Как ЗОЖ видоизменит массовое производство продуктов

24 октября 2019 14:35

Кастомизация товаров идет все дальше, и сфера продуктов питания не исключение. Кто-то не ест мясо, кто-то сахар, кто-то не переносит лактозу и т.д. «РБК Pro» разобрался, как должно будет измениться производство продуктов, чтобы угодить всем.

Традиции потребления постоянно меняются, а вместе с ними меняются и системы производства продуктов питания. Появление крупных ретейлеров и торговли в открытом доступе в свое время привели к консолидации производителей и росту производства продуктов с длительным сроком хранения. Сегодня уже другая задача — запросы потребителей становятся все более индивидуальными, меняются под влиянием тенденций ЗОЖ, городского образа жизни, социальных факторов. Явно, что системы производства продуктов питания придется менять, причем это будет происходить еще и под влиянием новых технологий, которые становится легче внедрять под небольшие группы потребителей.
Ирина Нагайцева, представитель Ассоциации «Руспродсоюз»

«Производители готовы вкладываться в новые уникальные продукты, интересные потребителю. Крупные пищевые компании имеют собственные акселерационные программы для стартапов, развивающих свои проекты в сфере продуктов питания и напитков, собственные RND-центры и т.п. Ключевая цель этих проектов — новые вкусы, форматы и технологии».

К примеру, запрос на ЗОЖ уже влияет на традиционное производство продуктов, начиная с сельского хозяйства. Можно выделить три основных тренда:

  • рост спроса на растительную пищу;
  • сокращение потребления сахара;
  • охота за полезными продуктами.
  • Рассмотрим влияние каждого подробнее.


Спрос на растительную пищу

Еще недавно люди не подозревали о вреде красного мяса или непереносимости лактозы, но сегодня сокращение потребления животной пищи становится трендом. Растительные заменители перестают быть нишевыми продуктами, а становятся все более массовыми. По данным исследования Nielsen и PBFA, в 2018 году рынок растительных продуктов США вырос на 20%, при том что в 2017 году рост составлял всего 8%. Самый резкий рост произошел в сегменте заменителей молочных продуктов — сыров, йогуртов, мороженого и пр. Растительное молоко на американском рынке занимает уже около 15% рынка. В Европе оно тоже уже традиционно стоит на полках в магазинах рядом с обычным в холодильнике и выпускается под Private Label сетей.

Рост рынка альтернативных растительных продуктов (Plant-Based Foods) в США в 2018 году, %

Продукты на основе молока (масло, йогурты, сыр и пр.) — 50
Готовые блюда — 28
Мясо — 24
Растительный заменитель яиц — 16
Тофу — 11
Молоко — 9
Источник: Nielsen, PBFA

Охота за полезными продуктами

Ученые периодически открывают не только вред одних продуктов, но и пользу других. К примеру, в свое время охота за витамином C привела к росту спроса на цитрусовые и киви, которое начали массово культивировать в Европе. Сейчас в моде авокадо, с дефицитом которого этим летом даже столкнулись российские сети. В Западной Европе за десять лет в 2008–2018 годах потребление авокадо выросло больше чем в три раза — с 202 млн до 650 млн т. Производство этого экзотического фрукта родом из Мексики переживает активный рост и даже становится новой главной причиной вырубки тропических лесов, подвинув в качестве главного зла кофе.

Логично, что цепочка открытий продолжится и следующей на очереди может стать, например, японская привычка потребления в пищу алоэ вера и т.д. Соответственно, сельское хозяйство должно будет больше обращаться к производству «хитов», и это касается не только овощей и фруктов, но и, например, диетического мяса. Так, по прогнозу BisnesStat, к 2023 году производство крольчатины в России должно вырасти в шесть раз. Должно будет также вырасти производство свежей рыбы.

Александр Кузнецов, сооснователь инвестиционного фонда Russian Friends Capital (строит рыбную ферму в Тульской области):

«К примеру, атлантический лосось, или семга, — это один из ключевых продуктов современной концепции правильного питания и биржевой товар. Охота за omega-3 привела к тому, что рыбы, выловленной в естественной среде обитания, не хватает, чтобы удовлетворить постоянно растущий спрос. Например, сейчас средняя розничная цена килограмма семги в Москве — 960 руб./кг, а средневзвешенная биржевая стоимость — $7–8, или 480–500 руб., за килограмм. Например, в России ежегодно потребляют 100 тыс. т семги, 90% рыбы на нашем рынке выращено в аквакультурах Чили».


К этому можно добавить еще спрос на органические продукты, который при определенных условиях имеет большой потенциал роста. В 2017 году рынок биопродуктов Европы вырос на 11%, до €37 млрд. Их доля в потребительской корзине по-прежнему очень мала — жители Европы в среднем тратят на органические продукты €67 в год. Для того чтобы в стране хорошо продавались биопродукты, она должна быть или очень богатой (так, лидером по затратам является Швейцария — €222 в год), или иметь программы поддержки. К примеру, во Франции доля биопродуктов в рационе с 2015 по 2018 год выросла с 3,2 до 5%: это произошло во многом за счет использования биопродуктов в ресторанах (соответствующее позиционирование стало популярным), а также государственной программе увеличения доли биопродуктов в рационе школьного питания. В России свой толчок должен дать, как минимум, закон об органике.

 

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>