Гендиректор компании «А. Эсперсeн. Великий Новгород» рассказал о насыщении рыбной продукцией российского рынка

13 февраля 2019 09:04

Петер Бос родился в Нидерландах, последние 20 лет работает в России и, по его словам, чувствует себя русским. Когда он говорит «мы», «наша страна», он имеет в виду россиян и Россию. Всю свою трудовую карьеру Петер имел отношение к рыбному бизнесу. Сейчас он возглавляет ООО «А. Эсперсeн. Великий Новгород». Это подразделение датской компании Espersen, одного из мировых лидеров по переработке рыбы (среди ее клиентов – McDonald's).

У Петера нетривиальный, «не замыленный» взгляд на ситуацию в рыбной отрасли. Его доклад на XIII Международном конгрессе рыбаков, который состоялся в октябре 2018-го во Владивостоке, стал одним из самых ярких и обсуждаемых. Речь шла о насыщении рыбной продукцией российского рынка.

Журналист попросил Петера вновь вернуться к этой теме и ответить на несколько вопросов.

– Петер, в мире рыбная индустрия имеет две задачи: зарабатывать (часто это значит работать на экспорт) и снабжать отечественные рынки белком. В рыбной отрасли России эти задачи сбалансированы между собой?

– Конечно, компании должны зарабатывать, чтобы платить своим работникам, поставщикам и так далее. Но если фирмы зарегистрированы в определенной стране, используют ее квоту (природные ресурсы принадлежат народу), им следует чувствовать социальную ответственность и делиться с людьми.

Если взглянем на текущую ситуацию на российском рынке рыбы и рыбных продуктов, увидим большое количество продукции низкого качества, которая больше неинтересна международному рынку. К сожалению, в целом речь о продуктах от низкого до очень низкого качества. Продукция высокого или даже среднего сегмента с высокой степенью переработки крайне ограниченно представлена в наших сетевых супермаркетах. Причин здесь несколько. Первая из них – не продажная цена, а маржа, которую накручивают супермаркеты. Это делает рыбную продукцию хорошего качества недоступной для «нормальных» людей. Так что ответ на ваш вопрос: НЕТ, баланса нет никакого.

– Некоторые российские рыбопромышленники считают, что отечественный рынок получает достаточно их продукции, большего количества он не сможет потребить. Вы согласны?

– Этот рынок получает самое дешевое из самого дешевого, то же, что обычно продается в Африку или другие страны третьего мира. Но мы заслуживаем большего и лучшего качества! Мы все еще едим рыбы намного меньше, чем в советские времена. Людям надоело покупать плохо пахнущий и выпотрошенный улов. Именно поэтому многие думают, что эта доля рынка достигла своего предела и не будет расти. Но они не понимают, что покупательский спрос изменился в отношении и качества, и форм переработки (растет спрос на филе и т. д.).

– Вы живете в России и можете оценить ситуацию не только как бизнесмен, но и как потребитель. Лично вас устраивает ассортимент рыбной продукции в местных магазинах, ее качество, цена?

– Абсолютно нет. Становится, мягко говоря, печально при взгляде на ассортимент и качество замороженной рыбной продукции, которая предлагается нам. Высокая цена? Конечно, рыба больше не дешевый белок. Но торговые сети еще устанавливают свою надбавку к высоким ценам, и это делает абсолютно невозможной продажу замороженной рыбной продукции, сделанной из наших природных ресурсов. Это печально.

– Во время конгресса во Владивостоке вы сказали, что увеличение поставок рыбной продукции на отечественный рынок – это, прежде всего, ответственность государства, а не бизнеса. Российское государство справляется с этой задачей?

– Да, я так сказал, но должен быть компромисс между бизнесом и государством на различных уровнях. Когда наша страна распределяет рыбную квоту, легко создать механизм, позволяющий делиться с народом, гарантируя ему долю в природных богатствах, которыми мы как страна располагаем. Звучит немного социалистически, но это чистая социальная ответственность, это общая ответственность рыбного бизнеса.

