Перспективы роста экспорта российской рыбы
В российском экспорте АПК рыба и морепродукты играют значимую роль – на третьем месте после зерновой и масложировой продукции.
Президент В.В. Путин поставил задачу к 2030 году увеличить экспорт сельхозпродукции в 1,5 раза по сравнению с показателями 2021 года (Указ Президента РФ от 7 мая 2024 г. № 309). В приоритете – наращивание экспорта конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью. Это заложено в стратегию развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.
На VIII Международном рыбопромышленном форуме участники круглого стола «Развитие экспорта рыбной продукции» обсудили существующие барьеры для наращивания поставок российской рыбы на внешние рынки и необходимые меры государственной поддержки, возможности роста и структурные изменения рыбного экспорта.
Увеличение экспортной выручки возможно за счёт развития переработки и повышения доли товаров с высокой добавленной стоимостью. При этом важно расширять географию поставок — сейчас в фокусе рынки стран Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока. Нам удалось диверсифицироваться и адаптировать логистические цепочки, - отметил заместитель руководителя Росрыболовства Андрей Яковлев.
Актуальные факты:
- В 2025 году экспорт рыбной продукции из России увеличился на 10% (в денежном выражении) по сравнению с 2024 годом.
- Динамика роста выручки по категориям в 2025 году: живая рыба +114%, мороженая рыба +18%, рыбное филе +14% (к показателям 2024 года).
- Основные рынки: Китай (около 50%), Южная Корея (27%). Возобновлены поставки краба (охлажденного и замороженного) в Тунис и Таиланд, растут объёмы поставок в Китай. Среди перспективных рынков выделяются Бразилия, Нигерия и ОАЭ.
Для эффективного развития отрасли необходимо активно адаптироваться к долгосрочным мировым трендам. В числе ключевых задач — создание современной переработки внутри страны, модернизация логистической инфраструктуры и реализация стратегии многовекторного экспорта.

Источник: Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство)




















