Топ-5 видов импортной рыбной продукции на российском рынке (аналитическая справка)

23 ноября 2023 14:27

За 10 месяцев 2023 года импорт рыбной продукции на российский рынок достиг 465 тыс. тонн на сумму 1,9 млрд долларов. В весе импорт на 26% превышает показатели за аналогичный период в 2022 году, а в деньгах — на 15%, подсчитал Аналитический центр Рыбного союза. Такая динамика объясняется преимущественно эффектом низкой базы весны прошлого года.

При этом сравнение импорта за последние три месяца (август-октябрь) с аналогичным периодом 2022 года дает иную картину. Так, в весе импорт не изменился, но ввозимая продукция «подешевела» в долларах — ее общая стоимость снизилась на 18%.

Резко отличаются объемы импорта за последний месяц: в октябре 2023 года ввезли на 29% меньше продукции в весе и на 41% меньше в стоимости (в иностранной валюте). Причина − рост курса доллара, который постепенно переносится в цены на полках магазинов.

Топ-5 видов импортной рыбной продукции

1. В 2023 году лидирует мороженая скумбрия (в 2022 году она была на шестом месте), на которую приходится 9% в весе поставок за 10 месяцев и 13% − в октябре. В долларовой стоимости доля скумбрии также растет: с начала года она составила 4%, в октябре − 6%. При этом объем поставок снижался в каждом месяце, начиная с августа (в 2022 и 2021 году динамика в этот период была прямо противоположной). При этом 82% приходится на атлантическую скумбрию, которую поставляют с Фарерских островов (в 2022 году на нее приходилось только 59% из-за перебоев с поставками). Остальное − тихоокеанская скумбрия из Китая, Кореи и Эквадора.

2. На втором месте — сурими (в 2022 году оно было на первом месте по объему), доля которого в поставках остается стабильной в весе (9-10% в 2022 и 2023 годах), но снижается в долларовой стоимости — с 6-7% в 2022 году до 4-5% в 2023 году. При этом в абсолютных цифрах в октябре объемы ввоза стали снижаться. Причем цена одного килограмма сурими в иностранной валюте была на 30% ниже, чем в 2022-м.

3. На третьем месте — креветки ваннамей (они опустились на одну позицию по сравнению с 2022 годом). Их доля в импорте сокращается: если в целом за 10 месяцев их доля составила 9% в весе (12% в стоимости), то в октябре — 7% в весе (10% в стоимости). В 2022 году динамика была противоположной: доля креветок ваннамей росла на протяжении года, и в октябре составляла 12% в весе и 16% в стоимости. Импортная креветка ваннамей еще и стала дешевле в долларах по итогам 10 месяцев 2023 года на 13% к аналогичному периоду 2022 года и на 16%, если сравнивать поставки в октябре. В связи с падением как объема импорта, так и долларовой стоимости ввозимой продукции приходится делать вывод о падении спроса на креветку ваннамей со стороны импортеров. Это может служить признаком снижения покупательского спроса.

4. На четвертом месте семга (по итогам 2022 года она получила «бронзу»), доля которой в 2023 году выросла до 7% в весе (с 6% в 2022 году) и до 13% в стоимости (с 10%). Рост доли в деньгах произошел, несмотря на то, что цена за 1 кг снизилась на 3%, если сравнивать период с начала 2023 и 2022 годов, и на 15% − если смотреть данные с начала октября по 9 ноября. Рост ее доли говорит об устойчивой популярности этой рыбы среди россиян.

5. На пятом месте — гигантский кальмар (в 2022 году он был только восьмом месте). Доля кальмара в весе выросла вдвое: с 3% в 2022 году до 6% в 2023-м, в деньгах − в 1,5 раза, с 2% до 3%. В абсолютных цифрах поставки выросли пропорционально. Кальмар в 2023 подешевел в иностранной валюте, причем наиболее это заметно при сравнении поставок с начала октября − на 20%. Объясняется такой тренд ростом доли более дешевого (по сравнению с китайским) кальмара из Перу: с 57% в весе в 2022 году до 77% в весе в 2023 году.

Какие выводы можно сделать

- В 2023 году продолжался процесс замещения выпавших поставщиков и поиска новых источников в дружественных странах. Этому процессу способствовали восстановившийся внутренний спрос и комфортный курс доллара к рублю. Первый фактор продолжил поддерживать импорт в августе-сентябре 2023 года после резкого подорожания иностранной валюты. К октябрю ситуация резко изменилась: импортеры стали отмечать снижение спроса на импортную продукцию вследствие ее подорожания. Поэтому объемы импортных поставок в целом перешли в крутое пике, прежде всего в сегменте массовой продукции (типичные примеры: скумбрия и креветка ваннамей).

- В то же время в отдельных нишах спрос не только сохраняется, но и растет. Из-за того, что 2022 году был «нелососевым» отечественные производители не заняли полностью нишу, освободившуюся после прекращения поставок семги и форели из недружественных стран. В результате выросли поставки лососевых из дружественных государств, прежде всего, Турции.

- Возросшая популярность кальмара отражает основную тенденцию рынка импортной продукции − смещение сегмента «массовая продукция» в новый ценовой диапазон. Первая реакция людей − отказ от покупки подорожавшего товара и переключение на его субституты. Спрос на гигантского кальмара растет, потому что он почти в три раза дешевле креветки ваннамей, которая «била рекорды» продаж в прошлом году, отмечают аналитики союза.

Источник: Рыбный союз

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>