Вы­сокие цены на отечественную рыбу не дают расти спросу

12 сентября 2018 09:06

Российская рыбная отрасль пере­живает переломный момент. После начала санкционных войн со страна­ми — поставщиками морепродуктов она стала привлекательным объектом для инвестирования. Переход на совре­менные технологии обещает полностью преобразить ее за несколько лет. Осо­бенно заметны изменения в отрасли в Дальневосточном регионе, где добы­вается 65% реализуемой в стране рыбы. Эксперты предполагают, что техноло­гическое обновление отрасли должно положительно сказаться на цене про­дукта. Так, в этом году на Дальнем Вос­токе стал рекордным улов горбуши, что уже привело к снижению оптовых цен. А значит, можно надеяться, что она и в розницу станет дешевле.

СЕТИ РАССТАВЛЕНЫ

В советское время рыбохозяйствен­ный комплекс Дальнего Востока и Приморского края был единым ор­ганизмом. Его мощности были пред­ставлены рыбодобывающими, рыбо­перерабатывающими, транспортными судами, вспомогательным флотом, бе­реговыми перерабатывающими заво­дами, холодильными мощностями, портовой инфраструктурой, завода­ми по воспроизводству водных биоло­гических ресурсов, судостроительны­ми и судоремонтными предприятиями. В 90-е годы этот комплекс распался на отдельные предприятия, которые самостоятельно занялись добычей, пе­реработкой и сбытом рыбной продук­ции. Конкурентоспособность отрас­ли резко упала, и прилавки магазинов заполнились импортной рыбой. Одна­ко после введения в 2014 году ограни­чений на импорт продовольствия по­требность в отечественной рыбной продукции резко повысилась, в от­расль потекли инвестиции, и она на­чала оживать.

Сегодня эксперты констатируют, что отечественная рыбная отрасль уже может без сбоев поставлять необхо­димое количество рыбы на прилавки магазинов. По данным Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных пред­приятий, предпринимателей и экспор­теров (ВАРПЭ), за последние 10 лет — с 2007 по 2017 год — добыча рыбы возросла на 41,7%, или 1,4 млн т. По мне­нию президента ВАРПЭ Германа Звере­ва, рыбопромышленные предприятия постоянно модернизируют добываю­щий флот и вводят в строй новые суда, поэтому промысловые возможности рыболовного флота и перерабатыва­ющие мощности судов увеличива­ются. Ежегодно растут и инвестиции в отрасль: например, в 2017 году инвестиции в российские рыбохозяйствен­ные предприятия составили 11,9 млрд рублей.

Несмотря на тактические успе­хи, проблем в рыбной отрасли стра­ны еще предостаточно. Так, обновле­ние рыболовного флота идет слишком медленно — количество эксплуатиру­емых судов, построенных до 1991 года, составляет 90% от общей численности рыболовецкого флота.

— По итогам прошлого года общее количество зарегистрированного ры­бопромыслового флота в России со­ставляло порядка 2320 судов различ­ного типа — добывающие, в том числе маломерные, обрабатывающие, при­емно-транспортные, — говорит управ­ляющий партнер компании Agro and Food Communications Илья Березнюк. — Но рыбопромысловый флот неумолимо стареет. Динамика последних лет пока­зывает, что, даже несмотря на появле­ние новых судов, общее их количество сокращается. Так, за последние три года на отечественных и зарубежных заводах за счет средств судовладель­цев были построены и введены в экс­плуатацию три новых судна — БМРТ «Механик Сергей Агапов», СРТМ «Ягры», СРТМ «Мирах». Для обновления рыбо­добывающего флота этого крайне мало.

По словам президента ВАРПЭ Гер­мана Зверева, сегодня существу­ет внушительный портфель заказов на строительство рыболовных судов на российских верфях. Однако, по не­которым оценкам, судостроительные предприятия пока также недостаточно технически оснащены и не могут спо­собствовать обновлению флота в адек­ватные сроки.

— Строительство рыболовного судна в России занимает три и более года, — говорит генеральный директор хаба­ровского рыбоперерабатывающего предприятия «Иня» Анна Кривченко. — Тогда как в Китае его могут построить всего за шесть месяцев. То же самое касается и ремонта судов — за грани­цей ремонт делают более качественно и не так дорого, как в России.

