Почему россияне стали есть меньше рыбы

21 июля 2021 10:01

В российской рыбной отрасли углубляется парадоксальное противоречие. Уловы российских рыбаков остаются высокими, но качество рыбопродукции все меньше устраивает потребителей на внутреннем рынке страны. Это вытекает из недавно опубликованных результатов исследования центра социального проектирования "Платформа", авторы которого попытались найти ответ на вопрос, как увеличить потребление рыбы в России.

Выяснилось, что 56 процентов опрошенных потребителей оценивают качество доступной рыбы как неудовлетворительное, а 46 процентов заявили, что качество рыбы в торговых сетях ухудшается.

- Мы видим, как сжимается внутренний рынок: потребление сократилось на 30 процентов в натуральном выражении, - отметил генеральный директор группы компаний "РОК-1" Александр Старобинский. - В то же время власти заявляют, что потребление за последние семь лет не изменилось. Но по результатам продаж это не так. Проблема сейчас в том, что молодежь не хочет есть рыбу в традиционном виде. И что с этим делать, никто не понимает. Она не стремится готовить, меняются и ее предпочтения. В последние несколько лет Норвегия и другие страны проводят государственную политику популяризации потребления рыбы и вкладывают в это деньги. Это маркетинговые продвижения, реклама, социальные проекты и так далее. Сюда входит поддержка непосредственно добытчиков, переработчиков, сетей и как следствие - увеличение потребления.

Около 15 процентов опрошенных молодых людей практически полностью исключают рыбу из своего рациона. Ее представители объясняют это неприятным вкусом (5 процентов тех, кто практически не потребляет рыбу), отсутствием у них навыков разделки (27 процентов) и отсутствием выбора (15 процентов). Эксперты отмечают, что чем моложе человек, тем ниже у него интерес к продуктам, требующим много времени и усилий на приготовление - таких, как свежая рыба. Это сказывается и на предпочтениях покупателей. Представители торговых сетей отмечают, что запрос смещается в сторону готовых продуктов, полуфабрикатов быстрого приготовления.

Качество рыбы сильно зависит от логистических цепочек, которые необходимо целенаправленно настраивать под потребности внутреннего рынка. Сегодня немалая доля рыбопродукции теряет свою свежесть при транспортировке, отмечает управляющий партнер консалтингового агентства Agro and Food Communications Илья Березнюк. По его словам, большинство перерабатывающих мощностей и известных брендов находятся в центре страны. Именно туда поступает, например, дальневосточное сырье. Чтобы рыба сохраняла свежесть, нужно выдержать определенную производственно-технологическую цепочку.

- Когда траулер приходит в порт, там должны быть мощности по временному хранению при разгрузке с правильным температурным режимом, нужна современная инфраструктура, - подчеркивает эксперт. - У нас где-то одна треть всей продукции, которая поступает на внутренний рынок по этой цепочке транспортировок и хранения, поставляется с нарушениями температурного режима.

Эксперты отмечают, что запрос смещается в сторону готовых продуктов, полуфабрикатов быстрого приготовления

Длинная цепочка от вылова рыбы до ее появления на полках магазинов в упаковке приводит к 2,5-3-кратному росту цены. От вылова до конечного потребителя рыба проходит через руки, как минимум, четырех игроков рынка. Их обособленность друг от друга увеличивает наценку на каждом из этапов.

Особую роль играет ретейл, поскольку он наиболее часто встречается с потребителями рыбы. Поэтому у торговых сетей больше возможности формировать у покупателей здоровые "рыбные" предпочтения. В свою очередь, ретейл выдвигает встречные требования. Это прозрачность поставок и качества товаров, гибкость формата поставок, вариативность, разнообразие продукции, позволяющей привлечь внимание молодого покупателя.

Роман Сычев, руководитель проекта "Рыбные витрины", "ВкусВилл":

- В прошлом году резко вырос евро. И, например, мурманская семга стала дороже, чем поставлялась нам весной и в конце лета. Она выросла в цене достаточно серьезно. Я не вижу причин, с чем связано это подорожание. Очевидно, что производители тоже держат нос по ветру. Они понимают, что, если все брали семгу по 1000 рублей за килограмм, то незачем продавать ее за 700 рублей. Хотя, казалось бы, наша рыба должна быть намного дешевле, поскольку мы не привязаны к валютному курсу и таможенным пошлинам. Но получается, что наши производители руководствуются мировым ценником: в связи с ростом курса подорожала и семга с Фарерских островов.