Нужно одновременно понимать, что мы стали капиталистической страной, свободной во многих отношениях, но ряд социалистических аспектов остался и продолжает оказывать влияние как наследие советских времен. Наш рынок, его структура, то, как мы делаем бизнес, за что мы несем ответственность как производители, – все это еще в развитии, которое требует времени. Но государство, несомненно, должно руководить этим процессом с помощью законов, регламентов и процедур.

В правительстве относительно мало людей, которые мыслят в этом направлении. Большинство заинтересовано только в том, как влиять на бизнес и, возможно, наполнять свои карманы тем или иным способом. Нам очень не хватает прагматичных лидеров в федеральных и региональных органах власти. Хотя есть исключения (например, если вспомнить недавнее предложение сахалинского губернатора). Это создает перспективу.

– По вашим словам, торговые сети заинтересованы только в количестве, но не в качестве. Как это изменить?

– Мы возвращаемся к тому, что должен быть баланс. Должны присутствовать продукты разных ценовых групп различных форм переработки и в свежем виде, и в замороженном. Конечно, обезглавленную и потрошеную рыбу небольших размеров продать проще, чем свежее филе трески. Большинство людей годами не видели продукцию хорошего или отличного качества. Роспотребнадзор бессилен наполнить качественными продуктами полки супермаркетов.

Большинство крупных торговых сетей находятся в сфере влияния правительства. Это влияние должно использоваться в интересах народа, стратегической стабильности в широком смысле. Была бы воля решить проблему, решение бы нашлось.

– Маржа торговых сетей при торговле рыбной продукцией достигает 80 процентов и больше. Эта проблема актуальна только для России?

– Не знаю, является ли это только российской проблемой. Но здесь она гораздо нагляднее, чем в других странах. Как я уже сказал, наш российский рынок все еще в развитии, он еще очень незрелый в разных аспектах. Нам еще предстоит многому научиться на пути от производителя, дистрибьютера до торговой сети. Меры регулирования тоже необходимы. У нас огромная страна с большим количеством вызовов в сфере логистики. Легко критиковать, тяжелее работать над улучшениями. Я верю, что государство и бизнес должны достичь компромисса.

– По мнению некоторых экспертов, рыбаки должны открывать собственные магазины и торговые сети. Мне известно мнение рыболовецких компаний, которые пытаются этим заниматься. Для них это совершенно новый вид бизнеса, который отвлекает от основной работы (рыболовства). Кроме того, розница не покрывает расходы рыбодобывающего предприятия, только опт может это сделать. Вам известны примеры обратного?

– Я согласен с мнением, которое вы привели. Это другая сфера бизнеса. Оставьте ее профессионалам, работающим в рознице. Рыболовецкие компании больше бы выиграли от подписания контрактов на поставки своей высококачественной рыбной и морской продукции с сетевыми супермаркетами (субконтракты с переработчиками потребуются в большинстве случаев). Но по большей части это остается только желанием из-за ограниченных взглядов руководства рыболовных компаний и методов торговых сетей, которые работают только через «своих» поставщиков. Разорвать этот порочный круг тяжело, но можно!

– Считается, что мировой рынок готовой рыбной продукции давно занят. Россия пришла сюда слишком поздно, поэтому ее готовая продукция не пользуется спросом в других странах, они будут покупать у нас только сырец. Вы согласны с этим? Если все так, почему Китай нашел на этом рынке себе нишу? Ведь Россия и Китай стали учиться бизнесу примерно в одно время.

– К сожалению, я склоняюсь к ответу «да». Большинство западных стран заинтересованы только в нашем сырце для дальнейшей переработки. Китай получил свою долю на рынке, потому что у него был доступ к огромному количеству сырья через его покупку у соседей. Кроме того, он располагает большим количеством рабочей силы, которая трудилась за очень низкую плату. Мы должны быть благодарны за то, что наши стандарты уровня жизни выше, чем в таких развивающихся странах. Но это лишает нас возможности сделать нашу переработку дешевле, чем у них. Мы не можем скопировать их успех. Время для этого вышло, поезд ушел. Следующий на очереди – Вьетнам.

