ФАО консультирует коллег в России по проблеме ННН промысла

17 сентября 2018 15:37

Ежегодно объем незаконного, несообщаемого и нерегулируемого (ННН) рыболовства достигает 26 миллионов тонн, что составляет в денежном эквиваленте почти 24 млрд. долларов США.

В первый день работы Второго Международного рыбопромышленного форума состоялось обсуждение вызовов, связанных с ННН-промыслом. Речь идет не просто об угрозе для эффективного сохранения и рационального использования рыбных запасов. Такой промысел способен существенно ухудшить состояние рыбных запасов, в том числе нивелировать усилия по восстановлению истощенных ресурсов. А это, в свою очередь, приведет к экономическим потерям – как прямых доходов, получаемых от рыбной торговли, так и косвенных, выражающихся в социальных возможностях, таких как трудовая занятость.

С анализом этой проблемы с акцентом на то, «Какие инструменты, механизмы и средства доступны России для борьбы с ННН промыслом?» выступил старший сотрудник по вопросам рыболовства Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) Мэтью Камилльери.

«Понятие «незаконный, несообщаемый и нерегулируемый (ННН) промысел» впервые получило определение и было использовано в качестве широкого термина в 2001 в контексте Международного плана действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации ННН-промысла», – подчеркнул Камилльери.

«Несмотря на то, что передовые технологии позволили странам более надежно осуществлять контроль за своими рыболовными судами и одновременно оберегать свои рыбные ресурсы, на международных форумах по-прежнему актуально звучит тема необходимости повысить эффективность применения Соглашения о мерах государства порта», – заявил в своем выступлении на форуме эксперт ФАО.

«Разработка и принятие международных стандартов с целью улучшить исполнение государствами своих обязательств и с целью эффективного трассирования прохождения морепродуктов через всю стоимостную цепочку стало важным достижение в борьбе с ННН-промыслом, – отметил Камилльери. – Успех достигается, в частности, с помощью ведения документации по улову и учета всех рыболовных судов на региональном и глобальном уровнях».

В выводах экспертов благотворительного фонда The Pew Charitable Trusts также указывается на еще один аспект проблемы ННН-промысла. «Рыболовы-браконьеры ведут себя нечестно по отношению к прибрежным жителям, которые думают, что купленная ими рыба прошла по законной цепочке поставок, искажают научную оценку промысловых запасов, в основе которой лежит точный учет данных, и наносят ущерб законопослушным рыболовам, которые играют по правилам».

Участники круглого стола также обсудили важность таких правовых инструментов регулирования отрасли, как Кейптаунское соглашение, принятое под эгидой Международной морской организации (ИМО), по улучшению условий безопасности и труда промысловых рыбаков и наблюдателей. Этот международно-правовой документ, помимо прочего, будет способствовать обязательному присвоению номеров ИМО и установке систем автоматической идентификации на рыболовецких суда, что позволит их распознавать и отслеживать, повышаю, в конечном счете, прозрачность их деятельности и безопасность экипажей.

Соглашение вступит в силу после того, как 22 государства, чей совокупный рыболовный флот насчитывает не менее 3600 соответствующих судов (длиной более 24 метров), станут его участниками. Присоединение России к Кейптаунскому соглашению, подчеркнули делегаты, «окажет положительное воздействие на российскую рыбопромысловую отрасль и на безопасность рыболовных судов по всему миру».

Как кратко сформулировал эту мысль Петр Савчук, заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству России, присоединение к Кейптаунскому соглашению «будет способствовать честной конкуренции на безопасных судах».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Масштабы проблемы ННН:

  • ННН промысел представляет собой серьезную угрозу для морских экосистем, а также подрывает эффективность мер национального и регионального уровня по устойчивому управлению рыбным хозяйством и сохранению морского биоразнообразия.
  • ННН промысел мотивирован экономической выгодой и может быть связан с организованной преступностью, а также ассоциируется с неприемлемыми и неподобающими условиями труда и трудовым рабством.
  • ННН промысел ставит под угрозу обеспечение средствами к существованию рыбаков и других участников рыбохозяйственного сектора, усугубляет ситуацию с недостаточным питанием, бедностью и продовольственной безопасностью.
  • ННН промысел использует в своих интересах коррупцию в органах управления, а также пользуется слабостью механизмов управления, особенно в развивающихся странах, которые не имеют достаточно возможностей и ресурсов для эффективной работы системы мониторинга, контроля и надзора»
  • Борьба с ННН промыслом требует сильной политической воли и согласованных действий, включая на региональном уровне через РРХО (региональных рыбохозяйственных организаций) от государств флага, государств порта, прибрежных государств и государств-участников рынка.

Соглашение ФАО о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла принято на тридцать шестой сессии Конференции ФАО 26 ноября 2009 года и стало первым имеющим юридическую силу международного соглашения по борьбе с незаконным, несообщаемым и нерегулируемым промыслом (ННН промыслом).

Российская Федерация подписала Соглашение 29 апреля 2010 года и вплотную приблизилась к его ратификации.

Главной целью Соглашения является предупреждение, сдерживание и ликвидация незаконного, несообщаемого и нерегулируемого (ННН) промысла посредством реализации действенных мер государств порта. Соглашением предусмотрено, что стороны, выступая в роли государств портов, будут эффективно применять положения данного Соглашения при заходе или нахождении иностранных судов в порту. Применение Соглашения, в частности, способствует согласованным мерам государства порта, усилению регионального и международного сотрудничества и блокирует поток ННН-пойманной рыбы на национальных и международных рынках.

Факторы, препятствующие выполнению Соглашения о мерах государства порта (СМГП):

  • Недостаток знаний / оценка воздействия ННН промысла и преимущества от реализации СМГП
  • Отсутствие политической воли и слабая структура руководства
  • Сложный / длительный внутренний процесс, связанный с соблюдением международных соглашений
  • Признание недостаточности операционного потенциала для проведения инспекций и реализации мер государства порта
  • Признание слабости законодательной базы для реализации правоохранительных и судебных мер
  • Настороженность в отношении финансовых последствий
  • Удовлетворенность наличием национальных и региональных механизмов для борьбы с ННН промыслом
  • Озабоченность в отношении убытков портовых служб

Источник: ФАО

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
Морской Конгресс
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>