Вячеслав Зиланов: Криминальная отрасль. И что же с ней надо делать?

16 мая 2016 11:11

"Председатель Правительства РФ, Председатель партии "Единая Россия» Д.Медведев дал старт передела водных биоресурсов и основных фондов рыбной отрасли", - считает Вячеслав Зиланов.

Законопроект Росрыболовства, который 10 мая был рассмотрен в правительственной Комиссии по законопроектной деятельности и получил одобрение этой Комиссии с рядом замечаний. Затем с этими же замечаниями он был предметом обсуждения 11 мая на заседании Правительства Российской Федерации и тоже был одобрен. Конечно же, одобрен с поручением в адрес авторов законопроекта и аппарата Правительства в трехдневный срок доработать его с учетом замечаний и внести уже от имени Правительства РФ в Госдуму с тем, чтобы последняя приняла его в весеннею сессию. То есть, по сути, до замечаний нет никому дела - спешат государевы служивые выполнить поручения Президента РФ В.В.Путина, озвученные им на всю страну во время "Прямого диалога". А что касается качества законопроекта, то это уже мало кого волнует в правительственных верхах.

Председатель Правительства Д.А. Медведев в своем вступительном слове (приводится текст полностью) при рассмотрении рыбного законопроекта обратил внимание на следующее:

"Также мы рассматриваем поправки в закон о рыболовстве и некоторые другие законодательные акты. Речь идёт о целом наборе предложений, которые совершенствуют систему распределения квот на вылов водных биоресурсов. Рыбная отрасль обладает весьма неплохим потенциалом для развития, в том числе с учётом импортозамещении. К сожалению, далеко не всё попадает на стол наших граждан. Значительная часть улова уходит за рубеж, откуда возвращается в виде продуктов - консервированных или полуфабрикатов, а государство недополучает доходы от такого бизнеса, есть и целый ряд других проблем. С другой стороны, сама отрасль имеет свои сложности. Это износ рыбопромыслового флота, устаревшие технологии вылова, переработки, неудобная логистика и далеко не всегда прозрачные хозяйственные отношения, скажем прямо, в ряде случаев просто сугубо криминальные. Эти вопросы обсуждались на самых разных площадках - и на Госсовете, и на совещаниях. Минсельхоз подготовил законопроект, там есть целый ряд новелл. До 15 лет предлагается увеличить срок, на который за пользователем закрепляется доли квоты добычи (выделено редакцией сайта). Это позволит предприятиям строить долгосрочные планы. При этом до 20% квот предлагается предоставлять на инвестиционные цели. Для чего? Для того чтобы заказывать на отечественных, подчеркиваю, верфях новые рыболовецкие суда и создавать новые перерабатывающие мощности. Предусмотрен и новый вид договора о закреплении квот на инвестиционные цели.

Первая мера, это очевидно, должна стимулировать развитие самой отрасли и способствовать развитию судостроения, но есть и меры по укреплению ответственности. В частности, в ряде случаев ужесточаются условия, при которых действие права на вылов может быть прекращено. Это происходит, если в течение двух лет предприятия не выбирают более 70% выделенных квот, при этом не менее 70% квоты должно вылавливаться на собственных или зафрахтованных судах. Это позволит избежать цепочки посредников, которых иногда называют квотными рантье, которые не занимаются собственным промыслом, а только систематически переуступают свои права другим участникам рынка. От таких квот, конечно, рыбы больше не становится.

Обращаю внимание, что все подзаконные акты, которые необходимы для применения нового законодательства, - а это на самом деле ни много ни мало 25 постановлений Правительства и четыре ведомственных приказа - должны быть подготовлены в определённые законопроектом сроки".

Как видно из этого вступительного слова Председатель Правительства России, юрист по образованию, увидел как саму громоздкость законопроекта, так и предстоящие трудности практического его применения ввиду необходимости принятия пакета подзаконных актов. И, тем не менее, он дал "отмашку" на внесение законопроекта в Госдуму.

О сложившемся положении с законопроектом Минсельхоза, шансами его ускоренного прохождения в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания и влиянии его, в случае вступления в силу, на развитие рыбной отрасли главный редактор сайта С.И. Вахрин беседовал с экс-заместителем Министра рыбного хозяйства В.К. Зилановым.

