Аквакультура в законе

30 августа 2013 11:50

Не так давно глава государства Владимир Путин подписал ФЗ № 148 «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на volgograd.ru.

В первом чтении законопроект был принят 25 марта 2011 года, затем работа затянулась. Второе и третье чтения в Госдуме документ прошел только в июне 2013-го. К слову сказать, всего Закон «Об аквакультуре» писался... 14 лет. За эти годы мы катастрофически отстали от всего мира в этом секторе рыбного хозяйства. С надеждой на лучшее давайте попробуем вникнуть в новый документ...

Печальненько...

Страны, оказывающие серьезную поддержку рыбной отрасли на государственном уровне, значительно укрепили свою продовольственную безопасность и смогли существенно подняться в рейтинге производителей товарной продукции.

Что касается Российской Федерации, то картина здесь, к сожалению, очень печальна. Россия производит только 0,2% мировой продукции аквакультуры. Вместе с тем наша страна располагает крупнейшим в мире водным фондом, пригодным для ведения аквакультурной деятельности. Это 225 тыс. квадратных километров озер, 43 тыс. квадратных километров водохранилищ и 520 тыс. километров водной глади рек, а также огромные площади прибрежных акваторий морей.

По данным Росрыболовства, на этой территории в сфере аквакультуры работает 2427 хозяйствующих субъектов различных форм собственности (большинство из которых малые и средние предприятия).

При этом производство продукции товарного рыбоводства в Российской Федерации колеблется на уровне 130—140 тыс. тонн, а продукция марикультуры не может преодолеть барьер в 10 тыс. тонн в год. Таким образом, в среднем одно хозяйство аквакультуры производит около 58 тонн рыбопродукции в год. Это небольшие объемы. Если сравнивать с рыболовством, это один день работы одного траулера. В передовых странах объемы производства продукции аквакультуры в хозяйствах сопоставимы с объемами годового вылова одного судна.

В нашем родном Южном федеральном округе зарегистрировано порядка 800 организаций, осуществляющих деятельность по аквакультуре. Основными объектами выращивания являются карп и растительноядные рыбы.

Рыбалка не отменяется

Грустная картина усугубляется так до конца и не выясненными моментами. Чем, к примеру, закончилась история с обсуждением законопроекта о любительском рыболовстве, которая имела ну просто колоссальный резонанс. Почему не доходит до потребителей отечественная рыба, а на столе у россиян в основном искусственно выращенные хек, минтай и путассу из Китая? И по какой причине, в конце концов, эта самая искусственно выращенная рыба стоит у нас в разы дороже дикой?

Начнем с рыбаков-любителей, все же их у нас в стране миллионов тридцать, по самым скромным подсчетам. Им и сообщаем: нашумевший ФЗ «О любительском рыболовстве» находится в Минсельхозе, видимо, на доработке. А ведь впервые всколыхнул он умы повелителей мормышки и поплавка еще два года назад. Общественная экспертиза документа состоялась, в конце прошлого года правительство внесло законопроект в Госдуму, и дискуссия началась по новому кругу. Пока определились с основным: любительская рыбалка в стране бесплатная и свободная, без фишкарт, без сетей, с суточными нормами вылова. Лицензия нужна только тогда, когда речь идет о ценных и особо ценных породах рыб. А платная рыбалка будет внедрена только на частных водоемах. Определились с этими моментами окончательно, а вот закон как таковой пока не приняли. Ждем-с!

Учиться, учиться, учиться...

Теперь о ценах... На сегодняшний день цены на рыбу в стране, по данным Росстата, в два с лишним раза ниже темпов инфляции. То есть рыба в этом году не дорожала. Норвежские поставки рыбы в Россию за семь месяцев текущего года сократились почти на треть. Причем речь идет об искусственно выведенной рыбе. При этом норвежские рыбоводы успешно компенсировали сокращение объемов высокой закупочной ценой на свою продукцию.

Специалисты говорят, что, конечно же, можно было бы вообще ограничить доступ дорогой норвежской рыбы на наш рынок. Не задирайте, мол, цены, господа! Но сей шаг опять же приведет к увеличению цены. Помните историю с гречкой? Как она резко подорожала, а потом просто начала исчезать с прилавков, потому что ретейлерам проще было убрать ее совсем, чем судиться с ФАС по поводу цены. Те же норвежцы занимаются аквакультурой 25 лет, ежегодно выделяя на это 2,5 млрд крон из бюджета страны. Россия этот технологический рывок не совершила. Отсюда следует вывод: нам следует у тех же норвежцев учиться, учиться и учиться...

