Рыбная продукция стремительно дорожает
А цены на атлантический лосось и вовсе превращают его в недоступный для многих россиян деликатес.
Что происходит с ценами на рыбу
Аналитическая компания NTech проследила, как менялась стоимость красной рыбы в России с 2023-го по I квартал 2025 года. За 2,5 года цены выросли: на слабосоленую рыбу в среднем на 22,3 %, на замороженную рыбу – на 35,76 % и на охлажденную – на 18,31 %.
Например, в петербургском магазине «Ашан» 200 грамм форели в конце октября 2025 года по акции стоит порядка 500 рублей. Без акции цена за те же 200 грамм форели доходит почти до 681 рубля (3405 рублей за килограмм). 300 грамм семги стоят почти 1000 рублей.
ФАС в апреле 2025 года обратило внимание на аномалии с ценами на рыбу. Оно выявило значительное влияние посредников на ценообразование продукции, которая в результате движения до прилавка может подорожать в 2–3,5 раза. Проанализировав ценовую структуру наиболее популярных видов рыбы – минтая, трески, пикши, сельди, горбуши, в ведомстве сделали вывод, что наибольший вклад в формирование конечной стоимости рыбы вносят посредники между рыбодобытчиками и торговыми сетями. Такая цепочка может включать до шести посредников, а их наценка может составлять от 5 до 50 %.
В пресс-службе ФАС отчитались, что направили запросы в 37 рыбодобывающих организаций, которые осуществляют добычу водных биологических ресурсов: горбуши, минтая, трески, пикши, сельди тихоокеанской.
В настоящее время ФАС России анализирует информацию о первичной переработке и покупателях, данные об объемах реализуемой продукции, о фактических объемах добычи и производства, реализации и структуре себестоимости рыбной продукции. При наличии оснований служба примет меры антимонопольного реагирования.
Об одной из финансовых составляющих стоимости рыбы рассказал глава Росрыболовства Илья Шестаков. Выступая перед главой государства 29 октября 2025 года, он отметил, что довезти килограмм рыбы из Владивостока в Москву по железной дороге сейчас стоит 32 рубля. Он добавил, что в среднем такая стоимость была в 2023 и в 2024 годах.
Одна из причин высокой стоимости рыбы – экспорт, считают ряд опрошенных экспертов. Производители, получая возможность реализовывать продукцию на внешних рынках по более высоким ценам, естественным образом сокращают предложение для внутреннего потребления.
Экспортная выручка формируется в иностранной валюте, а колебания курса рубля непосредственно влияют на экономическую целесообразность поставок на внутренний рынок. Ослабление национальной валюты делает экспорт еще более привлекательным для производителей, одновременно повышая альтернативную стоимость продаж внутри страны и стимулируя рост внутренних цен до уровня экспортного паритета. Результатом такой ситуации является формирование искусственного дефицита и поддержания высокого уровня розничных цен даже в регионах непосредственной добычи. Мурманская область, несмотря на статус ведущего рыбопромыслового региона, сталкивается с теми же ценовыми проблемами, что и удаленные от морских границ территории.
Некоторые эксперты считают основной причиной высокой стоимости рыбы коллапс логистической системы. С этим, к слову, также связано увеличение объема рыбы на экспорт. Оказалось, что везти рыбу в Японию, Китай и Корею бизнесу быстрее и выгоднее, чем преодолевать тысячи километров по России. По данным Росстата, только за восемь месяцев 2025 года экспорт в Японию вырос на 15 %, достигнув 82 тысяч тонн и суммы 606 млн долларов, а поставки нерки и вовсе удвоились в объеме и утроились в денежном выражении.
Льготный тариф на железнодорожные перевозки, который хоть как-то сдерживал транспортные расходы, был исчерпан к концу февраля. Лимит в 70 тысяч тонн, установленный государством, оказался недостаточным для потребностей страны. В результате себестоимость доставки килограмма рыбы из Дальневосточного региона в Центральную Россию выросла в разы, что автоматически конвертируется в конечную цену для потребителя.
Специалист рыбопромышленной отрасли также согласился, что добытчикам выгоднее рыбу экспортировать. Однако на стоимость продукции влияет еще ряд факторов: цены на горючее, ремонт техники, повышение стоимости энергоресурсов, а также нехватка кадров.
Молодежь, хоть и идет в отрасль, но старается остаться на берегу. Деньги те же, а сложностей и рисков меньше, чем в море. Для привлечения специалистов необходима новая программа государственной поддержки: обеспечение жильем, медицинские страховки, увеличенный фонд заработной платы.
Также эксперт посетовал и на то, что льготы на железнодорожную перевозку замороженной рыбы заканчиваются очень быстро, а без них транспортные расходы заметно увеличиваются.
Это сразу же сказывается на цене. Пиковая нагрузка на транспорт (лето-осень) совпадает со временем путины. Возникает дефицит вагонов и контейнеров.
Куда уходит рыба
Экспорт рыбы растет. Так, по итогам 2025 года он поднимется на 5 %. Но это в весе. В деньгах же продавать за рубеж стало выгоднее на 15 %. Таким образом, выручка от экспорта составит 6,45 млрд долларов. Об этом сообщил глава Росрыболовства Илья Шестаков. Через пять лет, к 2030 году, запланировано, что экспорт должен достичь 7–8 млрд долларов, отметили в Росрыболовстве.
Рыбу и рыбную продукцию российского производства закупают порядка 90 стран. Основные покупатели: Китай, Республика Корея, Нидерланды, Норвегия, ОАЭ. Есть перспективы роста поставок, в том числе в дружественные страны Латинской Америки, Африки, Азии и Ближнего Востока.
Как менялись объемы добычи и производства лососевых
К 6 октября 2025 года было выловлено 334,9 тысячи тонн тихоокеанских лососей (за аналогичный период 2024 года – 230,4 тысячи тонн).
В результате контрсанкционных мер объем отечественного производства лосося за десять лет вырос с 45,3 тысячи тонн (2014 год) до более чем 146 тысячи тонн (2024 год).
В сентябре 2022 года в России утверждена Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации до 2030 года. Она предусматривает поддержку при строительстве новых заводов по производству рыбных кормов и питомников по выращиванию рыбопосадочного материала ценных видов рыб.
До 2030 года запланировано ввести в эксплуатацию десять объектов по производству рыбных кормов в восьми регионах страны. До 2032 года отраслевым бизнес-сообществом запланировано к реализации 15 проектов по строительству и модернизации питомников по производству посадочного материала лососевых рыб общей мощностью порядка 160 млн штук в год, из числа которых в 2024 году реализованы четыре проекта (в Краснодарском крае, Республике Карелия, Ленинградской области и Республике Крым).
Однако увеличение производства не делает эту рыбу доступнее. Как объяснил председатель совета директоров компании по реализации транспортных проектов, этому есть ряд причин: выросли цены на мальки, на энергоресурсы, ветеринарные препараты.
Также возникают логистические издержки, а кроме того, стало намного дороже обслуживать займы и кредиты.
Источник/инфографика: fedpress.ru (в сокращении)




















