Потребление рыбы падает из-за того, что розница не умеет её продавать

28 апреля 2021 09:13

На потребление рыбы в России влияет не только цена, но и потребительские представления об этом продукте. Об этом свидетельствуют предварительные результаты исследования, предметом которого стали взгляды населения на ситуацию с потреблением рыбы в России, представленные Центром социального проектирования "Платформа". Около двух третей участников опроса считают рыбу важной, но не главной частью российской кухни, при этом около трех четвертей респондентов заявили, что увеличить потребление рыбы им мешает дороговизна этого продукта.

Эксперты по-разному оценивают итоги исследования. Прежде всего, тенденцию снижения потребления рыбы в России переломить пока не удается. По мнению председателя совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Александра Борисова, ситуацию определяет падение доходов граждан и отсутствие крупных игроков, готовых вкладываться в развитие "рыбного" сегмента. За последние шесть лет говядина подорожала на 43 процента, свинина - на 23 процента, рыба мороженая - на 87 процентов, соленая и копченая - на 68 процентов. Существует проблема с переработкой и реализацией, которая усугубляется большим логистическим плечом доставки в центр потребления. Плюс скандальная репутация отрасли, которую создают недобросовестные производители, выдающие более дешевые сорта рыбы за более дорогие и превышающие допустимый объем глазури.

Представители рыбодобывающей сферы не соглашаются с этим мнением. По словам представителя группы "Норебо" Сергея Сенникова, спрос на рыбу не может определяться только доходом. Например, в Германии, экономика которой является одной из сильнейших в Евросоюзе, потребление рыбы составляет около 15 килограммов на человека. В Португалии, которая является гораздо более бедной страной, население потребляет рыбы около 54 килограммов на одного человека.

- Прямой корреляции между доходом и потреблением нет, - убежден Сергей Сенников. - Это только один из факторов. Не меньшую роль играют традиции и культура потребления рыбы.

По словам эксперта, российскому ретейлу пока только предстоит выработать навыки эффективной продажи рыбы. В сетевых магазинах зачастую нет ни оборудования, ни специалистов. Мало кто готов закупать дорогие, но качественные холодильники, строго контролировать температурный режим или помогать ориентироваться потребителю. Вид рыбной полки в сетевых магазинах удручает: рядом с высококачественной и дорогой продукцией выложена перемороженная и дешевая рыба.

- На российском рынке рыбы достаточно и с ассортиментом все в порядке, но мало предприятий, которые способны сделать из нее красивый и качественный продукт, радующий глаз, - считает председатель Рыбного союза Александр Панин. - В мясной отрасли подобное произошло только после того, как был принят ряд мер поддержки сельхозпроизводителей. Существующие рыбоперерабатывающие мощности устарели. Необходимы модернизация действующих и строительство новых современных, автоматизированных и технологичных предприятий рыбопереработки, в том числе в центральной части России - в непосредственной близости от основных рынков сбыта.

Представители ретейла отмечают, что с рыбой работать сложнее, чем с другими видами продуктов. Из-за коротких сроков хранения и высокой стоимости обработки возникают высокие риски во всех цепочках поставок.

При этом сложнее всего работать со свежеохлажденной рыбой, ведь торговля ею не может сводиться к тому, чтобы выкладывать ее утром и снимать вечером. Здесь необходимо отладить четкую производственную цепочку. Например, утром выложить охлажденную рыбу на три часа. По истечении этого времени снять ее и передать в цех полуфабрикатов. Еще через три часа полуфабрикат должен уходить на горячее блюдо. Но это идеальный вариант, который требует немалых затрат и из-за стремления торговых сетей сэкономить применяется довольно редко. Магазин "у дома" не может обеспечить быструю ротацию товара, так как его посещают сотни человек в день. Держать при таком трафике все свежее и охлажденное не всегда возможно.

Но данные проблемы решаемы. Это лишь вопрос выбора: реализовывать потенциал роста продаж охлажденной рыбы, в существовании которого никто из экспертов не сомневается, или идти по проторенному пути. Опыт успешных ретейлеров позволил выработать ряд эффективных мер. Необходимо уменьшать выкладку замороженной рыбы в пользу охлажденной, расширять ассортимент охлажденной продукции, отмечает директор по ассортименту одной из торговых сетей Марина Никитина. Также имеет смысл увеличивать оборот и снижать розничную цену. Также необходимо развивать категорию охлажденной рыбы, подчеркивает эксперт. Но надо, чтобы все - от производителя и закупщика до покупателя - были уверены в качестве. В этой сфере как нигде важно партнерство сетей и производителей, работающих по единым правилам.

Екатерина Шаповалова, автор проекта "Гастрономическая карта России":

- К качеству мурманской рыбы у меня претензий нет. Но над упаковкой и формами подачи нужно еще много работать. По некоторым позициям не удается дойти даже до этикетки приемлемого вида. До сих пор очень мало внешне привлекательных образцов северной рыбопродукции с маркировкой, что это арктический деликатес из Мурманской области, чтобы его хотелось не только купить и съесть самому, но и увезти с собой и кому-нибудь подарить. Однако работа над этим ведется. В Мурманской области есть гастрономические сувениры, которые мы с гордостью дарим нашим иностранным гостям, в том числе представителям дипмиссий.