ХОЛОДНЫЙ ПРИЕМ

Остро стоит и проблема транспорти­ровки рыбы. Выше мы уже говорили, что 65% всего российского улова рыбы обеспечивает Дальний Восток. В цен­тральные регионы рыба доставляется по железной дороге. Фактически это единственный способ доставки. От­правка морепродуктов рефрижератор­ными контейнерами на судах в порты Северо-Запада невыгодна и логисти­чески не оправдана. Железнодорож­ные маршруты через Транссиб и БАМ позволяют разгружать рыбу на всем пути следования, снабжая фактиче­ски всю страну. Тем не менее перевозки рыбы морским транспортом выросли с 10 тыс. т в 2016 году до 23 тыс. т в 2017- м, а на этот год запланирована отправ­ка 50 тыс. т (речь идет только об отгруз­ке в адрес российских портов).

Представители рыболовецких ком­паний утверждают, что полноценно­му использованию железнодорож­ных маршрутов мешает недостаток рефрижераторных мощностей, а так­же высокая стоимость услуг перевоз­чика. Отчасти эти претензии спра­ведливы — транспортные операторы практически не заказывают новые рефрижераторные вагоны и вагоны- термосы. При установленных государ­ством тарифах их эксплуатация нахо­дится на грани рентабельности. Кроме того, пропускная способность желез­нодорожных магистралей на Дальнем Востоке ужа давно находится на пре­деле: подходы к портам забиты эшело­нами с углем, а обратно, соответствен­но, отправляются пустые полувагоны. Увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба — одна из ключевых составляющих инвестиционной про­граммы РЖД. Но до завершения строительных работ еще далеко.

Впрочем, и производители, и пе­ревозчики признают: транспортная составляющая в оптовой цене даль­невосточной рыбы составляет около 7,6% — эта цифра называлась на межотраслевом совещании, которое Рос­рыболовство проводило в августе. Не так уж много для скоропортящего­ся товара, который едет на прилавки через всю страну. Высокая розничная цена на рыбу объясняется еще и тем, что внутреннему рынку приходится конкурировать с экспортными постав­ками. Рыболовецкая отрасль в нашей стране сейчас фактически ориентиро­вана на экспорт продукции.

— В 2017 году рыбная продукция со­ставила около 17% от всего объема рос­сийских поставок продовольствия за рубеж, — говорит Илья Березнюк. — Это второе место после экспорта зер­новых. Общий объем экспорта россий­ской рыбной продукции в прошлом году составил порядка 2 млн т. Это при­близительно половина от всего объ­ема производства. Свыше 75% всего экспорта морепродуктов составила мороженая рыба.

По мнению директора по разви­тию ТМ «Рыбсеть» Полины Кировой, рыбодобывающим компаниям невы­годно вкладываться в строительство береговых перерабатывающих про­изводств, так как они могут дороже продать сырье за границу, да еще и по­лучить возврат НДС. Основными по­требителями российской рыбы и мо­репродуктов являются Китай, Корея и Япония. Экспортные цены повыша­ют и внутренние цены на рыбу.

Все эти проблемы — сложная логи­стика, повышение тарифов, отсутствие субсидирования железнодорожных пе­ревозок рыбопродукции, экспортоориентированность отрасли — созда­ют большую разницу между оптовой и розничной ценой рыбы, длинные це­почки посредников, сборы на каждом этапе ее доставки и, конечно же, отра­жаются на конечной цене продукта.

Правда, в последнее время государ­ство начало активно стимулировать рыбоперерабатывающую отрасль, осо­бенно на Камчатке и Дальнем Востоке. Так, к 2022 году на Камчатке и куриль­ском острове Шикотан планируется построить сразу несколько современ­ных рыбоперерабатывающих ком­плексов с удобной инфраструктурой доставки рыбы с промысловых су­дов на берег. Рыбоперерабатываю­щие предприятия строятся и в других регионах России. Результат этих мер мы сможем увидеть только через не­сколько лет.

По мнению экспертов ВАРПЭ, в це­лом импортозамещение рыбной про­дукции в России состоялось: если в досанкционный период в Россию ввозилось более 150 тыс. т мороженой и охлажденной красной рыбы, то се­годня этот показатель не превыша­ет 35–40 тыс. Рыбный ассортимент в магазинах преимущественно рос­сийского происхождения, и дефици­та рыбы на прилавках нет. Однако вы­сокие цены на отечественную рыбу не дают расти спросу на этот полез­ный продукт. Ритейлеры отмечают, что в последние годы жители России стабильно предпочитают рыбе курицу. А значит, импортозамещение рыбы — далеко не последняя цель для разви­тия рыбной отрасли.