Читайте также:

  • Как подружить покупателя с рыбойОпросы показывают, что большинство россиян считает рыбу полезным, но слишком дорогим продуктом и не покупает ее так часто, как хотели бы. Можно ли изменить эту ситуацию, обсудили представители отраслевых ассоциаций и предприятий рыбного рынка...
{{countTopicsText}}
Ярослав Мудрый
21 июля 2021 15:11
толкут воду в ступе, а воз и ныне там...
Сухов Вячеслав Юрьевич
22 июля 2021 22:17
Россияне стали меньше есть не только рыбы, но даже моркови и свеклы. 
Зачем выдумывать различные причины и объяснения, стыдливо отворачиваясь от реальной действительности?  
МПО Рыбкооп Сахалинский Стандарт
26 июля 2021 04:31
Правильно КАПИТАЛИЗМ..украли у Людей страну и удивляются,что они стали есть меньше..не на что !!! 
Вадим
23 июля 2021 10:59
Так мы как добытчики в себестоимости очень сильно зависим от курса рубля к $.  Оборудование,  масла,  тарный материал, топливо,  почти 80% себестоимости это импорт товаров и услуг с Азии и Европы.      Думаю, что есть меньше не стали,  но о здоровой еде и рыбе задумываются реже.   К сожалению.
Алёна
23 июля 2021 15:44
Вывод: неправильно воспитываем молодежь, не прививаем правильное меню для питания, кроме других причин.
Сухов Вячеслав Юрьевич
26 июля 2021 18:11
для просмотра ссылки зарегистрируйтесь или войдите

Вася
27 июля 2021 10:11
Молодежь рыбу есть не хочет, а пенсионеры не могут))) Что делать и кто виноват?)))
27 июля 2021 10:20
Молодежи надо больше роллов и суши, а пенсионерам минтаевой лапши на  уши :) Американцы давно производят лапшу из минтая и нам пора для  пропаганды здорового рыбного питания наращивать производство :)
Илья
27 июля 2021 11:18
Если посчитать пивные снеки из путассу и минтая, то потребление рыбы в постСССР окажется впереди планеты всей:)) Думаю, что эта категория рыбных продуктов в подсчетах не учитывается:)) 
Борис
28 июля 2021 10:23
В статье как раз говорится, что надо переходить от филе к готовой или почти готовой продукции. Тогда может быть съедят. Что касается цены, на дорогие смартфоны и семгу деньги есть. 
Илья
28 июля 2021 11:03
Дело же не в переходе на готовую продукцию, а в том как именно считают потребление на душу в год. Рыбу целиком не едят - у нее есть голова, кости и кишки. Учитываю ли снековую продукцию? А сколько остаточная влага во всех этих мозолях минтая, ноздрях угря в перце и полосатых волосатиках - процентов 30%? По идее, тогда потребление снеков при пересчете на сырье - это вес снеков Х3. Учитывают ли сурими? Сурими - это рыбный фарш (в основе) и, по идее, должен быть учтен.


Андрей
28 июля 2021 13:48
Учёт  потребления рыбы по стандартам ФАО ведётся в траловом весе. Именно по перечисленным вами причинам. 
Илья
28 июля 2021 17:25
А импортные снеки и сурими как учитываются? И учитываются ли?
Андрей
29 июля 2021 14:21
Могу только предполагать. Для большинства продуктов пересчитать продукцию в траловый вес легко и просто. 
МПО Рыбкооп Сахалинский Стандарт
28 июля 2021 15:29
У меня нет смартфона и не питаюсь на ДВ семгой..если бы сами не добывали бы рыбу и морепродукты,то тоже бы не видели её..ценой заоблачной..Дык мы мясо не едим..дорого..и противно..
Войтюк Александр Валерьевич
28 июля 2021 18:23
ничего страшного! понастроим краболовов, заводов из г.. и веток и наконец-то заживем! квоты допилим и будет семга по цене путассу! 
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>