Рыбаки строят планы свержения «китайского ига»

10 февраля 2021 10:27

Дальневосточные рыбаки не видят быстрых перспектив разрешения проблем доставки минтаевой продукции в Китай и вместе с государством ищут пути стратегического развития отрасли, чтобы исключить повторение ситуации, сообщает Fishnet.ru.

9 февраля во Владивостоке под руководством вице-премьера - полпреда Президента по Дальнему Востоку Трутнева состоялось совещание всех, кто связан с добычей, переработкой, хранением, транспортировкой улова. Разные участники поднимали разные темы, общий лейтмотив встречи был «китайцы делают, что хотят и не дают разумных объяснений своим действиям». На совещании не получилось найти быстрое решение возникших проблем.

  • Обращения российских властей к китайской стороне по поводу поставок российской рыбопродукции пока в основном остались без ответа, сообщил вице-премьер - полпред президента Юрий Трутнев. Собственно, претензия китайских властей давно известна – наличие следов вируса на упаковке. Российские (и не только) вирусологи отрицают возможность столь долгого выживания вируса на морозе, китайские врачи регулярно находят тех, кто, якобы, заразился таким образом. Ожидать, что китайцы признают свою неправоту – как минимум, наивно. К тому же, 12 февраля – Новый год по лунному календарю, страна вымирает минимум на пару недель, а официальные органы не работают с 11 по 17 включительно.

  • В качестве меры спасения было в очередной раз предложено поставлять продукцию на новые рынки или на временное хранение в другие страны кроме Китая и Кореи. Чтобы облегчить это Ассоциация добытчиков минтая предложила Россельхознадзору рассмотреть возможность оформления сертификатов здоровья на партии сразу из нескольких контейнеров. Представитель РСХН не возражал на уровне идеи, но заметил, что эту инициативу надо бы согласовать с властями стран-получателей продукции.

  • Остальное обсуждение касалось более отдаленного будущего, в первую очередь - мер по развитию собственной береговой рыбопереработки. Необходимо добиваться, чтобы не быть полностью зависимыми от зарубежной стороны, подчеркнул вице-премьер - полпред. Нужно развивать возможности переработки в России, поставки продукции на внешние рынки

  • В итоговый протокол совещания включили задачу о проработке «Рыбных интервенций». Пока обсуждается закупка 100 - 120 тысяч тонн минтая, но будет обсуждаться и другая рыба, например, путассу или сельдь иваси. При этом сделано странное заявление о том, что если механизм рыбных интервенций не будет готов в скором времени (а такие вещи за пару недель обычно не делаются) и вылов минтая в нынешнюю путину придется сократить, то это все равно хорошо, поскольку дает рыбакам надежду на то, что в следующий сезон они наверстают упущенное. Имеется в виду, что надежда скомпенсирует финансовые потери.

  • За неделю должен быть разработан комплекс мер поддержки, для того чтобы можно было как можно быстрее построить в России рыбоперерабатывающие заводы. Эти меры должны позволить через полтора - максимум два года полностью закрыть на Дальнем Востоке потребность в переработке. Называлось, что для того, чтобы полностью компенсировать китайскую переработку требуются заводы, способные в сумме переработать 180 тыс. тонн минтая БГ в год. Почему именно 180, а не миллион, традиционно экспортируемый в Китай ежегодно, не объявлялось. Принимая во внимание сложность согласований, весьма вероятно, что на самом деле документ проходит последние этапы перед подписанием.

  • Для строительства новых береговых заводов будет использоваться программа инвестквот. Не было сказано, вызовет ли это дополнительный отъем квот. Никто не высказал вслух негатива по этому поводу, но со стороны некоторых переработчиков прозвучал определенный скептицизм относительно эффективности береговых заводов.