Источник: Известия
{{countTopicsText}}
Вячеслав
12 сентября 2018 17:39
Цены растут только по причине отсутствия механизма рыночного регулирования в России, все рыночные вопросы решаются или в бане или в кулуарах различных организаций. Сегодня ни один из законодателей цен на рыбу и морепродуктов не подтвердит то, что именно он установил такую  цену, каждый тыкнет пальцем в соседа и по идее будет прав, других вариантов кроме первобытных у нас нет. Если одна из крупных компаний падает по цене ,то все упадут за ней, иначе не продадут товар , стоит одной поднять, все поднимут махом. Но первый должен все согласовать с коллегами, которых по пальцам можно посчитать. Вот Вам и рыночная экономика, которая продолжает поднимать цены и снижать внутреннее потребление , при этом пытаясь обвинить во всем кого угодно, но не себя.
Анатолий Фомин
12 сентября 2018 18:30
Вячеслав, извините, но не убедительно!Есть рынок рыбы и морепродуктов...на нем хозяйничают операторы, которые извлекают прибыль из этой деятельности!А как без нее??? Если лишить их прибыли - заставив директивно снизить цены - не будет ни рыбы ни морепродуктов! От слова совсем! Ни по какой цене!Не нравятся цены? Изменяйте условия хозяйствования без ущемления интересов операторов!Вона, за углом у Вас - на ВЭФе - крупный бизнес отползает от нагрузки государства в освоении ДВ, требуя дополнительных льгот!!! А тут - без гос.поддержки - и без прибыли? Неа!
Вячеслав
13 сентября 2018 02:28
Мил человек, "а судьи кто?"  т.е. операторы?  Это они сами и есть, ни одна маломальски уважающая себя контора, вылавливающая 3-5 тыс.т. не позволит себе такую вольность, как предоставлять на реализацию товар сторонним конторам или зависеть от их платежеспособности, держа склады набитыми рыбой в ожидании посредника без денег в период не лучших времен для страны!!!!!!  Схема одна: "Сам поймал, треть передал ( оффилирнул) на крупном опте во Владике, треть  отправил ( оффилирнул) в Москву, треть отправил на экспорт. везде выставил "рыночные цены" и голова не болит и все посредников в сторону. Если серьезно, то посредники уже практически вымерли , как мамонты, остатки вошкаются под ногами у мелкого промысла, которому просто не на что свой сбыт организовать.  А шуму то нагнали, Дарькин на форуме так и сказал, по цифрам мол посредники 200% крутят, да какой же дебил такие деньги посредникам отдаст, Анатолий, смотрите реально на вещи, проведите параллель по форели, вам там виднее, тоже самое и на ДВ Лососе!!!
Анатолий Фомин
13 сентября 2018 07:02
Вячеслав, я не сказал, что Вы неправы - "Цены растут только по причине отсутствия механизма рыночного регулирования в России"... Я сказал - "извините, но не убедительно"... Это подразумевает, что да, на рынке отсутствуют/недостаточны механизмы для "саморегуляции" - и регулятор (эй, Шестаков...ау!!!!) спит/занимается другим... а в это время "прохиндеи" орудуют как им позволено(" шуму то нагнали, Дарькин на форуме так и сказал, по цифрам мол посредники 200% крутят")...
"рыночная экономика, которая продолжает поднимать цены и снижать внутреннее потребление , при этом пытаясь обвинить во всем кого угодно, но не себя" - здесь только потребитель сможет вырулить! Сам! Пример - Джейми Оливер против школьного питания ЛА... Сумел же ОДИН человек все затеять! Но он - хотел! А у нас - НЕ ХОТЯТ! И в первую очередь - потребитель! Он хочет так как это сейчас есть - чтобы есть((( Ну так и не обессудьте!
Александр
14 сентября 2018 11:57
"А у нас - НЕ ХОТЯТ! И в первую очередь - потребитель!"
Каким образом потребитель должен хотеть?Потребитель является заложником политики государства.
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
Морской Конгресс
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>