Это одна из причин, по которой мы должны учиться перерабатывать нашу рыбу на судах с такой эффективностью, качеством и совершенством, чтобы продукция стала конкурентоспособной на других потребительских рынках. Спасибо, что мы двигаемся в этом направлении. Но нам нужна такая продукция на отечественном рынке тоже!

– Русская рыбопромышленная компания собирается строить на Дальнем Востоке перерабатывающий завод мощностью 25 тысяч тонн рыбной продукции в год. Такие проекты имеют перспективу в России? Смогут ли они конкурировать с заводами соседних стран?

– Я не стану судить о бизнес-планах партнеров и компаний из совершенно других сфер бизнеса. Тем не менее у меня есть сомнения и вопросы. 25 тысяч тонн – это большой объем готовой продукции. Безусловно, она должна представлять огромный ассортимент, рассчитанный на разные рынки, включая российский. Не думаю, что они смогут конкурировать с вьетнамскими заводами, пока используется внутреннее ценообразование (когда владелец сырья передает его переработчику, оплачивая услугу по переработке, а затем возвращает себе продукцию, чтобы продать ее). Эта модель могла бы стать финансово интересной, если бы удалось избавиться от множества лишних звеньев в торговой цепи. Доверие международного рынка – еще одна задача, которую необходимо решать. Это требует времени.

– Какой вид рыбной продукции сегодня пользуется наибольшим спросом в мире и почему? Чего ждет российский потребитель?

– Спрос очень разнообразен. Мы наблюдаем его рост на рыбный белок вообще. Конечно, лидирующие позиции занимают лосось и белая рыба, такая как минтай, треска, сайда и пикша.

Когда рынок развивается и уровень жизни растет, люди меньше обращают внимания на обезглавленную, потрошеную рыбу и другие виды рыбной продукции низкой степени переработки. Спрос растет на филе и полуфабрикаты. Это мировая тенденция. Процесс потребления такой продукции проще, чище, быстрее.

Перед войной Европа ела вяленую и консервированную рыбу, много соленой рыбы. Эти продукты доступны и сегодня, но их доля на рынке сократилась, так как на первый план вышли другие виды продукции.

Я верю, что российские потребители (а я считаю себя одним из них) ждут постоянного присутствия на рынке рыбы и морепродукции высокого качества от признанных производителей, которые обеспечат гарантию на свой товар, прозрачность и стабильность. Это не будет дешево. Но я думаю, большинство потребителей согласны и смогут жить с этим.

Кирилл МАРЕНИН

На фото: На XIII Международном конгрессе рыбаков. В центре — Петер Бос. Справа – президент Ассоциации добытчиков краба ДВ Александр Дупляков. Слева – вице-президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак.