  • Руководитель Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев, объединяющей пока только компании группы РРПК, заявил о необходимости развития судовой переработки, сказав, что морская переработка эффективнее. «Считаем, что особое внимание следует уделить развитию переработки непосредственно в море. Филе однократной морской заморозки пользуется устойчивым высоким спросом, как за рубежом, так и внутри страны. Береговое производство предполагает дополнительные циклы разморозки и повторной заморозки, что делает его менее эффективным по сравнению с морским», - сообщил А. Осинцев.

  • Глава «Доброфлота» Александр Ефремов попросил облегчить привлечение иностранной рабочей силы, чем вызвал гнев Юрия Трутнева, который ранее выступал за предоставление преференций компаниям в ДФО, которые привлекают граждан РФ, а за иностранную рабочую силу надо платить, так называемый, «акциз Трутнева». Между тем, дефицит рабочей силы на береговых заводах есть уже сейчас, и кому, как не Ефремову, запустившему такой завод, это понимать лучше других.

  • Как известно, в январе ВАРПЭ направила помощнику президента Максиму Орешкину свое видение развития отрасли. В документе прозвучало, что главной задачей члены ВАРПЭ считают развитие береговой переработки и строительство мало и среднетоннажного флота. «Инвестиционные квоты должны работать на социально-экономическое развитие прибрежных регионов, а не на повышение капитализации отдельных рыбопромышленных компаний». Фактически это не относится к заводам РРПК и Доброфлота, находящимся в тысячах километров от основных районов промысла. Проблемы заводов на Камчатке – Сахалине – Курилах на совещании не прозвучали.

Не успело завершиться совещание, посвящённое сложностям с экспортом российской рыбы в Китай, как назрела необходимость провести совещание по трудностям с доставкой в Южную Корею. Сейчас ожидание в Пусане может превышать месяц. Склады заполнены.

Однако, как корейские, так и китайские источники настаивают на том, что после 17 февраля все наладится как в Корее, так и в Циндао/Даляне. Если это будет правдой, получится, что российским рыбакам продемонстрировали, кто на самом деле управляет промыслом на Дальневосточном бассейне.

Источник: © Fishnet.ru 

{{countTopicsText}}
Александр Макаров
10 февраля 2021 15:29
Осознание избыточной зависимости от китайских заводов уже половина пути к выздоровлению от сырьевой болезни. Почему действительно 180 тысяч тонн по переработке на берегу? И сколько сможет переработать новый флот в море при наличии сбыта?



Андрей
11 февраля 2021 08:55
Как справедливо сказал на другом совещании представитель РРПК, ситуация вскрыла критическую зависимость отрасли от Китая.  Что они там хотят, то и делают.  И не интересны им ни русские поставщики, ни евро-американские потребители.  Важно показать, кто теперь в доме хозяин.
Александр Макаров
16 февраля 2021 23:07
Кстати, сейчас критики концепции РРПК (экспорт продукции морской глубокой переработки ) продвигают идею, что надо перерабатывать минтай на берегу по китайской модели. Это даст больше рабочих мест и будет способствовать развитию логистической инфраструктуры. (Строить заводы, накапливать сырье на холодильниках для круглогодичной работы, развивать перевозки и тд). Со сбытом на экспорт  береговой продукции проблем нет, Китай освободил место (утверждается).
Но береговым заводам пока дают мало квот, и если РРПК добьется своего, то под корабли дадут еще больше.
Так какой путь лучше для РФ?