{{countTopicsText}}
Ника
29 апреля 2021 13:47
Легче всего все свалить на розницу.
Татьяна
29 апреля 2021 14:58
- Прямой корреляции между доходом и потреблением нет, - убежден Сергей Сенников. Хахаххаах, спасибо, посмеялись. Тоесть, чем беднее население, тем больше дорогих продуктов потребляют. Попахивает идиотизмом и несостоятельностью. Филе курицы - 200 р/кг, свинина -270 р/кг, филе трески мрм - 500р/кг, филе лосося - 1200р/кг. Ну конечно, цены тут вообще ни при чем. Побегу  очередь за филе лосося занимать.
Вася
30 апреля 2021 10:15

Он же полностью не отрицает, вот говорит "Прямой корреляции между доходом и потреблением нет, - убежден Сергей Сенников. - Это только один из факторов. Не меньшую роль играют традиции и культура потребления рыбы"

Согласен, про традиции потребления рыбы. В СССР рыба была дешевой, а народ сильно не ел ее, им подавай мясо.  

Войтюк Александр Валерьевич
30 апреля 2021 16:12
В ритейле сейчас лидирует формат "магазин у дома" (Пятерочка, Магниты и т.д.) , в котором не предусмотрена торговля через прилавок, а именно так продается охлажденная и живая рыба(упаковка, взвешивание, чистка, нарезка, вылов из аквариума продавцом за прилавком). Более того в этих магазинах нет складских условий для рыбы(хотя и для всего остального, выгрузка по сути происходит в зал). Поэтому в этот подавляющий сегмент продуктового ритейла дорогостоящие витрины некуда да и не за чем ставить просто. Хоть вкладывайся, хоть не вкладывайся. 
А та рыбная продукция, которая в них представлена, зажата с одной стороны экономической моделью формата, с другой стороны коррупцией закупщиков сетей и инертностью производителей. Пример. На полке 10 марок шпрот, из них 2 марки из Калининграда, остальные как белорусские креветки и армянские бананы. Из этих 2 марок только один производитель в стеклобанке. Итого 9 одинаковых и один отличающийся и логичный в своем присутствии. Вопрос: надо ли 10? развивается культура потребления шпрот(рыбы) или консервов как таковых? Для рыбной продукции, которая не представлена еще, место на полке занято. Для косервной продукции(не рыбной), которая не представлена еще не в сети не в ритейле России как таковая, тоже места нет. Про мороженную продукцию: лари забиты заранее неинтересными позициями по неадекватной цене.
Остается 2 сетевых формата, где можно развивать культуру потребления: супермаркет и гипермаркет. Гипера отбросим, потмоу что они терпят крах. Супермаркет - единственное место, где можно порезвиться. Но их в структуре ритейла России не так уж и много. Остается специализированная розница, за которой интересно наблюдать.  
Ярослав Мудрый
4 мая 2021 10:27

Где эти адекватные цены? Что-то их нигде не видно.


Осипов Максим Игоревич
2 мая 2021 09:12
Мойва в рознице 400 рублей.
Ярослав Мудрый
4 мая 2021 10:25
Если мойву выставляют по 400 рублей, значит это кому-то нужно)))
МПО Рыбкооп Сахалинский Стандарт
5 мая 2021 06:10
Это звоночек инвестору для организации на следующий год добычи цивилизованной и технологичной ПУТИНЫ.
Кто разУмеет,тот может обращаться к нам ..организуем Целевую Программу добычи на Сахалине!
Вадим
5 мая 2021 08:11
))  Доброе утро!     Потребление рыбы в Германии  36 кг на душу населения.   Есть данные.   Север ФРГ особенно, в Гамбурге до 65 кг в год. (данные для просмотра ссылки зарегистрируйтесь или войдите;    Доходы населения и социальная стабильность после режима "выживания" позволяет домохозяйствам думать и настраивать свой бюджет на более здоровую еду .   Именно забота о своем здоровье как  стадия стабильного общества, вызывает повышенный интерес к морепродуктам.      Потребление или потребность возникает и возникнет у нас, как только изменятся доходы семей.       Потребность рынка сама приведет к улучшению культуры подачи и формата розничной торговли.    Не в коем случае нельзя уменьшать объем замороженной рыбы,  заморозка делает рыбу более безопасной и позволяет охватить наши огромные расстояния.       Ну, если бы не заморозка наваги подледного лова на Сахалине, как бы ее смогли полюбить в Сибири..  и не только.    
Андрей
5 мая 2021 13:12
Что все так зациклились на связи процветания и потребления рыбы?!  Вот в Сомали едят аж 90 кг на человека. Они там ооочень богаты, наверное. А в Австрии и Чехии едят чуть больше килограмма. Они бедные. Так получается. 
Вадим
6 мая 2021 08:59
 Африка;    Мозамбик, Ангола, ЮАР .   Мы работали там на креветке тепловодной .    Культура по потреблению там другая. "Пеш де мама" ))) ,    Да и вообще нет никакой статистики,  системы..   в Чехии смогу запросить,  чуть позже опубликую структура и цифры
Андрей
6 мая 2021 12:01
Сайт ФАО вам в руки. Все посчитано до нас и считается постоянно, только зазор от сегодняшнего дня стабильно большой. 
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>