С.В.: В современной России вы в свое время, работая заместителем Председателя Госкомрыболовства, исполняли обязанности и статс - секретаря, который представлял отрасль в Госдуме при прохождении тех или иных законопроектов в области рыболовства. Вы прекрасно знаете всю "кухню" прохождения подобных законопроектов. Насколько, по вашему мнению, реально быстро принять этот законопроект разработанный Минсельхозом и поддержанный Правительством Российской Федерации?

В.З.: В Госдуме существует регламент прохождения подобных законопроектов, который обязан соблюдаться. Не буду в деталях его приводить, сошлюсь только на некоторые обязательные положения. Законопроект должен быть направлен для рассмотрения в законодательные собрания субъектов Российской Федерации, если он затрагиваются их полномочия. На это отводиться до месяца. Но… могут и предложить субъектам ускорить рассмотрение на местах или посчитают, что это не затрагивает их полномочия и не направлять законопроект в регионы. По моей оценке последнего варианта законопроекта Минсельхоза, который я анализировал и он выставлен на вашем сайте, его обязательно следует направлять в регионы, так как он затрагивает и их полномочия, и их интересы. Вмести с тем, повторюсь, в Госдуме могут под административным давлением, а вертикаль власти сильна, пренебречь этим положением.

Законопроект должен пройти обсуждение в профильных комитетах. Без этого уж никак не обойтись. А это, прежде всего, Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Депутаты могу вносить поправки, предлагать исключения тех или иных положений и даже внести альтернативный проект. Не исключено, что в этот процесс вмешаются и депутаты других фракций, входящих в Госдуму - КПРФ, "Справедливая Россия", ЛДПР. Да и ряд депутатов "Единой России", представляющие рыбные регионы, не останутся в стороне от этого процесса. Тем не менее, приоритет для Госдумы будет иметь, безусловно, правительственный законопроект. Сейчас для нас с вами известны только положения того законопроекта, который внесен Минсельхозом в Правительство. Мы не знаем замечаний, которые высказаны на заседании Правительства и которые должны быть учтены по поручению Председателя Правительства Д. Медведева в окончательном тексте законопроекта учет, на что отведено целых три дня. Это не мало!

Но обращает на себя внимание и тот факт, что Председатель Правительства РФ, он же и Председатель партии "Единая Россия", Д.А.Медведев, не дожидаясь фактического внесения поправок - замечаний, дал принципиальное добро на внесения законопроекта Минсельхоза в Госдуму. По существу он дал старт передела водных биоресурсов и основных фондов рыбной отрасли, что вытекает из основных положений законопроекта Минсельхоза. Кроме того Д.Медведев, как Председатель партии "Единая Россия", конечно же, уверен, что его фракция в Госдуме поддержит данный законопроект. Как известно фракция "Единой России" располагает в Госдуме 238 голосами из 450 и может этот законопроект "продавить" своими голосами. Хотя в условиях приближающихся выборов ситуация может быть и иной - это не прибавит на выборах голосов для этой партии, особенно в приморских рыбных регионах.

С.В.: Может, не так страшен, этот законопроект, как Вы, да и ряд отраслевых союзов, ассоциаций, экспертов, его оценивают? В своей вступительном слове Д.Медведев четко обозначил основные положения, которые должны быть в законопроекте. Это закрепление долей квот за пользователями на 15 лет. При этом до 20% квот предлагается предоставлять на инвестиционные цели. Далее повышается процент выбора квот до 70% и собственными или зафрактованными судами тоже до 70%. И все. Даже положение о 20% квот Председатель Правительства Д.Медведев облек в мягкую форму: "…предлагается предоставлять на инвестиционные цели". Именно "…предлагается…", то есть это можно понять, что ни у кого и ничто не отнимается. И это может всех устраивать - ведь, получается (или можно так трактовать), что сама рыбопромышленная компания принимает решение направлять до 20% своих квот на инвестиционные цели по обновлению своего же флота, или берегового рыбоперерабатывающего предприятия.