{{countTopicsText}}
Вячеслав
14 февраля 2019 07:08
Все старо как мир - качество поставок на внутр. рынок сравнимы с Африканскими , рыбаки работают только через "своих" поставщиков, сети надо регулировать - порочный круг! 
Утешает лишь то, что его можно разорвать......
Не удивляет, что об этом говорит обрусевший в рыбном бизнесе Датчанин.
Сергей К
14 февраля 2019 14:46
Раз внешние рынки заняты для продукции глубокой переработки, надо всерьёз браться за свой рынок бизнесу вместе с государством. Правда, тогда не решат задачу нацпроекта по увеличению экспорта.
Кулик Роман Петрович
15 февраля 2019 15:35
Экспорт ради экспорта - какой то фетиш.
Александр Макаров
15 февраля 2019 15:47
Тоже не могу понять, почему такая одержимость экспортом. Когда экономика построена прежде всего на экспорте, а не внутреннем спросе, она очень уязвима из-за неподконтрольных внешних условий. Кто-то просветлит непросвещенных? ))
15 февраля 2019 17:17
О каком насыщении рынка Вы говорите?Отрасль не развивается,не ищет пути роста,не исполняет требования Госсовета от 19.10.2015,а вошла в мертвую схватку с корумпированными чиновниками-Госдумы,Совета Федерации,Правительства в части перераспределения-ресурсной ренты. 1.18.01.19-состоялось заседание Совета Федерации.2.5 часа-спикер Совета Федерации-Афанасьева Е.В-поливала благоуханьями и бальзамом-рыбохозяйственный комплекс России.Пришлось ее остудить,согласно для просмотра ссылки зарегистрируйтесь или войдите… 2.28.01.19-Общественный Совет ФАР РФ,просто вытирал ноги о журналиста Эдуарда Петрова.Разве это честно-толпой в количестве 45 чел,избивать одного-за то,что он сказал правду?Пришлось вступить в его защиту. ПОЭТОМУ НЕТ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА В РОССИИ,КАК ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ,А ЕСТЬ ИНТЕРЕСЫ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУП ЛИЦ. С уважением Зуб
Фомин Александр Владимирович
15 февраля 2019 17:50
Петер Бос, хоть и "чувствует себя русским" мыслит совершенно не по русски. Отличительная особенность отечественного бизнеса (за редким исключением) - деньги любой ценой. Отсюда экспорт сырья, отсюда низкое качество рыбопродукции на внутреннем рынке. Государству тоже плевать. Несмотря на многочисленных контролеров существенных изменений в качестве товаров не происходит. На вопрос, кто занимается регулированием рыбного рынка можно перечислить Минсельхоз, Минпромторг, Росрыболовство, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, ФТС, ФНС, Россаккредитация и пр. В итоге все и никто. Полностью согласен с автором, что рыбный рынок (как и все остальные) нуждается в элементах госрегулирования, хотя бы в выстраивании базовых ориентиров развития на перспективу. В настоящее время на внутреннем рынке просто существует дефицит рыбы. Цифры Росстата по душевому потреблению завышены и рассчитаны по живому весу рыбы. Реальное душевое потребление меньше 15 кг/чел/год. Экспорт ежегодно растет, а правительство намерено в ближайшие годы удвоить его по стоимости, что приведет к еще большему дефициту внутреннего рынка, дальнейшему снижению потребления и росту цен. При этом от экспорта государство мало что получает. Пример. В результате импорта 600 тыс. тонн рыбопродукции ФТС (Минфин) ежегодно получает 17 млрд. рублей (НДС и таможенные пошлины). От экспорта 2,1 млн. тонн рыбопродукции не получает ничего. Да и суммарные налоги, собираемые с предприятий, от вылова 5,1 млн. тонн в районе 20 млрд. рублей. То-есть разница на порядок. Конечное необходимо кардинально менять политику управления ресурсами и приоритетом должен стать внутренний рынок. Экспорт может быть сохранен только для валютоемких объектов деликатесной группы (крабы, креветки, ежики, нерка и пр.). При этом 70-80% их стоимости нужно просто изымать в пользу государства (таможенные пошлины или ставки сбора). Что касается экспорта рыбы - для начала нужно хотя бы выровнять экономические условия в виде возврата НДС (при экспорте) и последить за декларированием таможенной стоимости (уж за такую цену, которую рыбаки указывают в экспортных декларациях - на внутреннем рынке эту рыбу у них бы с руками оторвали). Ну и биржи (торговые площадки) для продажи экспортируемых товаров нужно на территории РФ создавать. Хотя по слухам на экспорт скоро "лапу наложат". Как говорится "будем наблюдать" что из этого выйдет :-)

