О рыболовстве в открытой части Южной Пацифики, и есть ли дополнительные возможности для России?

19 апреля 2021 17:28

Южная часть Тихого океана - важный район промышленного рыболовства для более чем 20 стран. По данным ФАО в юго-восточной части Тихого океана добывается до 10 607 тыс. т гидробионтов (8 236 тыс. т в 2019 г.). В юго-западной части вылов составляет до 576 тыс. т (455 тыс. т в 2019 г.). Эти цифры включают вылов в исключительных экономических зонах (ИЭЗ) прибрежных государств, островных зонах, а также в открытой части океана.

В современных условиях одним из перспективных методов анализа географии и масштабов промысла может быть использование данных позиционирования судов. Популярным проектом этого направления является Globalfishingwatch, созданный организацией «Oceana», корпорацией «Google» и частным фондом. Проект позволяет на основе спутниковых данных получать информацию о промысловой деятельности судов в разных районах Мирового океана.

Примером использования информации проекта Globalfishingwatch может служить карта положения судов 10-25 марта 2021 г. В марте 2021 г. промысел в районе вели Вануату, Венесуэла, Испания, Китай, Китай (Тайвань), Новая Зеландия, Острова Кука (территория Новой Зеландии), Панама, Перу, Португалия, Россия, Республика Южная Корея, США, Острова Фиджи, Французская Полинезия (заморская территория Франции), Чили.

Дислокация рыболовных судов разных стран в районе ЮТО с 10 по 25 марта 2021 г.  (Цветные точки — положение судов. Линии — направления перемещения судов по данным Globalfishingwatch (2021))

Для российского рыболовства южная часть Тихого океана представляет интерес как район промысла ставриды, возможного промысла тунцовых рыб, кальмаров и рыб подводных гор и возвышенностей в открытом море, вне юрисдикции материковых и островных государств и который доступен для экспедиционного флота.

Регулированием промысла в открытой части Южной Пацифики, севернее конвенционного района Комиссии по сохранению морских живых ресурсов Антарктики (CCAMLR), занимаются три региональные организации по рыболовству: Региональная организация по управлению рыболовством в южной части Тихого океана (SPRFMO), Межамериканская комиссия по Тропическим тунцам (IATTC) и Комиссия по рыболовству в западной и центральной частях Тихого океана (WCPFC).

SPRFMO - межправительственная организация, деятельность которой связана с долгосрочным сохранением и устойчивым использованием рыбных ресурсов (пелагических и демерсальных рыб, кальмаров, лангустов) южной части Тихого океана. Эти запасы рыб и кальмаров относятся к трансграничному или далеко-мигрирующему типу. В конвенционном районе вылов в 2019 г. составлял 1421 тыс. т (преобладали ставрида и кальмар). Южнее экватора, граница района регулирования SPRFMO частично совпадает с конвенционными районами IATTC и WCPFС. Комиссии IATTC и WCPFС были созданы для сохранения и управления запасами тунцов и других крупных мигрирующих рыб. Деятельность организаций связана с биоресурсами открытого океана.

Рыболовный флот стран, ведущих промысел в ЮТО включает сейнеры и траулеры для облова скоплений тунцов, ставриды, скумбрии, рыб подводных возвышенностей, ярусные специализированные суда для добычи тунцовых рыб и кальмаров. Для работы в рамках SPRFMO в 2020 г. имели разрешение 1242 судна разного типа. В районах IATTC и WCPFС оформлено разрешение на промысел тунцовых 4090 крупными судами преимущественно кошелькового, ярусного и удебного лова.

Основным объектом российского промысла в открытых водах южной части Тихого океана является перуанская ставрида. Этот промысел впервые получил развитие в 1979 г. в СССР при активном участии института АтлантНИРО. Промысел ставриды в открытых водах южной части Тихого океана регулируется в рамках SPRFMO. Регулирование включает определение национальных квот вылова для участвующих сторон и регистрацию присутствия в конвенционном районе. Россия член комиссии SPRFMO и ежегодно принимает участие в работе этой организации предоставляя промыслово-биологические материалы, участвуя в оценке запасов и обсуждении организационно-научных вопросов.

Объем квоты, выделенный Российской Федерации на 2021 г. равняется 25,7 тыс.т. Несмотря на относительно небольшой объем доступного ресурса, заинтересованность российских судовладельцев в ведении промысла в этом районе сохраняется. Начиная с 2015 г. российские суда участвуют в промысле ежегодно (за исключением 2016 г.). В настоящее время Россия имеет возможность увеличения вылова ставриды в пределах частично выбираемой квоты.

В марте текущего года к промыслу в районе регулирования Комиссии ЮТО приступил траулер «Адмирал Шабалин». За месяц вылов составил 2,5 тыс. т красноглазки, берикса и ставриды. Как и в предыдущие годы, промысел осуществляется в строгом соответствии с действующими мерами SPRFMO, включая выполнение научных наблюдений, которые проводит специалист Атлантического филиала ФГБНУ «ВНИРО». Материалы по биологии промысловых гидробионтов и показателям работы судна будут переданы в Секретариат организации.