В.З.: Да я тоже обратил внимание на мягкость этой формулировки Председателя Правительства и даже промелькнула мысль, что, наконец-то, поняла власть, что пора поставить заслон формуле современных либералов, воспитанных ранним российским капитализмом, "у всех все отнять и только избранным, вероятно, только своим давать". Однако, когда в конце своего вступительного слова Медведев упомянул о 25 постановлениях Правительства и 4 ведомственных приказах, которые следует издать для того, чтобы законопроект заработал, все встало на свои места. Речь идет именно о законопроекте в редакции Шестакова и КО. Именно в нем прописан целый набор "новаций", которые будут реализованы именно по формуле "у всех отнять и избранным дать" и приведут отрасль к развалу. Приведу только два примера из этого законопроекта, которые направлены на создание реальных предпосылок для этого развала.

 Так, предлагается установить единое промысловое пространство для прибрежного и промышленного рыболовства. При этом те, кто поставляет на берег свежую, охлажденную, разделанную рыбу наделяются дополнительной квотой в 20%. А откуда ее взять? Надо отнять у других, тех, кто ведет промышленное и прибрежное рыболовство. При этом с пафосом заявляется, что отбирать у каждого не будем, уменьшим лишь на эти 20% общую годовую квоту. Другими словами, отнимем у всех, включая добросовестных, традиционных и эффективных пользователей. Замечу, что этими "новациями", когда прибрежникам запрещается морозить рыбу, уничтожается в ряде бассейнов и сама прибрежка как таковая - там без "морозки" ее невозможно доставить на берег. Например, в Карелии, Архангельской области, Ненецком АО и целом ряде субъектов Дальнего Востока. Не учитываются (точнее, игнорируются) особенности рыболовства в разных бассейнах.

Аналогичная "операция - махинация" опять же по формуле "у всех отнять и избранным дать" предлагается и по 20% квот на инвестиционные цели. Они теперь получают новое громкое наименование - "квоты господдержки". С этой целью вводится дополнительно положение в статью по видам квот. Суть ее в том, что ежегодно до 40% (20% прибрежке плюс 20% на инвестиционные цели) объема квот может изыматься государством (Федеральным агентством) из прибрежного и промышленного рыболовства, и перераспределятся между рыбопромышленными компаниями по усмотрению чиновников. Справедливости ради отмечу, что распределяться они будут по тем "лекалам", которые они же сами и пропишут в этих 25 Постановлениях Правительства и в своих 4-х ведомственных приказах. И все эти сорок процентов общероссийских квот будут управляться в ручном режиме небольшой группой людей и только, безусловно, в пределах московского Садового кольца, а не регионов. Вот где раздолье служивым! А ведь без их "участия" добрый десяток лет отработали и ежегодно прибавляли, пусть понемногу, в вылове, в производстве пищевой продукции, модернизировали суда, а в ряде компаний без всякой поддержки государства даже строить новые суда начали. Ах, нет, надо все поломать и приступить к переделу рыбных ресурсов и собственности. Вот глубинный замысел "отцов" нового законопроекта.

Вы только вдумайтесь - в случае принятия законопроекта Шестакова и Ко полностью разрушается концепция Федерального Закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", благодаря которому обеспечивалась в последние годы базовая основа стабильности рыбной отрасли России.

С.В.: Но давайте встанем на сторону Правительства: да, строились новые суда, но только за рубежом, а не на своих российских верфях. Да увеличивался вылов рыбы, но вся она в качестве сырца уходила за рубеж и перерабатывалась иностранцами, которые получали всю прибавочную стоимость, совершенствовали технологию глубокой переработки. И именно в этих целях Президент РФ В.Путин на президиуме Госсовета и дал поручение Правительству внести в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие выделение до 20% квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели (закупка новых судов рыбопромыслового флота, построенных на российских верфях, и строительство объектов переработки водных биологических ресурсов). Чем это не устраивает рыбопромышленников? Тем, что Россия должна перестать быть просто сырьевым рыбным придатком мира?

