Европейские производители сурими переживают нелегкие времена
Европейские производители сурими в последнее время испытывают серьезные проблемы и вынуждены диверсифицировать производство. В частности, сейчас они вынуждены оптимизировать затраты, сталкиваясь при этом с сильной конкуренцией за поставки сырья с Японией, а также с давлением со стороны розничных торговцев, не желающих поднимать цены на продукцию.
По оценкам представителей Vičiūnai Group, ситуацию с поставками сырья сейчас можно считать относительно стабильной – небольшое снижение поставок из Азии компенсируется хорошим уровнем поставок продукции из хека и минтая. Однако при этом довольно серьезной проблемой для европейских производителей является укрепление японской иены, учитывая, что японский рынок потребляет около 40 процентов сырья сурими. В частности, японская иена укрепилась с JPY 125 000 за $ 1 в прошлом году до уровня JPY 109 000 за $ 1 в этом году. Это означает, что японская покупательная способность значительно возросла и в долларах они могут платить больше за необходимое им сырье, что оказывает влияние на европейский рынок, пытающийся конкурировать за сырье.
Ситуацию несколько сглаживает то, что в японском спросе не произошло больших изменений – возможный рост составляет порядка двух процентов, но японцы все же имеют преимущество перед своими конкурентами из ЕС при ведении переговоров о закупках сырья сурими. Тем не менее, европейцы пытаются бороться и конкурировать – в частности, Франция сохраняет уровень производства, хотя и не показывает роста, а Испания и Италия показывают небольшой рост, как и некоторые другие второстепенные рынки. Их объемы производства не являются существенными, но если они снизят производство, это отразится и на всем европейском рынке, который немного просядет.
Большой проблемой, стоящей перед европейскими производителями сурими, является ценовое давление со стороны розничной торговли. Ослабление евро по отношению к американскому доллару привело к удорожанию сырья и повышению расходов производителей, однако розничные торговцы держат цены на низком уровне и не хотят закупать продукцию по более высоким ценам.
В этих условиях многие европейские производители сурими начинают задумываться о диверсификации производства по примеру компании Vičiūnai. Выпуск сурими довольно длительное время составлял основу бизнеса Vičiūnai, но после 2008 года компания начала уделять внимание и другим направлениям. В результате, сейчас сурими составляет менее половины производства компании, которая переключилась на выпуск различной продукции с высокой добавленной стоимостью из лосося, креветок, пелагических рыб, икры и т.п.