Ситуация на рынке минтая характеризуется проявлением тенденции к обострению конкуренции
Ситуация на рынке минтая в последнее время характеризуется проявлением тенденции к обострению конкуренции ведущих производителей в лице США и России за ключевые рынки сбыта своей продукции.
Как отмечается в подготовленном Дальневосточным центром региональных исследований новом обзоре о ситуации на рынке минтая, изменение структуры производства минтаевой продукции российскими компаниями, постепенно увеличивающими выпуск продукции в добавленной стоимостью и при этом строящими планы по обновлению как промыслового флота, так и береговой инфраструктуры, вызывает обеспокоенность у представителей минтаевой отрасли США, испытывающих проблемы в связи со снижением объемов продаж и доходов от экспорта.
Согласно последним данным, опубликованным Национальной службой морского рыболовства США (NMFS), общий объем американского экспорта минтая за первые девять месяцев текущего года немного снизился, несмотря на небольшое увеличение объемов экспорта сурими. В период с января по сентябрь 2016 года Соединенные Штаты экспортировали 320 880 тонн минтая на сумму $ 851.5 млн (€ 770 млн), что меньше показателей аналогичного периода прошлого года на 1.4 процента в объеме и на 6.4 процента в стоимостном выражении.
Наибольшее снижение показали продажи замороженной икры и неразделанного замороженного минтая. Экспорт замороженной икры упал на 32 процента в объеме и на 28.5 процента в стоимости до 13 639 тонн на сумму $ 107.6 млн (€ 96.8 млн), по сравнению с 20 089 тоннами на сумму $ 150.6 млн (€ 135.7 млн), экспортированными за тот же период в прошлом году. Экспорт неразделанного замороженного минтая сократился на 18.6 процента в объеме – с прошлогодних 39 971 тонны до 32 520 тонн в этом году, а его стоимость упала на 19 процентов – с $ 81.4 млн (€ 73.3 млн) до $ 65.9 млн (€ 59,7 млн).
На общем фоне единственным «светлым пятном» остаются продажи сурими, которые продолжают показывать небольшой, но стабильный рост. С января по сентябрь 2016 года американский экспорт минтаевого сурими составил 161 910 тонн на сумму $ 383.6 млн (€ 346 млн), увеличившись на 4.7 процента в объеме и на 3.7 процента в стоимости, по сравнению с показателями первых девяти месяцев прошлого года, составлявших 154 598 тонн на сумму $ 369.6 млн (€ 334.9 млн). Американский экспорт замороженного филе минтая также немного вырос в объеме, увеличившись на 1,2 процента до 105 371 тонны. Однако в стоимостном выражении экспорт этой продукции снизился на 4.7 процента до $ 277 млн (€ 250 млн).
На состоявшемся недавно ежегодном собрании Alaska Seafood Marking Institute американские специалисты не скрывали своей озабоченности ситуацией в минтаевой отрасли, назвав ее состояние «депрессивным». В числе главных причин были названы низкие цены на минтаевую продукцию на мировом рынке, способствующие росту нераспроданных запасов, а также растущая конкуренция со стороны российских производителей.
Цены на минтай стагнируют на низком уровне в течение длительного периода времени, а кризис с гонконгским конгломератом Pacific Andes International Holdings еще более осложнил ситуацию. По состоянию на 20 октября 2016 г, цены на бескостное блочное филе минтая (РВО) составили от $ 2700 до $ 2 900 за тонну. Филе РВО морской заморозки при этом торговалось практически в том же диапазоне - в пределах от $ 2 750 до $ 2900 / т. В то же время, цены на блочное филе двойной заморозки, изготовленное из российского H&G минтая в КНР, были на уровне $ 2 350 - $ 2500 за тонну.
По оценке аналитиков McDowell Group, проблему низких цен на минтай невозможно решить, если не повысить спрос на минтаевую продукцию, увеличив как ее ассортимент, так и число потребителей. В этой связи специалисты Alaska Seafood Marking Institute решили сделать ставку на активизации продвижения минтая на действующих рынках и поиске новых рынков сбыта, использовав опыт, наработанный в ходе проведения кампаний по продвижению дикого лосося. Отдельным направлением работы должна стать разработка новых видов продукции. В частности, планируется создание на основе минтая протеинового порошка, что позволит производителям минтая выйти на рынок пищевых добавок и откроет новые значительные возможности для повышения эффективности работы отрасли.




