В.З. Позволю вначале высказать личное мнение, которое отстаивалось мною, да и другими специалистами - рыбниками, на протяжении всей работы по данному вопросу при подготовке доклада на президиум Госсовета, который рассматривал положение дел в рыбной отрасли. Выделение до 20% квот или, как это получило наименование "квоты под киль", на инвестиционные цели для строительства рыбопромысловых судов экономически необоснованно. Против такого подхода на последнем заседании Рабочей группы президиума Госсовета, которую вел помощник Президента РФ И.Е. Левитин, выступили все отраслевые союзы, ассоциации и представители власти ведущих приморских рыбных регионов, что зафиксировано в стенограмме заседания. К тому же мировая рыболовная практика таких прецедентов, в условиях развитых рыночных отношений, не имеет. Проводить такой "эксперимент" над собственной рыбной отраслью, да еще не в лучших экономических условиях, это мягко говоря, абсурд. К сожалению, на заседании президиума Госсовета никто не отважился прямо доложить об этом Президенту В.В.Путину, а присутствующим на нем представителям отраслевых союзов, ассоциаций слова не дали. Добавлю к этому: никому в голову не приходит мысль внести в законодательство положение о выделении до 20% урожая зерновых, отобрав этот объем у всех селян, и направить его на инвестиционные цели для закупки новых комбайнов, построенных на российских заводах. Вопросы обновления, как рыбопромыслового флота, так и сельскохозяйственной техники, решаются посредством набора экономических инструментариев. Они все хорошо известны. Главнейший из них - это долгосрочные кредиты под 2-6%. И пойдет строительство флота семимильными шагами. В советское время обновление рыбопромыслового флота решалось на плановой основе самим государством. И построенный флот за счет государственных - народных! - средств передавался предприятиям для эксплуатации. В этом случае собственником вылова, продукции , произведенной из нее, становилось по существу государство, которое и направляло ее в основном на внутренний рынок страны по фиксированным розничным ценам.

Но вернемся в наши дни. Решение Президентом РФ В.Путиным принято. Как быть? Надо исполнять, даже в ущерб отрасли и людей в ней работающих? Не факт, что Президент РФ В.В. Путин одобрит такой подход. Более того в своем поручении он не дает указание "у всех отнять"! Президент предписывает "…выделить до 20 процентов квот…на инвестиционные цели…". Президент именно предписывает, еще раз обращаю внимание, "…выделить…", полагая, что профессиональное руководство отрасли, которое постоянно "педалирует" вопрос о "рантье", о недоосваиваемых, неиспользуемых и выставляемых на аукционы ресурсах, найдет разумный вариант для выделения 20% объемов квот, необходимых на инвестиционные цели. Но наши "рыбное профессиональное руководств" освоило только один способ "выделения" - "у все отнять и избранным дать". И смело идет по этому пути, не взирая, ни на что! Что придает ему такую уверенность? Правота своих предложений? Полагаю, нет. Уверенность в том, что в случае провала ответственность будут нести другие. Предположу и то, что те, кто двигает этот проект "у всех отнять и избранным дать", обладают еще и неведомым нам пока, но весьма значительным административным ресурсом.

В этих условиях самое правильное еще раз все экономически просчитать, допустим, на примере минтая Дальневосточного бассейна, или трески и пикши Северного бассейна по "лекалам", предложенным в законопроекте Минсельхоза - Правительства РФ, точнее Шестакова и КО , и если результат отрицательный (уверен он таким и будет), то доложить прямо Президенту - ошиблись, виноваты, будем искать другие варианты. Те же положения, которые имеются в поручении Президента России и по которым уже найден консенсус межу властями федерального, регионального уровня и отраслевыми союзами, ассоциациями следует внести как законодательные поправки в Госдуму.

С.В.: Ваш подход к решению этой законодательной проблемы вполне логичен, но давайте будем реалистами - кто же из руководителей Росрыболовства, Минсельхоза или авторов "заказного" законопроекта пойдет на это?

Здесь же правит не логика, а совершенно другой интерес, который всем и давно очевиден - растащить богатства России по личным закромам и превратить русские моря в "Русское море".

Они сделали свое дело - "замутили" новый законопроект, который откроет им все двери (а 40 процентов - это абсолютная монополия) в рыбную отрасль - добычу, обработку, рыботорговлю.

И теперь самое главное - сбросить всю будущую ответственность на безответственную коллективную Госдуму.

И у них остается только один "фильтр" - Совет Федерации…

В.З.: Да, действительно, сенаторы Совета Федерации представляют интересы регионов, он менее политизирован, и сенаторы стоят, как правило, на страже интересов жителей своих регионов. Напомню, что именно они в свое время не дали добро на первый вариант законопроекта "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", который приняла Госдума. Тогда была создана согласительная комиссия и только после нее, найдя приемлемые решения, законопроект был принят. Так что надежды на сенаторов, конечно, обоснованы...

