Китайские потребители все чаще покупают морепродукты в супермаркетах
Как показывает проведенный специалистами Министерства сельского хозяйства США анализ розничной торговли пищевыми продуктами в КНР, предпочтения китайских потребителей все больше приближаются к развитым странам. Одним из проявлений этого является увеличение числа покупок продуктов питания, в том числе морепродуктов, в крупных супермаркетах, которые считаются более удобными и надежными с точки зрения обеспечения качества продукции.
Традиционные рыбные рынки и частные магазины зачастую реализуют некачественные морепродукты, о чем все чаще стали писать китайские СМИ. Это во многом повлияло на изменение покупательских привычек китайцев, которые стали все чаще предпочитать рынкам и мелким магазинам крупные супермаркеты и каналы электронной торговли. Быстрая урбанизация и увеличение численности среднего класса наряду со стимулированием роста розничной торговли привели также и повышению обеспокоенности потребителей качеством приобретаемой продукции, в связи с чем традиционные рынки начали терять свою долю в общем объеме розничных продаж, тогда как крупные магазины, напротив, увеличили продажи.
При этом супермаркеты, стремясь усилить данную тенденцию, стали стремиться к повышению эффективности своей работы и повышению конкурентоспособности, стремясь к формированию стабильных каналов получения товаров и сокращению цепочки поставщиков. В частности, многие перешли к закупкам морепродуктов непосредственно у производителей либо у импортеров, а наиболее крупные ритейлеры стали практиковать заключение договоров на прямые поставки морепродуктов из-за границы.
Изменение покупательских привычек китайских потребителей соответствующим образом сказалось на корректировке деятельности крупных фирм КНР, занимающихся торговлей морепродуктами. Так, компания Oceanese Foods, занимающаяся продажей импортных морепродуктов (треска, палтус, лосось, снежный краб и холодноводные креветки) перешла от прежней практики поставок продукции на местные рынки и оптово-закупочным фирмам к организации прямых поставок в сетевые супермаркеты и гипермаркеты, а также работе с платформами электронной коммерции. Это позволило компании повысить объем продаж на внутреннем рынке на 30 процентов в год.
По оценкам экспертов, пока изменение покупательских привычек китайцев наиболее ярко проявляется в самых крупных городах, таких как Пекин и Шанхай, однако эта тенденция уже отмечена почти во всех провинциальных центрах. Ожидается, что в ближайшие 10-15 лет розничные продажи морепродуктов через супермаркеты и по каналам электронной торговли будут расти очень быстрыми темпами, чему также будет способствовать прогнозируемое увеличение импорта морепродуктов в КНР.
Источник: Дальневосточный центр региональных исследований