L.A.
18 февраля 2021 06:51
Проблема в том, что война не ведётся до конца, а раз она не ведётся до конца, то победы чего то над чем то мы врят ли дождёмся. Сейчас, я имею ввиду глобальный план, а не частный, в интересах каких то компаний или одной компании. Экспорт продукции глубокой переработки- хорошо, но для потребителя, внутри страны, такая продукции становиться с каждым годом всё более и более неподъёмна. Вполне логично, что качественная/дикая рыба, да ещё и хорошо переработанная в морских условиях не всем по карману. Плюс падение доходов населения. Встает вопрос как и чем тогда насыщать рынок, что бы нация была здорова, планы по нормам потребления на душу были выполнены. Нужен какой то определённый баланс, но пока его нет и сражение за все остальные стороны, кроме частно- капиталистической, никто не собирается вести, доказывая,обосновывая, внедряя и доводя до разумного завершения. Если китай, освободил место для переработки, ибо с каждым годом показатели по средней заработной плате у него растут и оставаться сырьевым переработчиком ему не нужно и невыгодно, то почему бы нам не занять это место. Только вот вопрос- кто будет работать на фабриках, по расценкам ещё "тех" китайцев 10-15 летней давности, у нас в России?. Сомневаюсь, что будут так же эффективно работать наши соотечественники, равно как и граждане ближнего зарубежья -узбекистана, таджикистана и т.д. Работать мойщиком на мойке или парковщиком им проще и удобнее, нежели стоять по 6-8 часов на фабрике перебирая филе. Если повышать заработную плату на берегу, тем самым стимулируя желание работать, то накладные расходы, добавленные к доставке, дефросту и хранению вырастают ещё существеннее. Прибыль падает, что заставляет задуматься обо всей этой "эффективности". Сюда же добавляем совершенно немалые тарифы на электроэнергию, воду и водоотведение, аренду земельных участков и т.д. Я выше сказал, что нужна борьба за все стороны. Так вот если фабрики нужны, что бы не только перерабатывать в ноль или минус, но и давать плюс и давать рабочие места не в ущерб заработку, то должны быть урегулированы условия по более приемлемым тарифам на тот же газ, электричество, воду и т.д. Я построил завод и хочу что бы электричество было дешевле, а совет директоров сбытовой организации, тарифы у которой заложены в бюджеты на пару лет вперёд, этого никак не хочет.. и как тогда быть. На судне же свой свет, своя вода, свой пар..Это ведь простая экономика. Государственные планы хорошо. Но за них толком никто не отвечает. Бала задача "построить" или "поспособствовать" постройке холодильных мощностей. Но она не выполнена. И что более всего удручает что нет и чётких планов когда это всё будет выполнено, внедрено и построено. Какой путь лучше для РФ?. Путей много. Судовые фабрики- хорошо, с точки зрения экономики, экологичности/свежести продукта, загруженности судостроителей. Береговые фабрики тоже хорошо, но это хорошо должно быть доработано и сбалансировано. Если нет сырья, то на чём работать, что производить, чем платить. Если сырье есть, как его вывезти с района промысла, через какие портовые мощности сделать перевалку. Это всё набившие оскомину вещи, но кто то должен их курировать и доводить до конца. Если мне не изменяет память, одна компания, из кореи, хотела построить холодильник во Владивостоке. Так замучились три года по кабинетам ходить, чиновники пинали туда и сюда. В итоге ничего не построено. Вопрос- то ли не надо мужам государственным это, то ли владельцы уже существующих холодильников не захотели видеть конкурентов на своём поле и включили вполне себе капиталистические механизмы противодействия в виде лобби. Но и это нормально, с точки зрения бизнеса, но с точки зрения государственных задач критично. Все пути хороши. Но не все способны их пройти до конца. Если кто то займет эту нишу и будет клепать в море продукцию на судовых фабриках- почему бы нет. ..... "Но береговым заводам пока дают мало квот"... много это сколько для счастья? Дать без плана сбыта? Смысл? Между тем ВСЕМ дать много квот не получится. Тогда есть ли смысл раздавать всем по чуть чуть, когда можно дать немногим по многу. Другое дело кто, как и с каким усердием за что бьется. Кто бьется достойно тот и добивается результатов., а кто то просто сидит у берега моря, у корыта разбитого, и ждёт свою золотую рыбку закидывая письма, мол не дадите квот регионы загнуться. Ну всем же понятно что бы корыто не было разбито золотая рыбка не нужна..
Андрей
19 февраля 2021 08:12
несколько разных комментариев по разным вопросам
1. бедное население не может купить филе...  В рознице минтай БГ примерно вдвое дешевле, чем филе.  А выход филе из БГ в неумелых руках 58%.  почти то на то и выходит.  В расчете на месячное потребление разница не достойна обсуждения.
2. Про падение располагаемых доходов населения - мантра популярная, но скучная.  Это вы с каким годом сравниваете?  Мои наблюдения говорят об обратном почти за любой период.  Госкомстату верю слабо
3. на судне дорогущее электричество, дорогущая пресная вода и дорогущий пар.  Даже морская вода не бесплатная, ее надо прокачать и обеззаразить.  Это, конечно, никак не отменяет необходимости считать экономику.
4. Экономически береговые фабрики хуже судовых, на этот счет нет никаких разногласий ни в одной стране.  Повсюду это - социальная поддержка прибрежного населения.  В этом смысле строительство завода во Владивостоке (например) с узбекскими (например) работниками - поддержка кого?
5. "одна компания из кореи хотела построить холодильник во Владивостоке" - уже и не одна :-(
Александр Макаров
2 марта 2021 14:18
Цитата: " Экономически береговые фабрики хуже судовых, на этот счет нет никаких разногласий ни в одной стране."

