Как увеличить потребление рыбы в РФ

1 сентября 2023 12:30

Пандемия и санкции стали стресс-тестом, который ускорил назревшие в системе поставок российской рыбопродукции изменения, об этом сказал президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев на круглом столе в ТАСС. Накапливающиеся противоречия неизбежно встряхнули бы рынок в ближайшие 3–5 лет, но все произошло раньше и драматичнее. Герман Зверев перечислил эти противоречия:

  • зависимость потребления исключительно от цены на рыбу и доходов населения.

Потребление рыбы имеет эластичность на уровне коэффициента 2,4%. Это значит, что рост доходов или снижение цены на 1% приводит к увеличению потребления на 2,4%.

Доля рыбы в расходах россиян на продовольствие неизменна в течение 15 лет — 6%:

  • в 2010–2013 гг. доходы росли быстрее, чем цены, и потребление было высоким;

  • в 2015–2016 гг. они снизились, а цены подросли — потребление упало;

  • в 2017–2021 гг. цены и доходы населения двигались параллельными курсами и спрос стал расти. Одно из ярких тому доказательств — резкий рост рыбного импорта: с 655 тыс. тонн в 2020-м и 780 тыс. тонн в 2021-м.

Бюджетный импульс для экономики, который в 2022 году почти достиг ₽7,5 трлн, что на ₽2,5 трлн больше, чем в пандемию, практически не оказал влияния на расширение спроса на внутреннем рынке рыбопродукции: люди иначе распоряжались деньгами;

  • критическая зависимость от четырех рынков: 95% экспортных поставок направлялось в Китай, ЕС, США и Японию.

Эти страны превратили свою зависимость от российских поставок в способ управления ими. На фоне антироссийских санкций США и Япония — важнейшие рынки премиальной продукции — закрылись;

  • архаичная рыбная логистика, которая до сих пор живет за счет советской инфраструктуры.

Холодильные и складские мощности для хранения продукции внутри страны, рефконтейнеры для ее перевозки — это все наследие СССР. Сейчас наблюдается дефицит мощностей.

На фоне санкций совокупные издержки при доставке рыбопродукции (морским и наземным транспортом) приблизились к 80 руб./кг при отпускной цене сельди 70 руб./кг и минтая 95 руб./кг.

По мнению Германа Зверева, для изменения ситуации необходимо расширять группу потребителей, которые эмоционально привязаны к рыбной гастрономии. По терминологии ВЦИОМ это «фанаты» и «эстеты». Пять лет назад они формировали почти половину потребителей рыбопродукции в стране — 44%, а по данным майского исследования — 24%. Всего 9% опрошенных сообщили, что едят рыбу в ресторанах и столовых.

«Это означает, что привычные рецепты, привычные способы подачи, тиражируемые технологии массового общепита не успевают за меняющимися потребностями. И наша задача — искать новые подходы», — резюмировал он.

Источник: ВАРПЭ

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>