Вьетнамский пангасиус оценивает результаты перестройки экспорта
Продолжаем следить за рынком одного из главных конкурентов российской белой рыбы, вьетнамского пангасиуса. По итогам трех кварталов его экспортёры отмечают существенный рост поставок в развивающиеся регионы. Это обеспечивает общий рост экспортных показателей в условиях тарифных войн и других изменяющихся геополитических условий.
+35%
В частности, преимущества тарифных льгот для вьетнамских поставщиков подтвердил резкий рост поставок в страны-участницы CPTPP (Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве). Экспорт сюда увеличился на 35% по сравнению с прошлым годом, а доля в общем объеме поставок пангасиуса выросла с 14% до 17%. Напомним, что Россия в данное соглашение не входит, поэтому аналогичных тарифных преференций у наших поставщиков нет. В частности, в Великобритании (член CPTPP) для российской рыбной продукции еще с 2022 года действуют заградительные пошлины в 35%.
+45%
Еще более существенный рост (45%) показали поставки пангасиуса в Бразилию, рынок которой составляет сейчас 8% от общего объема экспорта. Вьетнамские экспортеры отмечают растущий потребительский спрос на белую рыбу на бразильском рынке, который интересен и российским поставщикам. В частности, для российской трески, включая относительно новый продукт – клипфиск, о чем недавно говорили на организованном АСРФ круглом столе Международного рыбопромышленного форума.
+27%
Также зафиксирован рост поставок пангасиуса на 27% в Таиланд, что обусловлено восстановлением внутреннего потребления и его стратегической ролью как реэкспортного центра для рынка АСЕАН.
Группа альтернативных рынков (включая Ближний Восток, Южную Азию и Африку) выросла на 3,6%. Это первые результаты стратегии вьетнамских предприятий по выходу в новые регионы, о которой сообщалось ранее.
В отличие от быстрорастущих развивающихся рынков, традиционные лидеры продемонстрировали противоположные результаты: экспорт пангасиуса в Китай сократился на 2%, такое же сокращение на рынке США на фоне тарифных ограничений.
А вот рынок ЕС демонстрирует стабильность и растущий интерес к полуфабрикатам, что стало следствием ограничений поставок продукции из российской белой рыбы, для которой в ЕС действует заградительная пошлина в размере 13,7%, а квота на беспошлинный ввоз части такой продукции отменена.
Во многом поставки вьетнамского пангасиуса и российской белой рыбы ориентированы на одни и те же направления. При этом на отдельных рынках поставщики из Вьетнама получают преимущества за счет тарифных льгот, которых у российских экспортеров нет. В этой ситуации одним из основных преимуществ остаются востребованные свойства российской дикой белой рыбы, которая превосходит по качеству аквакультурные "аналоги", в том числе пангасиус, что было подтверждено наукой.
Источник: АСРФ





