С.В.: Но ведь и в Госдуме еще не все потеряно. Более того, и Госдума при определенном раскладе может стать площадкой для диалога: она в первом чтении принимает законопроект в редакции Правительства РФ, а затем открывает по этому законопроекту дискуссию… и вносит необходимые поправки. Об этом, в частности, говорит председатель комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре, президент Ассоциация добытчиков минтая Герман Зверев. Насколько это реально по вашему мнению?

В.К. Не разделяю такого оптимизма президента АДМ Г.Зверева. Во-первых, приняв законопроект в первом чтении, депутаты по существу одобряют ее главную концепцию " у всех отнять и избранным дать". Далее уже во втором чтении, что бы вы не предлагали, вам все время будут возражать, что вы своей поправкой разрушаете концепцию законопроекта. И вновь тупик. Во-вторых, председатель комиссии РСПП, как вытекает из его высказывания, не возражает в принципе против инвестиционных квот и против того, чтобы "у всех отнять и избранным дать". Он прямо заявляет (цитирую): "Драматизировать последствия введения инвестиционных квот не стоит, но законопроект требует доработки…". Далее он стрелки переводит в другое направление, подсказывая нам всем, что "Все зависит от механизма выделения квот…и от " правовых норм прямого действия, которые будут содержать последовательную и прозрачную процедуру распределения квот (выделено мною)". Вот главное, что волнует президента АДМ - процедура распределения отнятых у всех квот! Как бы при распределении не быть обделенным. А шансы быть обделенными ожидают многих членов АДМ, как и других членов отраслевых союзов, ассоциаций, которые поддерживают подход Шестакова и КО. Они, члены АДМ, союзов, ассоциаций, хорошо понимают, что отнятых 20 % ресурсов на всех желающих получить их не хватит. Спешить надо "в избранные"! Старо как мир - разделяй и властвуй.

С.В.: Выходит, Вячеслав Константинович, куда не кинь, всюду клин?

В.З.: К сожалению, таковы современные нравы российского капитализма и только единство рыбацкого сообщества способно ему противостоять. Пока такого единства нет. Меньшинство, стоящее у рыбацкой власти, навязывает свои правила игры большинству рыбацкого сообщества. И даже в этих условиях я остаюсь оптимистом. Здравые силы есть и у рыбаков, да и практика, как критерий истины, все и всех расставит по своим местам.