 Насколько я помню, например, в Исландии при близости районов промысла к берегу, наоборот поменяли морозильные траулеры на свежьевые с переработкой улова на береговых заводов. Они считают, что так выгоднее, в частности можно перерабатывать треску более эффективно (лоинсы и тд).  Плюс у них много продукции экспортируется  в охлажденном виде.

Как я понимаю, на ДВ это не подходит. Но возможно есть исключения. Так, Петр Савчук на недавнем совещании говорил, что на Камчатке расстояние до районов  промысла тоже позволяет привозить охлажденку на береговые заводы. И в этом случае экономика будет хуже, чем при переработке в море?



Александр Макаров
18 февраля 2021 08:59
Что касается бедного населения, это справедливо. Интересные факты: атлантическая сельдь нр значительно дороже минтая БГ, охотоморская 300+ практически равна по цене минтаю БГ 25+. Тем не менее, сельдь, и продукция из нее, кажется, более популярна у потребителя, чем минтай.
Вдруг обратил внимание, что, при такой сопоставимости цен, блочное филе минтая стоит 200-210 руб в опте у производителей, а филе сельди охотоморской 113-115 руб борт. Видимо, филе минтая более трудоемкое? Или это спрос за рубежом?
Что касается переработки, можно совмещать морскую и береговую. НБАМР когда-то пилил блоки на берегу на палочки, но тогда сбыта не было. Сейчас такой фасованный удобный для потребителя продукт можно в сети влить, и он найдет потребителя. Из сельди большое разнообразие продукции, из минтая маленькое((. 


Андрей
19 февраля 2021 07:50
бывшая БАМРовская фабрика все еще работает у новых хозяев, но лично мне кажется, что продукты стали менее вкусными
Александр Макаров
19 февраля 2021 09:06
Посмотрел в интернете: предлагаются палочки двух-трех производителей. В магазинах Вкусвилл предлагаются панированные палочки из филе минтая по 174 руб за 300 г, отзывы положительные. (Упаковано под маркой Вкусвилл). В супермаркете Мираторг панированные палочки из филе минтая 179,9 руб за 250 г, производство Эсперсен. На Деликатеска.ру неизвестного производителя по 490 руб за пакет один кг, но добавлен некий льезон в непонятном количестве. В регионах в розницу торгуют также кустарно разрезанными на большие брикеты блоками. Видимо, продукт не доведен достаточно широко до потребителя в удобной форме. Хлеб и тот, преимущественно, нарезанный повсюду продается.
Андрей
3 марта 2021 02:27
палочки пилить - это вам не блоки на кубики резать.  Там требуется высокая точность, чтобы палочки были одинаковыми.  Оборудование высокоточное и дорогое.
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>