Россияне стали экономить на покупках в магазинах
Потребительская активность россиян снижается и меняет рынок.
Россияне продолжают меньше тратить и больше сберегать. По данным АКОРТ, активнее всего этот тренд отражается на непродовольственных товарах, а вот в качественном питании потребители себе отказывать не готовы.
Потребители стали экономнее
Темпы роста расходов россиян в магазинах с начала года снизились вдвое, до 6% к концу июля, сообщает Совкомбанк. Тренд сохранился и осенью – в сентябре больше половины жителей страны предпочли откладывать деньги, отмечает Центробанк. Эти данные коррелируют с общей динамикой торговли в стране, говорит председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов:
«В этом году темпы роста потребительского спроса существенно замедлились по сравнению с предыдущими двумя годами. По данным Росстата, за восемь месяцев текущего года розничный товарооборот вырос на 2,2% - это в 4 раза ниже, чем год назад».
На продуктах россияне экономят реже
Заметнее замедлился спрос на непродовольственные товары, объясняет Станислав Богданов.
«Согласно Росстату, розничный оборот в этом сегменте в январе-августе 2025 года вырос на 2%, это почти в 6 раз ниже, чем год назад (+10,8%). Высокие ставки по кредитам снизили доступность крупных покупок - квартир, мебели, дорогостоящей техники. Из-за охлаждения потребительского спроса в первом полугодии 2025 года по сравнению с январем-июнем 2024 года снижение продаж смартфонов на рынке РФ составило -22%, ноутбуков в РФ -19%, а телевизоров - 10%».
А вот в гастрономических удовольствиях и качественном питании потребители не готовы себе отказывать. По данным АКОРТ, продажи продуктов питания растут как в денежном, так и в натуральном выражении.
«Драйверы роста продаж в магазинах формата у дома, супермаркетах и гипермаркетах — готовая еда, категории свежих фруктов и овощей, товары для здорового образа жизни. За последний год в пределах 1 процентного пункта выросла и доля СТМ в объеме продаж крупных торговых сетей, до 22-23%. Наиболее активно растет спрос на собственные марки сетей в жестких дискаунтерах, где на СТМ приходится значительная часть ассортимента. Однако говорить о том, что потребители переходят на СТМ ради экономии не совсем корректно - собственные бренды активно развиваются во всех ценовых сегментах, интерес потребителей к ним растет на фоне роста доверия к сетям», – пояснил глава АКОРТ.
Осознанное потребление меняет ритейл
Сберегательная модель потребительского поведения однозначно влияет на весь розничный рынок в этом году, рассказывает Станислав Богданов. Растут продажи в дискаунтерах, и потребители относятся к покупкам более внимательно. Магазины становятся компактнее и рационализируют ассортимент, добавляет X5.
«Мы видим, что потребители стали тратить больше времени на онлайн-покупки, изучение отзывов о товарах, сравнение, то есть делать меньше спонтанных приобретений и больше – осознанных», – отметил глава АКОРТ.
Источник: АКОРТ




