Не было бы поздно…

{{countTopicsText}}
Вячеслав
16 мая 2016 11:47
Охотское море стало внутренним, ежегодные зимние огни городов иностранных легионов на воде в период минтаевой путины погасли, Японские дрифтеры работающие в наших водах прекратили свое существование, обьем вылова непрошенных соседей ежегодно поглощал до 30 % от общего объема вылова Дальневосточного региона России.
ГДЕ ЭТИ КВОТЫ ?  Кто их осваивает сегодня или про них нечаянно забыли?
Сухов Вячеслав Юрьевич
16 мая 2016 12:44
Охотское море стало внутренним лет эдак 15 тому назад в том, что касается рыболовства. Все квоты давно распределены между российскими пользователями. А дрифтеры здесь вообще ни причем. Не пытайтесь искать черную кошку в темной комнате. Её там нет. 
Вячеслав
16 мая 2016 13:13
Светящиеся города иностранных легионов прекратили свое существование ровно как в прошлом году после фиксации внутреннего моря, а то что распределен обьем вылова дрифтера или он вообще не причем вы не правы , дрифтер охотского и 200  мильной экономической океанской стороны входил в расчеты объема ОДУ лососевой группы, как в прочем и всей остальной, надо искать не черную кошку, а где собака порылась ......
Сухов Вячеслав Юрьевич
16 мая 2016 14:11
Ну расскажите поподробнее про светящиеся города в центральной части Охотского моря. Какие иностранные суда там работали и что ловили до прошлого года?  Лосось я оставил в стороне, потому, что ОДУ и распределение анадромных видов производится отдельно, и это не связано с квотами на строительство судов.
Вячеслав
16 мая 2016 14:57
Промысловики и прибрежники ДВ региона в охотском море мо конца 14-го года имели счастье наблюдать постоянное присутствие иностранных судов, осуществляющих промысел минтая в Охотском море, которые оносились к собственной системе поднадзорнасти и контроля. Только после решения ООН в марте 14-го дога данный беспредел был остановлен и потерял свой иммунитет
например
 для просмотра ссылки зарегистрируйтесь или войдите;
  на эту тему масса публикаций. Спросите в конце концов у Зверева , как его суда постоянно "соседились" с иностранцами из десятка стран мира, как погранцы мучались со своим "слижением" . По лососю не надо придираться , если не ОДУ, то распределение должно учитывать запрет на дрифтер, со строительством судов сейчас это не связано, но речь идет о 20-ти процентов от действующих объемов.
Сухов Вячеслав Юрьевич
16 мая 2016 15:35
Не открылась у меня ссылка на жж.  Кто такой этот psyont? Другие его страницы обо всем на свете. Сейчас, например, о Евровидении. Теперь о промысле минтая иностранными судами. Должен вас огорчить, но этот промысел продолжается и в этом году. Суда Японии и Кореи ведут  промысел по межправительственным соглашениям и платят за это. У китайцев тоже есть такая возможность, если они признают и погасят задолженность, кажется за 2006 год. Других судов там давно нет. Их выдавили еще в начале 2000-х годов. Браконьеры, конечно же, встречаются, но уж точно не на минтае.  Вы полагаете, что надо разорвать эти соглашения и передать квоты под строительство судов, сократив при этом поступления в бюджет? Японцы кроме того выделяют определенные квоты для российских судов на скумбрию и лемонему в своей зоне. От этих квот тоже придется отказаться. У самодеятельных экспертов-блогеров можно встретить множество небылиц и громких пустых разоблачений. А по лососю я не придираюсь. Это все-таки несколько другой промысел. Эти объемы никак не могут быть связаны со строительством судов. Их нельзя включать в пресловутые 20%.  
Вячеслав
16 мая 2016 22:00
Двухсотмильную экономическую зону в Охотском море никто не отменял и иностранцы, работающие сейчас там в наш бюджет ничего не платят. Информацию прикрепил. Те квоты , что выделяются друг другу на базе межправительственных отношении имеют чисто коммерческий или взаимозачетный характер в незначительных масштабах. 
Что касаемо лосося, то в новом законе четко дано понять, что деления по видам 20-ти процентных сокращений нет и связано это с совмещением общей задачи по строительству нового флота и обеспечением внутреннего рынка . 
Как бы там не было, я абсолютно уверен, что лосось вылавливаемый Японией до запрета дрифтеров в Российских водах имеет полное право пополнить обьем нашего ОДУ на ДВ.
А увеличение объема квот по вылову Минтая в Охотском море со времен "разгона" иностранцев так и не прозвучало. Ответ на этот простой вопрос для многих Российских рыбаков отсутсвует.

Прикрепленный файл - охотское море
Сухов Вячеслав Юрьевич
17 мая 2016 10:51
Повторите информацию, на которую ссылаетесь. Не открывается ваша ссылка. Относительно 200-мильной зоны в Охотском море вы ошибаетесь. Признание моря внутренним означает полную юрисдикцию прибрежного государства над всей акваторией и дном. У нас все время утверждают, что море стало внутренним. Хотя не мешало бы посмотреть само решение ООН. Про лосось не спорю. Да, надо полностью распределять между российскими пользователями. Только продолжаю настаивать, что лосось к строительству судов отношения не имеет. Новому судну должна быть предоставлена квота на конкретный вид биоресурса. Вы полагаете, что это может быть горбуша, или кета? Про увеличение квот минтая мне сказать нечего. Вы или не понимаете порядок определения и распределения ОДУ, или просто увлеклись популизмом. 
Вячеслав
18 мая 2016 00:33
У меня ссылка открывается...
Вот выписка из Определения формирования правового статуса Охотского моря после решения ООН о признании его внутренним Российским.

