{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

О драйверах и барьерах роста рыбного рынка в России

сегодня 14:41

Российско-индийский бизнес-форум, Нью-Дели, 5 декабря, 2025 года

В выступлении на панельной дискуссии «Расширение поставок продовольственной продукции из Индии на российский рынок: стратегии и перспективы» председатель Рыбного союза, член Правления РСПП Александр Панин оценил ситуацию на российском рынке рыбной продукции и перспективы его развития.

Как отметил Александр Панин, уверенность в устойчивом росте рынка морепродуктов в России обеспечена целым рядом факторов. В России реализуется план мероприятий («дорожная карта») по увеличению внутреннего потребления рыбной продукции.

Потенциал для роста потребительского спроса на морепродукты:

  • По последним опросам, 76% россиян выражают устойчивое желание увеличить потребление рыбы и морепродуктов.
  • Растет и фактический объем потребления рыбной продукции. По официальной статистике, только за последние два года объем потребления вырос на 11% и достиг 24,5 кг на человека в год.
  • При этом доля рыбы и морепродуктов в потребительской корзине россиян составляет лишь 2,1% от среднего продовольственного набора, что ниже потенциала при растущем спросе.
  • Региональное расширение потребления: кроме крупнейших городов России спрос увеличивается в региональных центрах по мере роста доходов и продолжающейся концентрации населения.

Фиксируется рост продаж в основных каналах сбыта – в сегменте ритейла (например, в ТС "Лента" +10%, Х5 Group +35%) и в секторе HoReCa (кафе, рестораны), которые являются важными каналами продвижения.

Глава Рыбного союза обратил внимание, что основным барьером на пути увеличения потребления рыбы и морепродуктов остаются высокая зависимость спроса от цены, необходимость повышения качества продукции и расширения ассортимента.

Индия исторически предлагает конкурентные цены на морепродукты благодаря масштабам производства, технологиям аквакультуры и квалифицированной рабочей силе, а индийская рыбная продукция соответствует международным стандартам и признана на глобальных рынках. Именно поэтому Индия является вторым по объему импорта поставщиком креветки в РФ с долей 23%, уступая лишь Эквадору.

Для выхода на лидирующие позиции необходимо продолжать совместные усилия индийских производителей и российских импортеров в части повышения качества индийской продукции и расширения ассортимента.

Расстояние и география создают дополнительные логистические вызовы. Важнейшим аспектом решения вопроса при поставках рыбной продукции, особенно креветки, остается скорость движения товара и соблюдение холодовой цепи по всей цепочке поставок.

Среди барьеров есть и административные.

Импорт морепродуктов в Россию, помимо стандартных коммерческих и товаротранспортных документов, требует соответствия строгим регуляторным требованиям, установленным Техническими регламентами ЕАЭС.

Процедура допуска производителей для импорта в Российскую Федерацию находится в ведении Россельхознадзора, которая устанавливает процедуру аккредитации иностранных производств.

Но вопрос решается: последние три года растет количество аккредитованных Россельхознадзором индийских предприятий на поставки продукции в РФ.

Источник/фото: Рыбный союз

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>