Шаланды полные минтая уходят в сторону Китая

13 июля 2009 09:34

Принятие закона об ограничении розничных наценок позволит увеличить объемы перевозки дальневосточной рыбы. За шесть месяцев 2009 года на Дальневосточной железной дороге было погружено 175,5 тыс. тонн рыбы, что на 13,2 % ниже объемов аналогичного периода прошлого года. На Владивостокском отделении падение составило 10,8 %, на Комсомольском - 36,2. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на Дальрыба.

По просьбе нашего корреспондента комментирует ситуацию первый заместитель начальника ДЦФТО Алексей Лоншаков:

- В июне, как и за полугодие в целом, картина аналогичная. За месяц дорогой отправлено 26,6 тыс. тонн рыбы, что на 10,1 % меньше аналога прошлого года. Анализ динамики погрузки в июне показывает ее крайнюю неравномерность и непредсказуемость действий оптовых покупателей, грузоотправителей.
Так, при среднесуточной погрузке 886 тонн в отдельные сутки она снижалась до 188 тонн, как это, например, случилось 20 и 21 июня. Напротив, в другие дни, скажем 17 июня, погрузка достигла 2472 тонны.

- И с чем это связано?

- 1 января 2009 года вступил в силу федеральный закон о доставке водных биоресурсов, добытых в российских водах, на таможенную территорию РФ - для оформления. Специалисты Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) отмечают, что в связи с этим значительно, в разы, вырос объем легально экспортируемых морепродуктов.
Так, за пять месяцев этого года таможенные органы Дальневосточного региона оформили на экспорт около 467 тыс. тонн продукции морского промысла стоимостью 786 млн долларов.
Приведенные данные свидетельствуют о том, какое количество водных биоресурсов шло за рубеж контрабандным путем и сколько Дальневосточная дорога, ОАО «РЖД», государство и население теряли из-за этого доходов. Доля железнодорожных перевозок рыбы в общем объеме вылова составляет 16,8 %.

- Но прошлогодние объемы, несмотря на приведенные вами цифры, не возвращаются. В чем же причина?

- Конъюнктура рыбного рынка в России является пока неблагоприятной для привлечения этого продукта на внутренний рынок, а потому возможности для увеличения ее перевозок железнодорожным транспортом существенно ограничиваются.
Так, цена закупа наиболее потребляемого минтая китайскими компаниями в 1760 долларов за тонну составляет постоянную конкуренцию внутреннему рынку РФ, где стоимость не превышает 46 тыс. рублей за тонну, или 1477 долларов.

- Значит, надо заинтересовать рыбаков отправлять свою продукцию на внутренний рынок?

- Совершенно верно. Но сделать это сегодня чрезвычайно трудно. Цену покупки и продажи сегодня диктует оптовик. Рыбакам приходится или соглашаться, продавая рыбу по низкой цене, или, как сказано было раньше, отправлять ее на экспорт. Получается как в песне: «шаланды полные минтая уходят в сторону Китая».
На внутреннем российском рынке сетевые розничные компании контролируют до 40 процентов сбыта продовольствия в городах и устанавливают высокие торговые наценки - до 100 и более процентов. Отсрочки платежей за поставленную рыбу достигают 90 дней. В то же время зарубежные покупатели кредитуют рыбаков под вполне приемлемые процентные ставки.
Как вы знаете, недавно премьер-министр Владимир Путин посетил один из московских супермаркетов и лично убедился в высоких торговых наценках. После этого дал распоряжение Министерству промышленности и торговли в десятидневный срок внести в правительство для обсуждения законопроект о торговле.
Будущий закон позволит на фоне снижения розничной цены увеличить долю рыбацкой составляющей и уменьшить посредническую. После принятия этого закона появится возможность контролировать торговые надбавки.
Как сказал лидер «Единой России» Борис Грызлов, возможность государства устанавливать максимальную торговую наценку позволит убить двух зайцев - даст импульс для повышения закупочных цен производителей и понизит конечные цены на прилавках. Думаю, тогда и рыбный поток можно будет повернуть с экспортного направления на внутренний российский рынок. Как следствие - железная дорога увеличит объемы перевозок данного груза.