"Подкомиссия, созданная в  рамках Комиссии ООН по  границам континентального шельфа, в ноябре 2013 г. согласилась с доводами российской делегации в рамках рассмотрения заявки России о признании дна упомянутого выше участка открытого моря продолжением российского континентального шельфа. В  марте 2014 г. Комиссии ООН приняла положительное решение по российской заявке, впервые поданной в 2001 г. и позже в новой редакции в начале 2013 г. [5].
Включение морского дна центральной части Охотского моря площадью 52 тыс. кв. км  в  континентальный шельф Российской Федерации  – это, безусловно, большая победа и  приобретение для  России. Хотя не  стоит отрицать, что данное обстоятельство послужило поводом для некоторой эйфории, а именно: утверждений, что теперь Охотское море стало полностью российским и  что  это  дает право российским рыбакам свободно ходить по  всему Охотскому морю (видимо, имеется в  виду без  пограничной точки контроля с выходом за пределы границ ИЭЗ рыбопромысловых судов). Огромные перспективы для себя ожидают также и «газовики», поскольку недра дна открытой части Охотского моря таят в себе огромные запасы углеводородов. На самом деле не все так просто. 
 Во-первых, на толщу воды и находящиеся в ней биоресурсы в центральной части Охотского моря российский суверенитет не  распространяется. Поэтому речь может идти о  российских правах только на  такие объекты шельфа, как крабы, креветки, моллюски. Началу промысла должны предшествовать специализированные научные исследования, которые не  проводились в  центральной части Охотского моря с  2001 г. Для  этого бюджет государства должен выделить немалые средства, что  в  условиях не  прекращающегося секвестра рыбохозяйственных научно-исследовательских институтов, видится маловероятным.
 Во-вторых, правомерность свободного хождения рыболовных судов по всей акватории Охотского моря также вызывает определенные сомнения: права распространены только на шельф. Внешние границы 200-мильной зоны Российской Федерации в этом районе пока никто не отменял. Ранее принятые законы продолжают действовать, включая и точки контроля выхода и входа на границе ИЭЗ. И вряд ли Федеральная пограничная служба изменит порядок пересечения судами внешней границы 200-мильной зоны даже в этих новых условиях. В-третьих. "

Вопрос по лососю !    Лосось к строительству новых судов океанического рыболовства не имеет, но имеет отношение к строительству новых малых судов прибрежного рыболовства, работающих в прибрежной зоне и вылавливающих лосось на морских прибрежных участках, а так же имеет прямое отношение к строительству новых перерабатывающих береговых предприятий, развитие которых будет осуществляться в рамках обеспечения внутреннего рынка, увеличения перерабатывающих мощностей и обеспечения экспорта готовой продукции , а не сырья в страны зарубежья.



Вячеслав
18 мая 2016 00:56
По японским дрифтерным квотам ничего не понятно, на каких условиях, какой обьем и каким способом вылова-


И еще, обьем вылова Российского дрифтера тоже находится в подвешенном состоянии, дрифтеры стоят, а кто будет облавливать и как эти квоты?
Сухов Вячеслав Юрьевич
18 мая 2016 11:09
Я имел в виду не эту ссылку, а предыдущую из жж. Мнение первого секретаря Посольства России в Токио г-на Курмазова я прочитал. Если действительно речь идет только о признании прав  на шельф, то под юрисдикцию России подпадают только "сидячие виды". 
Однако дальнейшие его рассуждения вызывают массу вопросов. Совершенно очевидно, что он выступает с позиции Японии.
Совсем непонятны его выводы о необходимости сначала провести исследования, а потом уж говорить о промысле. Наш флот работает там постоянно. Посмотрите карту промрайонов и распределение квот. С какого перепугу он считает, что российским рыбакам нельзя заходить в этот район, аргументируя это тем, что права распространяются только на шельф?

Последний абзац его опуса самый красноречивый: 
"И последнее. Стоит укреплять отношения с Японией по поводу изучения и освоения Охотского моря. Приоритет российского владычества на Охотском море никто не оспаривает. Но все-таки это не чисто русское, а скорее русско- японское море с пространственным преобладанием российской части."

Относительно лосося: Не знал, что малые суда, работающие в прибрежной зоне, вылавливают лосось в качестве основного объекта. Извините, но как-то не верится. Про новые береговые перерабатывающие предприятия ничего сказать не могу. Возможно в этом вопросе выделение квот на лосося имеет смысл, поскольку для этого промысла суда не требуются. Я имею в виду  рыболовные суда, а не буксируемые несамоходные прорези или наливные баржи.

