Российско-норвежские переговоры: квоты согласованы, но санкции грозят срывом сделки
На прошлой неделе в норвежско-российской рыболовной комиссии стартовали переговоры об управлении общими запасами Баренцева моря: трески, пикши, мойвы, синей сайды и окуня-клювача.
Как стало известно изданию Fiskeribladet, стороны достигли согласия по общим объемам допустимого улова (ОДУ) и их распределению. Кроме того, если соглашение будет достигнуто, квота на треску не будет сокращена на рекомендованные учеными 21%. Снижение может оказаться меньше. Этот последний момент не удивляет старшего научного сотрудника Института Фритьофа Нансена Анне-Кристин Йоргенсен.
«Российские ученые представили альтернативную рекомендацию о сокращении примерно на семь процентов. Если Россия хочет получить квоту в соответствии с этим, как предполагают некоторые наблюдатели, то можно предположить, что стороны встретятся где-то посередине», — говорит она изданию.
Однако именно санкционный конфликт мешает подписанию соглашения. Речь идет прежде всего о двух российских компаниях — «Норебо» и «Мурман Сифуд», которым запрещен заход в норвежские порты, а также лов в норвежской экономической зоне (НЭЗ).
Пока ни одна из сторон не готова уступать. По информации Fiskeribladet, может рассматриваться возможность открыть доступ для этих компаний в норвежскую экономическую зону, но за пределами 12-мильной границы (т.е. вне территориального моря).
Именно это составляет суть возможного судебного разбирательства между Norebo Holding и норвежским государством в лице Министерства торговли, промышленности и рыболовства.
«Компании требуют лицензий на промысел в НЭЗ. Мы считаем, что у Норвегии нет правовых оснований в рамках рыболовного соглашения закрывать доступ для этих компаний», — заявил Fiskeribladet адвокат российского судовладельца «Норебо» Хальвар Эстгорд.
Российская сторона и Эстгорд считают, что исключение можно применять только против компании, нарушившей законодательство о рыболовстве, и что, таким образом, Норвегия нарушает саму рыболовную конвенцию. По их мнению, компании могут быть включены в черный список только в случае ведения перелова, ННН-промысла (незаконного, несообщаемого и нерегулируемого), сброса рыбы и т.п. «Это не тот случай», — утверждает Эстгорд.
Норвегия ввела санкции против этих компаний летом,через два месяца после того, как аналогичные ограничительные меры против них же ввел Евросоюз. «Норебо» требует также судебного разъяснения, было ли у Норвегии вообще основание для введения санкций против судовладельцев.
«Мы в этом сомневаемся. У нас также есть дело против МИД Норвегии относительно обоснованности обвинений в шпионаже. Мы это также отрицаем. У Норвегии нет оснований утверждать такое», — говорит Эстгорд.
Профессор юридического факультета в Тромсё Туре Хенриксен заявил Fiskeribladet, что, по его мнению, у Норвегии в соответствии с морским правом есть полномочия решать, каким судам выдавать лицензии на промысел в своей зоне.
Как понимает Fiskeribladet, для российской стороны приемлемы как отказ в заходе в порты, так и отказ в доступе внутрь 12-мильной зоны. «У рыболовных компаний нет ожиданий получить доступ к норвежским портам», — говорит Эстгорд.
Может ли это стать возможным решением конфликта между Россией и Норвегией?
«Российская сторона наиболее остро отреагировала именно на вопрос доступа в экономическую зону. Тогда почти само собой разумеется, что более вероятно, что они подпишут соглашение о квотах на треску в следующем году»,— комментирует исследовательница из Института Фритьофа Нансена Анне-Кристин Йоргенсен.
Суда внесенных в списки компаний, у которых уже были лицензии, получили разрешение на промысел в НЭЗ до конца года.
Несколько судов, которые не успели получить лицензии до введения санкций, получили отказ. Это подтверждают документы, к которым получило доступ издание. В сентябре российский траулер «Мелькарт-2» получил прямой отказ от норвежских властей в своей заявке — потому что судно связано с «Мурман Сифуд». В отказе ссылаются на санкции и указывают, что все новые заявки на рыболовные лицензии, а также изменения в существующих, будут отклоняться.
Летом траулерам «Норебо» «Мыс Чихачева» и «Яков Гунин» также было отказано в лицензии на промысел в норвежской зоне по той же причине. Компания подала апелляцию на это решение при помощи адвокатской фирмы Эстгорда.
«Это пробный камень того, что, вероятно, ожидает нас в следующем году, если переговоры не приведут к изменениям», — говорит Анне-Кристин Йоргенсен, старший научный сотрудник Института Фритьофа Нансена, в комментарии Fiskeribladet.
Источник: Fiskeribladet, «nomeatnofish»




