Помимо организации работы научных наблюдателей АтлантНИРО осуществляет научно-информационное сопровождение промысла в южной части Тихого океана, включая обеспечение судовладельцев оперативной океанологической информацией на основе спутниковых данных, информацией о позициях иностранного флота по материалам сайтов Globalfishingwatch, Marinetraffic, а также рекомендациями о перспективах и оптимизации промысла. Аналогичные работы проводятся и по другим районам Мирового океана.

Сокращение экспедиционных исследований России в районе ЮТО за последние 10 лет не позволяет достоверно оценить состояние ресурсов отдельных потенциально значимых промысловых видов. Поэтому оценки промысловых параметров частично имеют экспертный характер и основаны на открытых источниках информации и ретроспективных материалах АтлантНИРО.

Среди большого числа промысловых объектов района ЮТО некоторое значение для российского рыболовства, кроме ставриды и тунцов, могут иметь ценные в пищевом отношении промысловые виды рыб. Красноглазки и берикс образуют промысловые скопления в основном над подводными горами хребтов Наска и Сала-и-Гомес, в открытой части океана в районе Новой Зеландии и Островов Кука. В связи с локальным распределением этих рыб их запасы ограничены. По данным акустической оценки, выполненной на СТМ «АТЛАНТНИРО» в 2010 г. суммарная биомасса берикса и красноглазки на двух подводных горах хребта Наска составила около 20 тыс. т. Возможный объем изъятия каждого вида по экспертным оценкам – не более 3 тыс. т. В Юго-Западной Пацифике (ЮЗТО) возможный вылов этих видов оценивается 1-2 тыс. т.

Общая биомасса скумбрии в Юго-Восточной Пацифике (ЮВТО) в 2017 г. находилась в пределах 750-974 тыс. т. В 2020 г. биомасса оценена величиной 400 тыс. т. В связи с сокращением запаса скумбрии правительством Перу была установлена квота вылова на 2020 г. – 75 тыс. т (IMARPE, 2020). В зоне Чили промысел запрещен.

За пределами ИЭЗ Перу и Чили по экспертным оценкам для промысла может быть доступно 16 тыс. т скумбрии, облов которой возможен совместно со ставридой.

Сардина перуанская. Данные съемок Института Моря Перу (ИМАРПЕ) в 2019-2020 гг. указывают на отсутствие скоплений сардины. Крайне низкая встречаемость сардины в промысловых уловах последних четырех лет и результаты съемок дают основание экспертно оценить величину биомассы в 2020 г. на уровне не более 10 тыс. т. Промысел невозможен.

Промысловых скоплений морского леща в открытых водах южной части Тихого океана до настоящего времени не отмечено. Обычно этот вид держится в рассредоточенном состоянии и встречается в качестве прилова. Возможный объем изъятия – 1 тыс. т.

Кальмар-дозидикус в районе регулирования Комиссии (SPRFMO) за пределами ИЭЗ Эквадора, Перу и северной части Чили – один из важнейших объектов международного промысла флотилий азиатских судов светоловов. Их численность в последнее десятилетие достигала 300-450 единиц с абсолютным преобладанием китайских судов (до 250-435) и ежегодным выловом в пределах 250-350 тыс. т. В этом районе освоена практически вся часть промыслового ареала этого кальмара. Кальмар-дозидикус относится к перспективным объектам российского рыболовства. При организации промысла этого кальмара, особенно при освоении лова вертикальными ярусами на свет, объем возможного изъятия российским флотом можно оценить величиной 20 -30 тыс. т.

Вылов большеголова на подводных возвышенностях и на материковых склонах в районе ЮТО в 2014 г. составил 20,5 тыс.т. Современный вылов 2-3 тыс.т. Промысел регулируется Австралией, Новой Зеландией, Чили и запас полностью используется. Лимит вылова на 2021 г. 2,45 тыс.т.

Организация промысла тунцов в ЮТО в современных условиях возможна при наличии специализированого флота, соблюдении мер регулирования в соответствии с ковенционными правилами. Объектами лова могут быть тунцы из группы «тропические тунцы и сопутствующие виды». Возможна добыча мелких видов тунцов. В зависимости от района промысла объемы вылова, конкретные условия и требования по регулированию могут значительно отличаться.

В современном морском рыболовстве рыбы и кальмары открытого океана составляют преобладающую часть промысловой продукции. Изучение этих групп гидробионтов, связанное с продуктивностью океанской пелагиали, получило развитие в первой половине и середине прошлого века и проходило параллельно с организацией промысла. После введения большинством стран 200-мильных экономических зон биоресурсы открытых вод, как в нашей стране, так и за рубежом, стали активно рассматриваться в качестве перспективных объектов рыболовства.

Рыбы и кальмары открытого океана используются промыслом преимущественно интенсивно, а неиспользуемые ресурсы или мало используемые - невелики. Это вызвало необходимость создания Региональных организаций по регламентации и управлению промыслом с целью рационального использования запасов. Рачительная эксплуатация океанических ресурсов служит залогом предотвращения опасности сокращения запасов и стабильного промысла на многие годы.

Обзор подготовили: А.А. Нестеров, Е.М. Гербер.

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>