Экспорт морепродуктов из Норвегии снижается второй месяц подряд
По данным Норвежского совета по морепродуктам, в ноябре Норвегия экспортировала морепродукты на сумму 16,6 млрд норвежских крон. Это на 608 млн норвежских крон, или 4%, меньше, чем за аналогичный месяц прошлого года.
«Это второй месяц подряд, когда экспорт морепродуктов падает в цене по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. В ноябре даже исторически высокие цены не смогли компенсировать снижение объёмов экспорта ряда видов дикой рыбы», — говорит Кристиан Крамер, генеральный директор Норвежского совета по морепродуктам.
Норвежская крона укрепилась по отношению к доллару США и нескольким азиатским валютам по сравнению с ноябрем прошлого года. В результате влияние колебаний валютных курсов за год также снизилось.
«Это означает, что норвежские морепродукты стали дороже для покупки на зарубежных рынках», — поясняет Крамер.
Как и в октябре, в ноябре также наблюдалось резкое снижение объёмов экспорта скумбрии. В прошлом месяце Норвегия экспортировала 21 655 тонн скумбрии. Это самый низкий объем за ноябрь с 2010 года и снижение на 51% по сравнению с ноябрем прошлого года.
«Сокращение квот необходимо для обеспечения устойчивого управления нашими запасами дикой рыбы, но оно также влияет на экспорт морепродуктов. Снижение объёмов вылова способствовало рекордно высоким ценам на скумбрию, сельдь и треску в ноябре», — говорит Крамер.
В ноябре впервые были достигнуты два ценовых уровня:
Экспортная цена за килограмм замороженной цельной трески превысила 100 норвежских крон.
Экспортная цена за килограмм замороженной цельной скумбрии превысила 50 норвежских крон.
«Может показаться заманчивым радоваться таким высоким ценам, но правда в том, что они происходят на фоне сложной ситуации. Норвежской береговой отрасли сложно торговать сырьем и надеяться, что рынок сможет его поглотить. Для покупателей это означает, что им приходится платить больше за рыбу в магазине», — объясняет Кристиан Крамер.
Азия отбирает долю рынка у Европы и США.
Крупнейшими рынками для экспорта норвежских морепродуктов в ноябре были Польша, Дания и США. Наибольший рост стоимости наблюдался в Китае: экспорт увеличился на 196 миллионов норвежских крон, или на 23%, по сравнению с тем же месяцем прошлого года.
«Положительная тенденция на азиатском рынке продолжилась и в ноябре. Китай, Вьетнам, Таиланд и Южная Корея – примеры стран, на которые теперь приходится большая доля общего объёма норвежского экспорта. Это происходит за счёт Европы и США», – говорит Крамер.
В ноябре Норвегия экспортировала рыбу аквакультуры на сумму 12,1 млрд норвежских крон. Это составило 73% от общего объёма экспорта норвежских морепродуктов в прошлом месяце.
«Лосось по-прежнему является движущей силой норвежского экспорта морепродуктов. В условиях смещения торговли в сторону Азии отрадно, что норвежские и китайские власти разработали совместное решение для электронного обмена санитарными сертификатами с Китаем. Это значительно упростит нашу торговлю в будущем», – подчёркивает Кристиан Крамер.
Экспорт морепродуктов в этом году превысил 165 млрд норвежских крон.
С начала года Норвегия экспортировала морепродукты на сумму 165,4 млрд норвежских крон. Это на 5,2 млрд норвежских крон, или на 3%, больше, чем в прошлом году.
В рекордном 2024 году Норвегия экспортировала морепродукты на сумму 175,2 млрд норвежских крон.
Если стоимость экспорта в декабре останется на уровне прошлого года, общий объём экспорта морепродуктов в 2025 году превысит 180 млрд норвежских крон.




