Сухов Вячеслав Юрьевич
15 февраля 2019 18:08
Александр Владимирович, по каким критериям вы делаете вывод о дефиците на внутреннем рынке? Может быть я не туда хожу, но дефицита не замечаю. Другое дело, что цены высокие - практически на уровне мировых, а зарплаты у народа от мировых отстают, мягко говоря.
Фомин Александр Владимирович
15 февраля 2019 18:40
Вячеслав Юрьевич - По "крикам" переработчиков, сидящих без сырья и снижению потребления за последние 5-6 лет (по моим расчетам на 30-35%). Обилие и красота прилавков не показатель. Покупательная способность снизилась, рыба вроде и лежит а купить ее не могут. Помните в начале 90-х, когда на прилавках появилось все, а народ голодал. Кстати за последние три года почти удвоилось потребление дешевой народной рыбы (килька, хамса, салака, мойва). То-есть рыбки хочется и люди покупают наиболее дешевую. Этот объем можно было бы и утроить, но отечественного вылова недостаточно, а импорт дешевого сырья перекрыт. И еще пример, горбуша б/г цена прошлого года -170 руб/кг при вылове 300 тыс. тонн, и 120-130 руб/кг при вылове 600 тыс. тонн (правда там есть нюансы, нормальная горбуша как стоила 170 так и стоит). То-есть, чем больше рыбы на внутреннем рынке - тем ниже цена. При этом никто из рыбаков от снижения цен не пострадал :-) Так что правительству нужно все таки присматривать за рекомендованными нормативами потребления (22 кг/чел/год рыбопродукции - а не рыбы в живом весе). Глядишь и цены так быстро расти не будут.      
15 февраля 2019 18:46
Вячеслав Юрьевич,критерии-отчет Евразийского аквакультурного альянса (во вложении на основании данных ФТС),по 2015 году потребление 11 кг и по 2018 дошло до 9.5 кг (норма потребления порядка 20 кг).Соответственно-объемы реализации на внутренем рынке-не влияют на экономику блока добычи и можно минимальным объемом с ценами,соответствующими экспортному спросу-украшать ветрины магазинов,то есть создавать дефицит по спросу у населения.
Сергей К
18 февраля 2019 09:00
У семи нянек дитя без глазу.
Сухов Вячеслав Юрьевич
15 февраля 2019 18:52
Давайте все-таки определимся, это дефицит рыбы, дефицит спроса, или низкая покупательная способность?

Александр
19 февраля 2019 08:46
А если не разделять эти три посыла,а выстроить в цепочку,где одно "вытекает" из другого,но в несколько ином порядке?
Ника
19 февраля 2019 14:45
Уточните "новый порядок"))
Александр
19 февраля 2019 16:18
Низкая покупательная способность порождает дефицит спроса,который в свою очередь порождает дефицит рыбы (из-за отсутствия спроса рыба вывозится за рубеж в некронтролируемых объёмах).
Ника
20 февраля 2019 16:26
Зрите в корень: дело не в ценах, а в зарплатах. Наш покупатель проигрывает конкуренцию иностранному покупателю.
Александр
21 февраля 2019 08:56
не в тот корень зрите.
Ника
21 февраля 2019 10:09
Просветите))
Александр
21 февраля 2019 13:12
Читайте В.И. Ленина,работа "Что делать?".
Ника
21 февраля 2019 15:05
Читала. Как обеспечить население России рыбой, ничего не нашла))
Александр
21 февраля 2019 15:57
Тогда ждите мемуары господина Шестакова,он расскажет)))
15 февраля 2019 19:38
Из отчета (слайд №4)-это дефицит рыбы.Исходя из цен-это низкая покупательная способность
Александр Макаров
18 февраля 2019 14:25
При дефиците всех видов, в 2018 году по цифрам, рассчитанным Фишнетом по данным таможенных деклараций, резко подскочил импорт готовой и консервированной продукции. По объему - на 26 с лишним процентов до примерно 43 тысяч тонн нетто. По стоимости - более чем на 49% до чуть более 187 миллионов долларов. Кстати, быстро растут поставки консервированных мидий и продукции из угря. Подробнее по импорту готовой продукции здесь https://www.fishnet.ru/issues/import_ready2013/8.html
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>