Ситуация на промысле нерестовой сельди на Аляске в конце мая 2009 г.
Как и предполагали японские импортеры, очень внимательно следившие за развитием ситуации на бристольском промысле нерестовой сельди с целью определиться с условиями закупок мороженой икряной сельди для поставок на переработку как в Японию, так и в Китай, аляскинские рыбные власти приняли в конце мая решение о досрочном закрытии сезона кошелькового промысла. Такая информация поступила в https://www.fishnet.ru/ с российского ДВ со ссылкой на японские источники по состоянию на 1.06.2009 г.
Основными причинами такого необычного решения стали очень значительное мельчание размерного состава сельди в нерестовом подходе и резкое снижение показателя выхода ястыков. Сообщается, что по ходу сезона специалисты департамента охоты и рыболовства шт.Аляска неоднократно высказывали свою озабоченность возрастным составом подхода, а участники промысла в лице самих добытчиков и перерабатывающих компаний говорили о низкой эффективности промысла в отсутствии хороших перспектив продаж мороженой продукции японским, прежде всего, покупателям. В предварительном порядке высказывалось мнение о том, что если после очередного (восьмого по счету) открытия 26 мая ситуация с качеством подхода не изменится в лучшую сторону, то смысла дальше продолжать промысле не будет. Очевидно, что 26 мая, когда было взято около 1,65 тыс. кор.т, реальных признаков улучшения качества нерестового подхода не появилось, что и стало основанием для принятия такого решения.
На кошельковом промысле к 27 мая, когда было принято решение о закрытии сезона, было взято только 12,4 тыс. кор.т (около 11,25 тыс.т), что составляет только около 85% сезонной квоты (около 14,9 тыс. кор.т). На жаберном промысле, который продолжался вплоть до 31 мая включительно, на 26 мая было взято 3,8 тыс. кор.т (около 3,45 тыс.т), или приблизительно 60% сезонной квоты (чуть менее 6.4 тыс. кор.т). Суммарный объем вылова на момент закрытия кошелькового промысла составил приблизительно 16,2 тыс. кор.т (около 14,7 тыс.т), а с учетом продолжения сезона жаберного промысла всего по итогам нынешнего сезона было взято, по оценкам японских импортеров, несколько более 17,0 тыс. кор.т, или приблизительно 15,5 тыс.т, что практически на 15% хуже прошлогоднего вылова, который составил около 20,32 тыс. кор.т, или 18,43 тыс.т.
Некоторые японские импортеры, комментируя факт досрочного прекращения промысла нерестовой сельди в бух.Тогиак (Бристольский залив), говорили о том, что это практически избавляет японскую сторону от необходимости решать проблему формирования своего предложения по закупочной цене на базе результатов промысла в Британской Колумбии (Западная Канада) и бух.Ситка (Юго-восточный район шт.Аляска), поскольку при таком качестве подхода бристольской сельди должны учитываться совсем другие факторы, а именно то, каким образом японские и китайские производители переработанной и готовой икры смогут использовать икру из такого сырья и какую реакцию проявят те переработчики, которые заинтересованы в работе не с икрой, а с тушками. Отмечается, что даже в предварительном порядке делать сколько-нибудь определенные оценки этих факторов становится практически невозможно до проведения инспекций качества с получением фактических данных и по выходу икры, и по качеству тушек.
По поводу же заявлений некоторых аляскинских производителей о необходимости дать хорошую цену для обеспечения хотя бы минимальной рентабельности работы на бристольском промысле японская сторона отвечала, как сообщается, в том духе, что объем производства мороженой нерестовой сельди в Бристольском заливе на уровне 15,5 тыс.т при нынешнем состоянии японского рынка икры сельди даже потенциально не может привести к формированию дефицита предложения. Из этого делается вывод о том, что японским покупателям при определении условий закупок следует проявить максимальную осторожность, причем как в плане определения приемлемой закупочной цены, так и в плане оптимального распределения закупаемого объема бристольского сырья между поставками непосредственно в Японию и поставками на переработку в Китай.
По мнению японских импортеров, столь неудачные результаты бристольского промысла практически снимает с повестки дня вопрос о продолжении аляскинского сезона в районах к северо-западу от Бристольского залива (Кускоквим, зал.Нортон). Это означает, что основное внимание теперь должно быть проявлено к российскому охотоморскому промыслу, который, однако, в конце мая из-за сложной ледовой обстановки еще фактически и не начинался (сообщалось, что в районе Аяна промысел вроде бы был открыт, но обстановка была крайне нестабильной).