Минтай-путешественник

Если верить статистике, которая, как известно, знает все: у нас сегодня рыбы в стране потребляется 28 кг на человека в год (при том что для здорового питания, как утверждает Минздрав, достаточно 18—20 кг). На 78% эта рыба российская. К 2020 году поставлена задача добиться 80%. В Росрыболовстве при этом очень хотели бы, чтобы рыба, которая уходит на экспорт, шла с большей степенью добавленной стоимости, то есть переработка должна происходить у нас, автоматически повышая стоимость рыбы, а то картина на сегодня такова: мы поставляем в Китай 700 тыс. тонн минтая ежегодно, там из него делают филе и большую часть отправляют в Европу. Российские торговые сети потом покупают минтай в Дании. Хотя там отродясь его не ловили. С большой степенью вероятности можно предположить, что это российский минтай, который прошел какой-то очень сложный путь обратно. Так вот, необходимо, чтобы часть добавочной стоимости оставалась в России и доставалась нашим рыбакам в виде прибыли и государству в виде налогов.

И еще... То, что искусственная рыба у нас действительно стоит дороже дикой в 3—5 раз, специалисты считают чуть ли не национальным позором. В мире ведь все наоборот, а мы до сих пор со времен СССР считаем, что импорт — это нечто добротное и привлекательное. Что мы получаем из-за рубежа? Сибас, дорадо, телапия, пангасиус... Да разве могут сравниться эти виды с дикой российской рыбой, которая ценится во всем мире. Ведь чем рыба севернее — тем жирнее, тем полезнее. У искусственной рыбы одно достоинство: ее можно поставлять круглый год. Но не сравнится она ни с карпом, ни с сазаном, ни с корюшкой, ни с жареной мойвой, ни с щучьей икрой...

Есть предложение!

Глава Росрыболовства Андрей Крайний внес предложения на сей счет лично президенту: есть ставка за пользование водными ресурсами, в свое время для рыбаков ее снизили до 15%. Пусть теперь тот, кто везет рыбу на наши предприятия, не платит этой ставки, а тот, кто везет необработанную рыбу на экспорт, отдает 40—50%. Если рыбак поймал рыбу в исключительной экономической зоне, получить документы на экспорт ему гораздо проще и быстрее, чем оформить их для поставки на территорию России. Для перевозки из субъекта в субъект нужны справки управлений Россельхознадзора этих субъектов и еще федерального! Это обходится отрасли в 5 млрд рублей ежегодно.

«Мы предложили вариант, о котором уже два года говорим: ученые, изучающие конкретный район, засвидетельствуют, что заболеваний здесь нет, мы выдадим разрешение на вылов, и с его копией рыба начнет передвигаться внутри страны, — рассказывает Крайний. — А на рыбоперерабатывающем предприятии, на прилавке магазина, в ресторане, то есть там, где рыба соприкасается с человеком, начинается зона ответственности санитарных врачей. Мы же выдаем такие сертификаты для Евросоюза!»

Но эта идея вызвала серьезное сопротивление со стороны тех, кто эти справки штампует, ведь столько лабораторий на этом рыбном месте кормится! А вот еще один казус: в позапрошлом году ветсвидетельств на вывоз судака из Ростовской области было выдано в два раза больше, чем размер общего допустимого улова. Вот так за счет ветеринарных справок легализуется браконьерская рыба.

Важны качество и количество

Качество рыбы — тоже не праздный вопрос. Росрыболовство предлагает разрешить применение единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) для малых рыбопромышленных предприятий и называет это симулирующей мерой. В нашей стране рыбный промысел зачастую находится далеко от берега, поэтому 70% рыбы перерабатывается в море. Если ее не заморозить, просто не довезешь, поэтому первичная переработка сохранится. Но производство соленой, копченой, сушеной рыбы, того же филе, икры, конечно, должно происходить на берегу.

В Росрыболовстве хотят, чтобы предприятия, у которых 75% продукции — рыбный ассортимент, пользовались ЕСХН. Опыт применения этого налога в рыбной отрасли есть — это поддержка для малых и средних предприятий, благодаря ему они выжили во время кризиса. Рыболовство ведь было единственной отраслью в 2009-м, которая дала рост ВВП 6,2%, и это тогда, когда нефтяники, газовики, финансисты рухнули. За счет чего? Да за счет того, что рыбакам была дана возможность вовремя выходить на промысел, на 10—20 лет они получили рыбопромысловые участки. У рыбаков появился горизонт планирования, появилась стабильность. А их стабильность — гарант вкусной, свежей, полезной отечественной рыбы на столах потребителей.

Источник: volgograd.ru
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>