- Рыбаки на протяжении последних лет упорно твердят о высокой железнодорожной составляющей в стоимости рыбы на прилавках магазинов и предлагают снизить тарифы на 50 процентов. Как вы считаете, повлияет ли эта мера на увеличение объемов перевозки рыбы и снижение розничной цены?

- Железная дорога является только перевозчиком и работает в соответствии с установленными тарифами. Считаю, что основной путь к снижению розничной цены и удержанию ее на должном уровне должен базироваться не на снижении железнодорожной транспортной составляющей. Необходима минимизация затрат на посреднические услуги и жесткий контроль со стороны государства других составляющих общей цены рыбопродукции, которые порой выходят на необоснованно высокий уровень.
А снижение железнодорожного тарифа, который составляет, например, на перевозку минтая около 4 % от розничной цены в Москве, не повлияет на рост перевозок рыбы и снижение розничной цены, а приведет только к увеличению доходов оптово-розничного звена логистической цепочки.
К тому же имеющийся у компании опыт подобного снижения тарифов не приводил ни к росту объемов, ни к уменьшению розничной цены. Предложения ДЦФТО по данному вопросу уже направлены в ЦФТО ОАО «РЖД», Дальневосточное территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта (ФАЖТ), антимонопольный комитет Хабаровского края.

- Наша газета уже писала о стоящих без дела на Комсомольском отделении рефрижераторных секциях, затрудняющих маневровую работу на станциях. Какие-то меры принимаются дорогой для «разруливания» ситуации?

- В связи с дефицитом кредитных ресурсов, в 2008-2009 годах снижается объем закупаемых партий оптово-розничными потребителями до вагонных поставок рыбы в ассортименте. Поэтому на дороге накапливается избыток невостребованных, простаивающих рефсекций.
В настоящее время здесь находится 150 секций, готовых под погрузку. Еще 61 поставлена на консервацию, 46 - готовится. Но если предпринимаемые правительством шаги возымеют свое действие, рефсекции несложно будет вновь запустить в дело.

- Предстоящий законопроект правительства - это, конечно, хорошо. Но что делает со своей стороны ДЦФТО для увеличения перевозок рыбы в 2009 году?

- Продолжается взаимодействие с грузоотправителями, в т. ч. с ОАО «Рефсервис», оптовыми покупателями, подразделениями дороги, ЦФТО по максимальному предъявлению рыбы к железнодорожным перевозкам, своевременному обеспечению исправным и подготовленным рефподвижным составом.
С начала 2009 года в региональных и центральных СМИ проводится постоянная кампания по разъяснению позиции дороги по вопросам создания рыночных механизмов по привлечению к перевозкам рыбы. В адреса ЦФТО ОАО «РЖД», ФАЖТа, администрации Приморского края направлены письма с предложениями по увеличению железнодорожных отгрузок в 2009 году, а также изложением нашего видения решения проблем в рыбной отрасли, логистике, торговле, мешающих росту потребления и перевозок рыбы.
Будет продолжена активная работа со СМИ, грузоотправителями по формированию положительного общественного мнения о позиции ОАО «РЖД» и ее системном подходе к решению задачи обеспечения населения РФ недорогой рыбой по международным нормам потребления. Для сравнения: Япония потребляет 68 кг на душу населения, Россия - 12 кг.
Для этого собираемся принять участие в Международном съезде рыбаков в сентябре 2009 года во Владивостоке. Для разъяснения на съезде позиции ОАО «РЖД» по вопросам увеличения перевозок дальневосточной рыбы планируется участие руководителей ОАО «РЖД», ОАО «Рефсервис», Владивостокского отделения дороги.
Источник

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
Морской Конгресс
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>