Вячеслав
18 мая 2016 12:20
Выписка Конвенции ООН по морскому праву
"СТАТЬЯ 77 ">Права прибрежного государства на континентальный шельф 1. Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов. 2. Права, упомянутые в пункте 1, являются исключительными в том смысле, что, если прибрежное государство не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его природные ресурсы,никто не может делать этого без определенно выраженного согласия прибрежного государства. 3. Права прибрежного государства на континентальный шельф не зависят от эффективной или фиктивной оккупации им шельфа или от прямого об этом заявления. 4. Упомянутые в настоящей Части природные ресурсы включают минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы,относящиеся к "сидячим видам", то есть организмы, которые в период, когда возможен их промысел, либо находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним,либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недра" Постановление правительства на основании конвенции:

для просмотра ссылки зарегистрируйтесь или войдите

Конвенцию прикрепил - для ознакомления....



Прикрепленный файл - Конвенция ООН по морскому праву
Вячеслав
18 мая 2016 12:55
Участки по вылову лососевых подразделяются на морские и речные. Именно морские участки имеют различные возможные для промысла наиболее эффективные орудия лова (сетевые, ставные , закидные, кольцевые, крестовые и т.д.), для эффективного обеспечения работы на участках применяются малотоннажные суда для обеспечения промысловых работ и транспортировки прорези к месту приемки, при использовании баркасов как правило обьем вылова сокращается в несколько раз и является менее эффективным.
Сухов Вячеслав Юрьевич
18 мая 2016 14:11
Значит все-таки малотоннажные суда не ловят лосося, а используются для обеспечения промысловых работ и буксировки прорезей. В инвестиционном проекте наверное можно закладывать строительство таких судов при создании береговых перерабатывающих предприятий, под квоту поддержки для предприятия, как часть проекта. Однако, как мне представляется, это не совсем то, что подразумевается под выделением "квот под киль". 
Сухов Вячеслав Юрьевич
18 мая 2016 13:08
Конвенцию ООН 1982 года я читал еще до ее подписания. И что такое сидячие виды пока еще помню. 
Вы хотите сказать, что иностранцы все еще имеют право на промысел в центральной части ОМ?  Теоретически - да, но практически это весьма проблематично. С основными варягами удалось справиться еще в начале 2000-х годов. Японцы, корейцы, китайцы и поляки ушли. Полякам обрубили возможности получения снабжения и смены экипажей. Других тоже прижали и договорились выделять квоты на межправительственной основе. Чтобы попасть в анклав, надо пройти через ИЭЗ России. Конечно, право мирного прохода никто не отменял, но в основном никто не хочет лишний раз сложностей. Браконьеры, особенно крабовики под экзотическими флагами, встречаются.

Вячеслав
18 мая 2016 14:15


Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ
"О континентальном шельфе Российской Федерации"

 

Постановление Правительства РФ от 15 августа 2015 г. N 845
"О континентальном шельфе Российской Федерации в Охотском море"


Если эти документы - не указ для практики, то интересно, где возможно ознакомиться с практическими действиями по "прижали и договорились" ?


Сухов Вячеслав Юрьевич
18 мая 2016 14:31
Существуют межправительственные соглашения с этими странами, кроме Польши. Ежегодно проводятся сессии смешанных комиссий, на которых и договариваются. А вот как прижимали, это вопрос другой. Про поляков я вам в общих чертах уже объяснил. По другим странам действовали по разному. Главное было от них добиться согласия на прекращение промысла.

А в перечисленных вами законодательных актах никто не сомневается, Боже упаси.
Вячеслав
18 мая 2016 14:51
После принятия постановления правительства уже почти год тишины по этим соглашениям....
Интересно почему? Вопрос решается только с Японией по лососевым.

Сухов Вячеслав Юрьевич
18 мая 2016 15:07
Что значит год тишины? Там работа ведется на постоянной основе. Поройтесь на сайте Росрыболовства. Смешанные комиссии как заседали, так и заседают. Квоты японцам и корейцам вы думаете где обсуждаются? А по лососям у нас только с Японией. Корейцам лосось никогда и не выделялся.

Вячеслав
18 мая 2016 15:27
Будем наблюдать...  
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>