежские рыбаки прибрежного лова.
Факты: Пасхальная остановка промысла в течение многих лет была оспариваемой мерой регулирования промысла в районе Лофотен. Часто она менялась в последнюю минуту или отменялась вообще. В 2009 г. пасхальная остановка действовала с 8 по 14 апреля. В принципе приостановка промысла охватывает всю норвежскую экономическую зону от 62 градуса до 72 градусов 20 минут с.ш. Однако в понедельник на страстной неделе и в течение двух дней перед вступлением запрета в силу, прекращение промысла в НЭЗ было ограничено только 12-мильной зоной.